Мастер-класс Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе

Магия рукоделия
Содержание статьи:

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе

Всем добрый день и хорошего настроения!

Наконец-то я снова на ярмарке и могу продолжить серию МК по работе с соломкой. Пока я отсутствовала в виртуальном мире, на Ярмарке мастеров появились несколько мастер-классов по работе с соломкой. Это очень здорово! Но, тем не менее, я не увидела в них то, что хотела рассказать. И это тоже здорово, потому что моя «ниша» осталась свободной и я могу продолжить с того места, где остановилась.

Итак, в своей статье Выбор материала для изготовления аппликаций из соломки я рассказывала где, как и какую можно заготовить соломку для работы. В данном мастер-классе я расскажу, как нужно подготовить соломку к работе. Приступим.

Необходимые инструменты и оборудование:

-Твердая подложка для разрезания (раньше я использовала стекло от буфета (небольшой размер и обработаны края. Если вы возьмете просто кусок стекла, то торцы обклейте малярным скотчем, чтобы не порезаться во время работы. Сейчас у меня какой-то толстый, твердый, но при этом гибкий пластик);

-Ножницы большие или секатор;

-Ножницы маникюрные (скальпель, канцелярский нож);

-Емкость для варки;

-Тканюшка для подкладывания при глажке;

-Утюг (возможно, понадобится средство для чистки утюга).

Стебель имеет цилиндрическую форму, разделён на междоузлия прочными перегородками – узлами.

В ходе заготовки узлы срезаются (срезанные узлы и называются «бирюльками» 🙂 ), в работе используются междоузлия. Главное, собрать соломку не загнившую и не почерневшую, потому что при обработке чернота усиливается. На фото ниже показан пучок колосьев овса

Когда вы возьмете колосок в руки, то увидите, что из каждого узла растет лист. Сначала он плотно облегает стебель, а где-то по середине между узлами формируется в привычный нам лист. Когда срезается узел, лист можно снять (если лист держится очень крепко и сниматься не хочет, можно чуть- чуть покрутить стебель пальцами, слегка приминая, лист гораздо мягче самого стебля и снимется быстрее, чем можно будет размять стебель). При этом будет заметно, что оголившаяся часть стебля имеет естественный глянец, ровный цвет, и, как правило, не подпорчена. Там где стебель был «открыт всем ветрам» на стебле могут быть крапинки, изменения цвета и т.д. Можно в этом месте сразу же стебель разрезать и сортировать соломку по качеству.

Для работы, как правило, используется средняя часть стебля. Нижняя часть (ближе к корню) – более плотная, твердая и хрупкая, с ней тяжелее всего работать. Самая верхняя часть (под колосом) – самая тонкая и мягкая, начинающим сложно будет использовать ее, но в руках мастера – такая соломка превращается в настоящие шедевры. Я собираю все части стебля – в нижних можно чаще встретить интересные оттенки, а толстые стенки можно и утончить (ниже я расскажу как). Все узлы вырезали, листья сняли, и получили соломенные трубочки

Полученные трубочки желательно рассортировать по длине, толщине и цвету для удобства в работе. Пока делала МК, получила ответ на собственный давний вопрос: в каком виде лучше хранить соломку – в виде трубочек или уже обработанную в виде полосочек? Отвечаю: в виде полосочек. Поясню почему. Когда-то давно я заготовила соломку, но не было необходимости всю ее использовать, поэтому она осталась храниться в виде трубочек. При подготовке МК пришлось ее распаривать, и тут я поняла, насколько соломка пересохла и охрупчилась. Это не значит, что как только вы принесли соломку с поля ее надо обработать в этот же день. В некоторых источниках даже рекомендуют подержать ее несколько дней на солнечном свету, чтобы соломка «набрала цвет», стала более золотистой. У вас вполне есть в запасе несколько недель и даже месяцев (собрав соломку осенью, обрабатывать ее можно «долгими зимними вечерами»), но помните про высыхание соломки и не затягивайте это дело.

Для дальнейшей работы соломку необходимо распарить. Как правило, во многих учебных пособиях и МК в интернете пишут, что надо прокипятить в воде около 20-30 минут. Если вы работаете со «свежей» (будем так называть соломку последнего урожая), то этого времени достаточно. Если соломка лежала очень давно и стала хрупкой (к сожалению, степень хрупкости можно будет понять только при последующей обработке), то лучше поварить ее подольше. И здесь важно даже не сам процесс кипячения, а именно время нахождения в воде. То есть можно закипятить и оставить в воде на несколько часов, а лучше на сутки. (Как всегда в науке, случайно нашла способ кипятить соломку без проблем: в мультиварке! (конечно, если вы уверены в чистоте соломки в плане удобрений и прочих примесей. В крайнем случае, можно использовать отдельную чашу, специально для соломки). Так как в настоящий момент полноценной плиты у меня нет, и нет возможности подолгу стоять возле кастрюли, я решила прокипятить соломку в мультиварке (соломка со своего огорода, так что в ее чистоте я уверена). Первый раз поставила время 20 минут. Тут-то я и обнаружила насколько моя соломка пересушена. Второй раз поставила на час, и после этого она еще долго там остывала. Способ мне понравился – не надо контролировать процесс, руки свободны, лишнего пара/дыма тоже нет). Чтобы соломка не пересохла до конца обработки ее можно завернуть во влажную ткань и в течение 2-3 дней можно хранить в холодильнике. Дольше хранить не рекомендуется – соломка начинает загнивать и портиться.

В статье я писала, что не подкрашиваю соломку красками, но можно придать оттенки с помощью соды (получаются золотистые оттенки) или уксуса (соломка отбеливается). Недавно узнала из МК Кони на водопое или еще раз о соломке , что соломку отбеливают перекисью водорода, а так же бытовыми отбеливателями. В интернете есть интересные статьи по поводу окрашивания соломки. Предлагается и луковая шелуха, и зеленка, и кора дуба. В том числе предлагаются и рецепты. Но, так как я описываю свой опыт, то приведу только те рецепты, которые опробовала сама, чтобы не быть голословной. (Уже много раз подрывалась на советах «с потолка».)

Отбеливание с помощью уксуса. Столовая ложка на литр воды. Соломка укладывается в кастрюльку, заливается жидкостью и кипятится, пока не получится нужный оттенок. Когда-то давно экспериментировала с количеством уксуса – можно и больше, но надо тщательно следить за процессом. При длительном кипячении и высокой концентрации уксуса соломка теряет свой природный глянец и становится тусклой. На самом деле этот способ не рекомендую, т.к. пары уксуса вредные, запах при кипячении слишком сильный. Соломка получается не очень красивой, какая-то «безжизненно» белая.

Подкрашивание содой: чайная ложка на литр воды. Получается золотистый цвет. Экспериментировала с количеством соды – чем больше, тем интенсивнее и темнее цвет. Больше 5 столовых ложек на литр воды добавлять смысла нет — результат не меняется. На самом деле, оттенки, полученные окрашиванием содой, характерны для овса. В прошлом году собрала природную соломку такого же цвета, как когда-то красила содой. (ниже приводится сравнительное фото).

Крашение луковой шелухой. Много раз встречала совет о покраске луковой шелухой, при этом обещали красные оттенки. Вот и решила проверить. Поскольку конкретного рецепта (количество «красителя» на количество воды и время кипячения) не было, то делала на свое усмотрение. На данное количество шелухи (имеется ввиду столько, сколько вы смогли найти) воды столько, чтобы «смочить шелуху и чтобы для соломки осталось». То есть сильно много воды я не лила, поскольку и соломки у меня было совсем чуть-чуть. Это как раз и был тот случай, когда я решила опробовать мультиварку. Варила сначала 20 минут. Во-первых, сама соломка не сильно размякла, а во-вторых даже не покрасилась. Второй раз варила час, и еще часов 3 или 5 соломка там остывала. Цвет стал коричневый, но ни сколечко не красный. При этом окрасилась сама мездра, а не наружная сторона соломки

Крашение с помощью «жарки». Пробовала «жарить» на сухой сковороде сами трубочки, результат не очень меня впечатлил: поскольку трубочка круглая, она легко катается по сковороде, контактное пятно очень маленькое, и у меня получались «полосатые» соломинки. Жарила уже готовые полосочки, тоже морока: от жара полоска выгибается, приходится чем-то ее придавливать, одну придавишь — остальные выскальзывают, пока с одной возишься, остальные уже подгорели. С каждой поштучно возиться не рационально. Пробовала поджарить утюгом во время глажки – скорее прожаривается ткань вокруг соломинки. Но если полосочка получилась тоненькая, то можно и добиться некоторого результата в покраске.

Пока готовила МК, пробежалась еще раз по интернету в поисках информации о крашении и нашла интересную статью. В ней как раз рекомендуют перед покраской соломку слегка прокипятить с уксусом, тогда крашение пройдет легче. Когда у меня появится возможность, пожалуй, попробую еще раз разные способы окраски и, возможно, напишу отдельный МК на эту тему.

1 — исходная ржаная соломка. Как видно оттенки бывают разные, и даже зеленый цвет сохранился (но на свету он потом дозреет)

Республика мастеров. Мастер-класс по изготовлению картины из соломы

2 — исходная овсяная соломка.Она больше золотистая, но тоже много оттенков

3 — ржаная крашеная в соде. Специально положила рядом с овсяной, чтобы сравнить оттенки, как видно — они похожи. Причем сохраняются все пятнышки, полосочки и прочие рисунки исходной соломки.

4 — крашения «жарение утюгом». Отдельная соломинка — это изнаночная сторона, она как раз больше прокрасилась, рядом две соломинки — это лицевая сторона. Результата практически не видно. На первой соломинке есть опяленный край — это я пыталась над свечкой прожарить, тоже безрезультатно.

5 — крашение луковой шелухой. на фото не очень четко видно, но она чуть коричневее, чем крашеная содой

После водных процедур переходим к физическим упражнениям: из соломенных трубочек нужно изготовить полоски. Еще влажные трубочки разрезают вдоль стебля и разглаживают, превращая в плоскую ленту. Трубочка не совсем разрезается, а как бы вспарывается. Резать можно разными инструментами: прокалывают стебель иглой (изнутри трубочки наружу), затем иглу устанавливают снаружи стебля и ведут до конца трубочки, делая один разрез. Можно резать маникюрными ножницами – одно лезвие вставляется в трубочку, второе частично раскрывается и ножницы одним движением ведут до конца трубочки (так иногда режут парниковую пленку, бумагу). Можно канцелярским ножом: трубочку лучше положить на твердую поверхность, ввести кончик ножа в отверстие и одним движением провести до конца трубочки. Если делать на весу, то нож легко вонзается в противоположную стенку и может разрезать трубочку пополам, что не всегда надо. Я же разрезаю скальпелем, режется также как и канцелярским ножом, но можно и на весу. Видимо за счет формы лезвие не так стремиться вонзиться в противоположную стенку. И еще, почему удобно резать скальпелем: вторым движением, поменяв наклон скальпеля, разравнивается трубочка, выгоняется лишняя вода и снимается слой мездры за один проход. На фотографии показано как я разрезаю соломку

Лезвие ведем одним уверенным движением. А затем разравниваем будущую ленточку соломки:

кладем соломку на твердую подложку, располагаем лезвие скальпеля перпендикулярно (или почти перпендикулярно) стеблю и с небольшим наклоном к себе, руку ведем от себя одним твердым уверенным движением с некоторым нажимом. Силу нажима придется регулировать в зависимости от качества соломки: если хорошо распарилась, тонкая мягкая стенка, то усилие небольшое. Если стебель толстый и оказался твердым, придется надавить посильнее. В процессе работы вы быстро приспособитесь, как надо держать инструмент и с какой силой давить.

За счет этого движения из стенки соломинки выдавливается лишняя влага (в дальнейшем легче гладить), снимается внутренняя грязь. Если стенка толстовата, то снимается некоторый слой мездры.

Если стенка оказалась очень толстой (нижняя часть стебля), то развернув лезвие от себя можно ее срезать, но в этом случае действовать нужно очень аккуратно – потому что легко прорезать соломинку насквозь.

Таким образом обрабатываем все соломинки.

Теперь почти готовые ленточки необходимо окончательно досушить и разгладить – прогладить утюгом – так они быстрее высохнут и примут плоскую форму, а наружная сторона станет более блестящей. Глажку лучше начинать с глянцевой стороны – она не липнет к утюгу и за один неспешный проход ленточка хорошо подсыхает.

Проглаживаем с другой стороны и получаем готовую соломенную ленточку из которой уже можно делать аппликацию.

Можно прогладить несколько полосочек за один раз

Любуемся проделанной работой

Распаренная и вымоченная в воде, соломка становится настолько гибкой, что из нее можно сплести и вырезать очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Минусы такого способа получения соломенных ленточек: кипячение и все связанные с этим неудобства; если начал работать, то желательно довести процесс до конца, иначе можно загубить материал; возможное пачкание утюга и последующая его отчистка. Плюсы: соломинка гибкая, с ней удобно работать, можно снимать мездру без особых усилий и без значительных повреждений соломинки, соломка приобретает дополнительные глянец, гибкость и мягкость.

Есть еще так называемый «холодный способ»: сухая трубочка соломинки вспарывается любым удобным способом, а затем тяжелым тупым предметом или ручками ножниц разглаживается соломинка с внутренней и внешней стороны, пока она не станет плоской как лента. Если у соломки толстые стенки, то можно срезать мездру. Минусы такого способа: соломка хрупкая, с ней тяжелее работать, на разглажку нужно приложить много усилий, при срезании мездры легко порезать саму соломину, дополнительный глянец не появляется. Плюсы: способ применяется в детских коллективах, когда с запариванием не связываются по технике безопасности. Я сама таким способом не пользуюсь.

Отдельно хочу отметить еще несколько моментов. Как видно из описания, процесс подготовки соломки не столько сложный, сколько монотонный. Поэтому можно помедитировать. В крайнем случае, можно обрабатывать соломку небольшими пучками (буквально, сколько в руку поместилось) за один раз. И не надоест, и материал не пропадет, если вдруг за один вечер не успеете. Или, по крайней мере, не много пропадет, если вдруг придется прерваться надолго, а сохранить материал не удастся.

Утюг лучше брать старый советский – они тяжелые и могут нагреваться очень сильно – легче будет гладить соломку. И, как бы аккуратно вы не работали с соломкой, все равно на подошве утюга могут остаться следы, а если обрабатываете много материала, то и подпалины. С вашего «чистового» утюга их придется убирать средством для чистки утюга. Я приспособила свой старый утюг (правда не советский, приходится давить очень сильно).

Если есть вопросы и замечания, с удовольствием отвечу и выслушаю.

Урок технологии по теме «Золотая соломка»

Разделы: Технология

Цель: ознакомление учащихся с историей аппликации из соломки, обогатить творческий потенциал школьников. Научить подготавливать соломенные ленты к работе, разными способами.

учебные: систематизация и обобщение знаний учащихся по обработке соломки;

познавательные: активизация познавательной деятельности учащихся и формирование интереса к технологии обработки соломки;

развивающие: освоение способов действия, умений и навыков, применение теоретических знаний при изготовлении соломенных лент;

воспитательные: формирование потребности сознательного и творческого отношения к труду, трудолюбия, чувства личной ответственности за результаты труда; систематизировать знания учащихся по обработке соломки.

Инструменты, приспособления и оборудование.

1. Технические средства обучения: компьютер, презентация, музыкальное оформление урока.

2. Иллюстративный и наглядный материал: технологическая карта обработки, заготовки из соломки. Образец элемента изделия. Образцы готовых изделий: коллекция аппликаций.

3. Оборудование: Ножницы, разделочные доски, карандаши, утюг, гладильная доска.

Тип урока: комбинированный.

Материал: различные виды соломки, листы из соломки.

Новые термины и слова: злаковые, жнец, сноп, интарсия, инкрустация

1. Вводная часть:

Организационный момент:

  • подготовка учащихся;
  • постановка задачи;

2. Основная часть:

  • сообщение технико-технологических сведений;
  • беседа по безопасным приемам работы;
  • вводный инструктаж по выполнению технологических операций;
  • 3. Практическая работа:

  • подготовка соломки к работе;
  • получение практических навыков и умений;
  • контроль за соблюдением технологии;
  • 4. Заключительная часть:

  • проверка готового материала;
  • оценка проделанной работы;
  • уборка рабочих мест и помещения;
  • анализ работы учащихся.
  • Этап занятия Деятельность педагога Деятельность учащихся
    Организационный момент

    1. Проверка готовности к уроку (спецодежда).

    2. Рапорт дежурного.

    Картина из соломки — Урок №10 (часть 5)

    Отгадайте загадки:

    1. Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и чёрный, он и белый,
    А бывает подгорелый.

    2. В поле тычинка —
    Золотая вершинка.

    3. Как во поле на кургане
    Стоит курица с серьгами.

    4. Стоит Федосья —
    Растрепаны волосья.

    2. Что можно сделать из этих ратаний?

    3. Из каково растения, сделаны эти картины? (Показ готовых картин и иллюстраций)

    4. Какие злаковые культуры вы знаете?

    5. Из каких растений получают муку?

    Показ презентации “Картины из соломки”.

    Посмотрите картины и назовите те, которые выполнены из соломки.

    Такие работы вы научитесь выполнять сами.

    Кто уже пробовал выполнять аппликацию из соломки?

    Сегодня мы будем учиться подготавливать соломку к работе.

    Отвечают на поставленные вопросы?

    — Перечисляют травы, цветы.

    Презентация картин из соломки.

    — Поставить в вазу, засушить, сделать картину.

    1. Рассказ учителя, демонстрация слайдов.

    История возникновения аппликации из соломки. В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18 — началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.

    Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.

    В декоративно-прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированные соломкой, датируются еще в начале ХХ века. В Польше. Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки — высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. В Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.

    В начале ХХ века в Белоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквях алтарные двери, изготовленные в ХУШ веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера успели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, — это уникальные произведения народного декоративно-прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетенные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.

    С 70-х годов все большую популярность получает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством. Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическом воспитании взрослых и детей.

    Заготовка соломы

    Солома — стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя – дешевый и доступный материал для плетения, инкрустации, аппликации.

    Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится мягкой пластиной. Такие качества в сочетании с декоративными природными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой золотистого цвета – позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного результата.

    При подготовке соломки главное не прозевать, вовремя собрать будущий рабочий материал и правильно его высушить. Качество работы зависит от добротности материала.

    Солому собирают незадолго до жатвы, когда злаки пожелтеют. Рожь для плетения срезают в период молочной зрелости колоса. Однако нельзя утверждать, что только такого сбора солома пригодна для работы. Бывает, и перезрелая солома хорошего качества, здесь много нюансов природного характера, когда на соломку влияют дожди, почва, сорта злаков.

    Способы подготовки соломенных полос

    1. При холодном способе соломину разрезать вдоль ствола ножницами. Затем раздвинуть края в обе стороны и проглаживаем с лица кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность, блеск и яркость, чем при горячей обработке.

    2. Горячий способ заключается в том, что соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут 20. Проваренную соломку так же разрезать, как при холодном способе, вдоль, но разглаживать горячим утюгом с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушить, проглаживая с лица.

    С помощью аппликации из соломы можно создавать шкатулки и картины-панно.

    По форме аппликация может быть объемной или плоской, по цвету — одноцветная и многоцветная, техника зависит от выбранного материала.

    Основа для такой аппликации должна быть плотной (фанера, древесина, картон, пластмасса).

    Для выполнения картин-панно необходима соломка разных тонов, несмотря на богатство природных тонов, требуется чисто белая соломка, ярко-желтая, коричневая и т.д.

    Соломку белого цвета можно получить, если светлую соломку залить кипятком, поставить на огонь и как только вода пожелтеет, слить ее, залить кипятком снова и так сделать 7-8 раз, а в последнюю воду добавить 1 ч. л. уксуса на 1 л. кипятка.

    Чтобы получить соломки ярко-желтого, лимонного тонов, то во время кипячения надо добавить на 1 л. воды, примерно 1 ч. л. питьевой соды.

    Коричневые тона разного насыщения можно получить проглаживая соломинки горячим утюгом до нужных оттенков или подтонировать горячим утюгом уже готовые детали в нужных местах по рисунку.

    Технологическая карта

    1. Солому нарезать и хорошо просушить. Высушенная в тени солома имеет более светлые оттенки, чем высушенная на солнце.

    2. На соломенном стебле вырезают узелки, соломины на 20-30 минут заваривают кипятком.

    3. Затем соломку расщепляют ножницами, скальпелем, тупым концом иголки и разглаживают утюгом. Можно обойтись без утюга, соломины в слегка недосушенном состоянии гладят кольцом ножниц.

    Подготовка соломки к работе.

    Удалить узлы — места соединения колен (так называют полые стержни, которые и нужны в основном для работы). Узелки отрезают ножницами или острым резачком.

    Расщепить каждую соломинку с помощью остроконечных ножниц или с помощью резака.

    1. Холодный способ

    2. Горячий способ. Прогладить каждую соломинку горячим утюгом.

    Картины из соломки. Цветы из соломки. Бах И. С. Прелюдия. Видео № 1.

    Слушают показ и объяснение учителя.

    Отвечают на вопросы.

    Учитель показывает рабочую положение рук и ножниц, чтобы при обработки соломки не порезать пальцы.

    Правила техники безопасности при работе с ножницами

    1. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

    2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

    3. Ножницы клади кольцами к себе.

    4. Следи за движением лезвий во время резания.

    5. Не оставляй ножницы раскрытыми.

    6. Передавай ножницы кольцами вперед.

    7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.

    8. Используй ножницы по назначению.

    Правила техники безопасности при работе с электроприборами

    1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура.

    Давай научу. Выпуск от 28.11.2018. Аппликация из соломки

    2. Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.

    3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.

    4. Работать, стоя на диэлектрическом коврике.

    5. Перед работой установить необходимую температуру нагрева платформы утюга.

    6. Включать электроприборы в сеть и выключать из неё только сухой правой рукой.

    7. При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз.

    8. Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга, паяльник и перо выжигательного прибора не касались электрического шнура.

    9. Не касаться горячих металлических частей утюга, паяльника и пера выжигательного прибора во избежание ожога рук.

    10. Не оставлять без присмотра включённые электроприборы в электрическую сеть во избежание пожара.

    11. Следить за нормальной работой электроприборов, не давая им перегреться.

    Мастер дела. Соломоплетение

    12. По окончании работы отключить электроприборы, вынимая только за вилку.

    Правила техники безопасности при работе с клеем.

    1. Для нанесения использовать кисточку.

    2. Использовать салфетку, чтобы избежать загрязнений поверхности.

    Видеоурок #1 Подготовка соломы к плетению

    2. Оценка проделанной работы.

    Подготовка соломки к работе — Урок №10 (часть 3) —

    3. Уборка рабочих мест и помещения.

  • Бубнова Е.В. Забавные зверюшки. -Санкт- Петрбург: “Тригон”, 2007.
  • Гуляц Э.К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. –М.: Просвещение, 1999.
  • Маркелова О.Н. Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и бересты, поделки из трав. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Мураева В. А. Технология народных ремесел: программа, разработки занятий. -Волгоград: Учитель, 2009.
  • Норенко И. Г. Русские традиции при изготовлении различных изделий. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Перевертень Г.И. Аппликация из цедры и шелухи лука. – Донецк: “Сталкер”, 2004.
  • Перевертень Г.И. Поделки из соломки. – Донецк: “Сталкер”, 2004.
  • Чернышов И.В. Поделки из природного материалов. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  • Шатунова О.В., Сергеева А. Б. Программа элективных курсов по технологии: учебно методическое пособие для учителей технологии. -Елабуга: Изда-во ЕГПУ, 2009.
  • Шептуля А.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.: Эксмо, 2006.
  • Мастер-класс по созданию букета из фруктов и ягод своими руками

    В этом мастер-классе предлагаем вам попробовать себя в роли фуд-флориста.

    С помощью пошаговой фотоинструкции вы своими руками сможете собрать свой первый букет из фруктов и ягод. По специальной технике профессионалов.

    А еще поделимся личными советами о том, как составлять гармоничные композиции, выбирать фрукты и на что обратить внимание при сборке букета.

    Какие фрукты подойдут для съедобных букетов?

    Классической основой для букетов считаются яблоки и цитрусовые. Они дольше остаются свежими и сохраняют форму. Композиции с ними можно разнообразить ягодами, например, клубникой или виноградом, цветами или орехами и сухофруктами.

    Для экзотичных букетов прекрасно подходят небольшие ананасы, манго, маракуйя, питтахайя, киви и другие.

    АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМКИ

    Совет фуд-флориста: зелень в букетах придает композиции завершенный вид, а заодно гармонично декорирует пространство между фруктами.

    На самом деле, разнообразие комбинаций ограничивается только фантазией мастера. Главное, продумать сочетание и правильно подобрать ингредиенты.

    Как выбрать фрукты для съедобного букета?

    Основный принцип в выборе фруктов — умеренность.

    Плоды не должны быть слишком мягкими или твердыми, переспелыми или недоспелыми. Также не подойдут фрукты с трещинами, вмятинами и пятнами.

    Совет фуд-флориста: цветовое сочетание букета лучше продумать заранее. Так в магазине вы потратите меньше времени на выбор сортов и видов фруктов.

    Работа с соломкой — Урок № 10 (часть 2)

    Инструменты для создания букета

    Для сборки нам понадобятся:

    Картина из соломки — Урок №10 (часть 7)

    1. 1-3 пачки бамбуковых шпажек по 25-30 см. Их можно купить в хозяйственных отделах.
    2. Секатор для подравнивания шпажек.
    3. Скотч. Лучше взять широкий.
    4. Тейп-лента для приклеивания зелени.
    5. Ножницы и степлер.
    6. Зубочистки, чтобы крепить ягоды.
    7. Перчатки.
    8. Крафтовая бумага и сизаль для оформления.

    Приступаем к сборке.

    Для этого букета мы использовали: 1 апельсин, по 2 шт. яблок и лимона, 5 ягод клубники и 1 кисть винограда, розмарин и физалис.

    Совет фуд-флориста: для небольшого букета диаметром 20 см достаточно 5 средних фруктов, несколько ягод и небольшой пучок зелени. Также понадобится половина упаковки шпажек — примерно 50 штук.

    Первый этап — подготавливаем фрукты

    Для начала моем ингредиенты и вытираем бумажным полотенцем.

    Как заготовить солому для поделок

    Надеваем перчатки и насаживаем фрукты на шпажки.

    Здесь стоит помнить о правиле — чем больше фрукт, тем больше шпажек.

    Для яблока, груши и лимона используем по 3-4 шпажки.

    Для клубники — 1 шт.

    Апельсин крепим на 4-5 шпажек.

    Насаживаем фрукты примерно до середины.

    Виноград в букете будет гроздьями. Поэтому сначала делим его на веточки и приматываем к шпажкам с помощью тейп-ленты.

    Совет фуд-флориста: чтобы веточки винограда лучше держались, вначале их можно привязать небольшой веревочкой или проволочкой, а затем закрепить тейп-лентой или скотчем.

    Розмарин так же разрезаем на кусочки примерно по 3-5 см и приклеиваем тейп-лентой. Благодаря ей зелень дольше сохраняет влагу, а значит и свежий вид.

    Второй этап — собираем композицию

    В нашем букете апельсин станет акцентным элементом. Остальные ингредиенты будем собирать вокруг него.

    Начинаем с крупных фруктов. Прикладываем яблоко к апельсину под небольшим углом, приматываем скотчем. Следующий фрукт укладываем под углом к яблоку и снова скрепляем. И так далее — каждый последующий ингредиент под углом к предыдущему.

    Не забываем оставлять пространство для клубники и винограда. Их мы собираем следующим кругом, также под углом.

    При сборке, вы увидите, как фрукты будто закручиваются в воронку. Это значит вы делаете все правильно.

    Такая техника называется спиральной. Ее используют флористы для цветочных букетов.

    Совет фуд-флориста: на этом этапе лучше работать без перчаток. Контакта с фруктами уже нет и скреплять шпажки скотчем гораздо удобнее.

    Сверхпрочный облицовочный Клей ТО для тяжелых облицовок

    Третий этап — декорируем и заполняем пробелы

    В пространство между ингредиентами, по-прежнему под углом, вставляем шпажки с розмарином. Также располагаем его по краям букета и приматываем скотчем.

    Совет фуд-флориста: Зелень в букетах нужно обязательно использовать. С ней композиции выглядят интереснее и завершеннее.

    Физалис крепим с помощью зубочисток к большим фруктам или виноградинам. Для этого сначала вставляем зубочистку во фрукт, затем насаживаем на нее ягоду. Так мы точно его не повредим.

    Четвертый этап — оформляем букет

    Подрезаем секатором торчащие шпажки и оборачиваем концы несколькими слоями скотча, чтобы они не повредили обёрточную бумагу.

    Отрезаем от рулона крафтовой бумаги 2 листа по 30 см. Один из них режем еще раз пополам. Одна из половинок пригодится нам для оборачивания ножки букета.

    У листа большего размера загибаем край, примерно на 3 см и кладем на него букет.

    Оборачиваем букет и скрепляем концы степлером.

    Мастер класс Раисы Криницкой: картины из соломки, часть I

    Половинку оставшейся бумаги прикладываем к ножке, оборачиваем ее и загибаем через край, так, чтобы не было видно шпажек.

    Связываем и декорируем лентой.

    Между букетом и бумагой вставляем сизаль. Она сгладит угловатость бумаги и скроет пустое пространство между ингредиентами.

    Совет фуд-флориста: оформление букета — еще одна возможность проявить фантазию. Главное, помните о правиле — упаковка должна подчеркивать букет, а не перетягивать на себя внимание.

    Работа с соломкой — Урок № 10 (часть 1)

    Букет готов!

    Профессиональные тонкости оформления букетов

    Напоследок мы подготовили 5 советов, которые помогут избежать ошибок при составлении букетов:

    1. В букете лучше ограничиться 2-3 цветами.
    2. Следите за сочетанием форм и разнице в размерах — ингредиенты должны дополнять друг друга.
    3. Продумывайте детали, особенно небольшие. Без них композиция выглядит просто.
    4. Мягкие ингредиенты, например, ягоды или конфеты нужно вставлять после сбора основной композиции. Для этого при сборке оставляйте для них немного места.
    5. Зеленью можно задекорировать оставшееся пространство между ингредиентами. Крепить ее лучше с помощью тейп-ленты на шпажки.

    На этом наш мастер-класс завершен. Пробуйте, удивляйте и радуйте близких необычными и такими вкусными съедобными букетами.

    Программа факультативного курса художественно-творческой направленности «Соломенная сказка». 8-й класс

    Разделы: МХК и ИЗО

    Класс: 8

    Актуальность программы заключается в том, что сейчас во всём мире возрос интерес к декоративно – прикладному искусству, основой которого является природный материал. Естественность, исходящая от произведений из природных материалов позволяют создать тепло и уют любого интерьера. В то же время в нашей стране люди, гонясь за модным “евроремонтом”, не замечают, что их дома становятся однообразными, стандартными, неинтересными, в них “нет души”, индивидуальности.

    Данный курс поможет проявить интерес к изучению народных традиций, даст возможность научиться видеть красоту и неповторимость авторской работы из природного материала. А так же ощутить радость творчества при создании своими руками творения искусства для своего дома и друзей.

    Факультативный курс “Соломенная сказка” направлен на изучение технологических процессов изготовления деталей и приёмов аппликации из соломки. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого учащегося.

    Цель курса: Создание условий, способствующих развитию личностного творческого потенциала ребёнка через знакомство с одним из видов народного декоративного искусства: соломкой.

    1. Воспитание бережного отношения к природе, народным традициям.
    2. Воспитание эстетического вкуса у учащихся.
    3. Развитие творческой инициативы и художественных способностей.
    4. Формирование знаний и навыков по обработке материалов.

    Требования к уровню подготовки учащихся.

    Учащиеся должны знать:

    1. Технологические разновидности работ с соломкой.
    2. Инструменты и приспособления для работ с нею.
    3. Требования безопасности труда.
    4. Правила и последовательность заготовки и обработки материала.
    5. Основные виды орнамента и законы композиции.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Пользоваться инструментами, необходимыми при работе с соломкой.
    2. Подготавливать соломку к работе: обработка, смягчение, разглаживание, изменение цвета.
    3. Изготавливать необходимые лекала для работы.

    Курс рассчитан на 34 часа: из них – 10 теория, 24 – практика.

    Раздел 1. Из истории соломки, её разновидности и заготовка. Технологические разновидности работ с соломкой (аппликации, плетение). История и развитие. Использование растительного материала и его заготовка.

    Раздел 2. Подготовка к работе с соломкой. Материалы, инструменты. Техника безопасности.

    Раздел 3. Подготовка соломки к работе. Вырезание междоузлей, размягчение, разрезание вдоль волокон. Разглаживание (холодный и горячий способ). Работа с клеем, калькой.

    Раздел 4. Техника изготовления изделий из соломки. Изменение цвета, создание различных тональностей. Виды орнамента. Изготовление элементов.

    Раздел 5. Изготовление творческой работы. Картина (плоскость). Выбор темы. Подготовка эскиза. Изготовление лекал. Выполнение работы.

    Раздел 6. Изготовление творческой работы. Аппликация из соломки на объёмном предмете (шкатулка). Выбор темы. Подготовка эскизов. Изготовление лекал. Выполнение работы.

    Раздел 7. Итоговое занятие. Презентация работ. Обсуждение.

    Учебно-тематический план.

    1.1 Изменение цвета

    1.2 Виды орнамента

    1.3 Составление геометрического орнамента (элемент)

    Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе

    Всем добрый день и хорошего настроения!

    Наконец-то я снова на ярмарке и могу продолжить серию МК по работе с соломкой. Пока я отсутствовала в виртуальном мире, на Ярмарке мастеров появились несколько мастер-классов по работе с соломкой. Это очень здорово! Но, тем не менее, я не увидела в них то, что хотела рассказать. И это тоже здорово, потому что моя «ниша» осталась свободной и я могу продолжить с того места, где остановилась.

    Итак, в своей статье Выбор материала для изготовления аппликаций из соломки я рассказывала где, как и какую можно заготовить соломку для работы. В данном мастер-классе я расскажу, как нужно подготовить соломку к работе. Приступим.

    Необходимые инструменты и оборудование:

    -Твердая подложка для разрезания (раньше я использовала стекло от буфета (небольшой размер и обработаны края. Если вы возьмете просто кусок стекла, то торцы обклейте малярным скотчем, чтобы не порезаться во время работы. Сейчас у меня какой-то толстый, твердый, но при этом гибкий пластик);

    Вся технология обработки соломки за 5 минут. All processing of the straw for 5 minutes

    -Ножницы большие или секатор;

    Подготовка соломки для работы

    -Ножницы маникюрные (скальпель, канцелярский нож);

    -Емкость для варки;

    -Тканюшка для подкладывания при глажке;

    -Утюг (возможно, понадобится средство для чистки утюга).

    Стебель имеет цилиндрическую форму, разделён на междоузлия прочными перегородками – узлами.

    В ходе заготовки узлы срезаются (срезанные узлы и называются «бирюльками» 🙂 ), в работе используются междоузлия. Главное, собрать соломку не загнившую и не почерневшую, потому что при обработке чернота усиливается. На фото ниже показан пучок колосьев овса

    Когда вы возьмете колосок в руки, то увидите, что из каждого узла растет лист. Сначала он плотно облегает стебель, а где-то по середине между узлами формируется в привычный нам лист. Когда срезается узел, лист можно снять (если лист держится очень крепко и сниматься не хочет, можно чуть- чуть покрутить стебель пальцами, слегка приминая, лист гораздо мягче самого стебля и снимется быстрее, чем можно будет размять стебель). При этом будет заметно, что оголившаяся часть стебля имеет естественный глянец, ровный цвет, и, как правило, не подпорчена. Там где стебель был «открыт всем ветрам» на стебле могут быть крапинки, изменения цвета и т.д. Можно в этом месте сразу же стебель разрезать и сортировать соломку по качеству.

    Для работы, как правило, используется средняя часть стебля. Нижняя часть (ближе к корню) – более плотная, твердая и хрупкая, с ней тяжелее всего работать. Самая верхняя часть (под колосом) – самая тонкая и мягкая, начинающим сложно будет использовать ее, но в руках мастера – такая соломка превращается в настоящие шедевры. Я собираю все части стебля – в нижних можно чаще встретить интересные оттенки, а толстые стенки можно и утончить (ниже я расскажу как). Все узлы вырезали, листья сняли, и получили соломенные трубочки

    Полученные трубочки желательно рассортировать по длине, толщине и цвету для удобства в работе. Пока делала МК, получила ответ на собственный давний вопрос: в каком виде лучше хранить соломку – в виде трубочек или уже обработанную в виде полосочек? Отвечаю: в виде полосочек. Поясню почему. Когда-то давно я заготовила соломку, но не было необходимости всю ее использовать, поэтому она осталась храниться в виде трубочек. При подготовке МК пришлось ее распаривать, и тут я поняла, насколько соломка пересохла и охрупчилась. Это не значит, что как только вы принесли соломку с поля ее надо обработать в этот же день. В некоторых источниках даже рекомендуют подержать ее несколько дней на солнечном свету, чтобы соломка «набрала цвет», стала более золотистой. У вас вполне есть в запасе несколько недель и даже месяцев (собрав соломку осенью, обрабатывать ее можно «долгими зимними вечерами»), но помните про высыхание соломки и не затягивайте это дело.

    Для дальнейшей работы соломку необходимо распарить. Как правило, во многих учебных пособиях и МК в интернете пишут, что надо прокипятить в воде около 20-30 минут. Если вы работаете со «свежей» (будем так называть соломку последнего урожая), то этого времени достаточно. Если соломка лежала очень давно и стала хрупкой (к сожалению, степень хрупкости можно будет понять только при последующей обработке), то лучше поварить ее подольше. И здесь важно даже не сам процесс кипячения, а именно время нахождения в воде. То есть можно закипятить и оставить в воде на несколько часов, а лучше на сутки. (Как всегда в науке, случайно нашла способ кипятить соломку без проблем: в мультиварке! (конечно, если вы уверены в чистоте соломки в плане удобрений и прочих примесей. В крайнем случае, можно использовать отдельную чашу, специально для соломки). Так как в настоящий момент полноценной плиты у меня нет, и нет возможности подолгу стоять возле кастрюли, я решила прокипятить соломку в мультиварке (соломка со своего огорода, так что в ее чистоте я уверена). Первый раз поставила время 20 минут. Тут-то я и обнаружила насколько моя соломка пересушена. Второй раз поставила на час, и после этого она еще долго там остывала. Способ мне понравился – не надо контролировать процесс, руки свободны, лишнего пара/дыма тоже нет). Чтобы соломка не пересохла до конца обработки ее можно завернуть во влажную ткань и в течение 2-3 дней можно хранить в холодильнике. Дольше хранить не рекомендуется – соломка начинает загнивать и портиться.

    В статье я писала, что не подкрашиваю соломку красками, но можно придать оттенки с помощью соды (получаются золотистые оттенки) или уксуса (соломка отбеливается). Недавно узнала из МК Кони на водопое или еще раз о соломке , что соломку отбеливают перекисью водорода, а так же бытовыми отбеливателями. В интернете есть интересные статьи по поводу окрашивания соломки. Предлагается и луковая шелуха, и зеленка, и кора дуба. В том числе предлагаются и рецепты. Но, так как я описываю свой опыт, то приведу только те рецепты, которые опробовала сама, чтобы не быть голословной. (Уже много раз подрывалась на советах «с потолка».)

    Отбеливание с помощью уксуса. Столовая ложка на литр воды. Соломка укладывается в кастрюльку, заливается жидкостью и кипятится, пока не получится нужный оттенок. Когда-то давно экспериментировала с количеством уксуса – можно и больше, но надо тщательно следить за процессом. При длительном кипячении и высокой концентрации уксуса соломка теряет свой природный глянец и становится тусклой. На самом деле этот способ не рекомендую, т.к. пары уксуса вредные, запах при кипячении слишком сильный. Соломка получается не очень красивой, какая-то «безжизненно» белая.

    Подкрашивание содой: чайная ложка на литр воды. Получается золотистый цвет. Экспериментировала с количеством соды – чем больше, тем интенсивнее и темнее цвет. Больше 5 столовых ложек на литр воды добавлять смысла нет — результат не меняется. На самом деле, оттенки, полученные окрашиванием содой, характерны для овса. В прошлом году собрала природную соломку такого же цвета, как когда-то красила содой. (ниже приводится сравнительное фото).

    Крашение луковой шелухой. Много раз встречала совет о покраске луковой шелухой, при этом обещали красные оттенки. Вот и решила проверить. Поскольку конкретного рецепта (количество «красителя» на количество воды и время кипячения) не было, то делала на свое усмотрение. На данное количество шелухи (имеется ввиду столько, сколько вы смогли найти) воды столько, чтобы «смочить шелуху и чтобы для соломки осталось». То есть сильно много воды я не лила, поскольку и соломки у меня было совсем чуть-чуть. Это как раз и был тот случай, когда я решила опробовать мультиварку. Варила сначала 20 минут. Во-первых, сама соломка не сильно размякла, а во-вторых даже не покрасилась. Второй раз варила час, и еще часов 3 или 5 соломка там остывала. Цвет стал коричневый, но ни сколечко не красный. При этом окрасилась сама мездра, а не наружная сторона соломки

    Крашение с помощью «жарки». Пробовала «жарить» на сухой сковороде сами трубочки, результат не очень меня впечатлил: поскольку трубочка круглая, она легко катается по сковороде, контактное пятно очень маленькое, и у меня получались «полосатые» соломинки. Жарила уже готовые полосочки, тоже морока: от жара полоска выгибается, приходится чем-то ее придавливать, одну придавишь — остальные выскальзывают, пока с одной возишься, остальные уже подгорели. С каждой поштучно возиться не рационально. Пробовала поджарить утюгом во время глажки – скорее прожаривается ткань вокруг соломинки. Но если полосочка получилась тоненькая, то можно и добиться некоторого результата в покраске.

    Пока готовила МК, пробежалась еще раз по интернету в поисках информации о крашении и нашла интересную статью. В ней как раз рекомендуют перед покраской соломку слегка прокипятить с уксусом, тогда крашение пройдет легче. Когда у меня появится возможность, пожалуй, попробую еще раз разные способы окраски и, возможно, напишу отдельный МК на эту тему.

    1 — исходная ржаная соломка. Как видно оттенки бывают разные, и даже зеленый цвет сохранился (но на свету он потом дозреет)

    2 — исходная овсяная соломка.Она больше золотистая, но тоже много оттенков

    3 — ржаная крашеная в соде. Специально положила рядом с овсяной, чтобы сравнить оттенки, как видно — они похожи. Причем сохраняются все пятнышки, полосочки и прочие рисунки исходной соломки.

    4 — крашения «жарение утюгом». Отдельная соломинка — это изнаночная сторона, она как раз больше прокрасилась, рядом две соломинки — это лицевая сторона. Результата практически не видно. На первой соломинке есть опяленный край — это я пыталась над свечкой прожарить, тоже безрезультатно.

    5 — крашение луковой шелухой. на фото не очень четко видно, но она чуть коричневее, чем крашеная содой

    После водных процедур переходим к физическим упражнениям: из соломенных трубочек нужно изготовить полоски. Еще влажные трубочки разрезают вдоль стебля и разглаживают, превращая в плоскую ленту. Трубочка не совсем разрезается, а как бы вспарывается. Резать можно разными инструментами: прокалывают стебель иглой (изнутри трубочки наружу), затем иглу устанавливают снаружи стебля и ведут до конца трубочки, делая один разрез. Можно резать маникюрными ножницами – одно лезвие вставляется в трубочку, второе частично раскрывается и ножницы одним движением ведут до конца трубочки (так иногда режут парниковую пленку, бумагу). Можно канцелярским ножом: трубочку лучше положить на твердую поверхность, ввести кончик ножа в отверстие и одним движением провести до конца трубочки. Если делать на весу, то нож легко вонзается в противоположную стенку и может разрезать трубочку пополам, что не всегда надо. Я же разрезаю скальпелем, режется также как и канцелярским ножом, но можно и на весу. Видимо за счет формы лезвие не так стремиться вонзиться в противоположную стенку. И еще, почему удобно резать скальпелем: вторым движением, поменяв наклон скальпеля, разравнивается трубочка, выгоняется лишняя вода и снимается слой мездры за один проход. На фотографии показано как я разрезаю соломку

    Лезвие ведем одним уверенным движением. А затем разравниваем будущую ленточку соломки:

    кладем соломку на твердую подложку, располагаем лезвие скальпеля перпендикулярно (или почти перпендикулярно) стеблю и с небольшим наклоном к себе, руку ведем от себя одним твердым уверенным движением с некоторым нажимом. Силу нажима придется регулировать в зависимости от качества соломки: если хорошо распарилась, тонкая мягкая стенка, то усилие небольшое. Если стебель толстый и оказался твердым, придется надавить посильнее. В процессе работы вы быстро приспособитесь, как надо держать инструмент и с какой силой давить.

    За счет этого движения из стенки соломинки выдавливается лишняя влага (в дальнейшем легче гладить), снимается внутренняя грязь. Если стенка толстовата, то снимается некоторый слой мездры.

    Если стенка оказалась очень толстой (нижняя часть стебля), то развернув лезвие от себя можно ее срезать, но в этом случае действовать нужно очень аккуратно – потому что легко прорезать соломинку насквозь.

    Таким образом обрабатываем все соломинки.

    Теперь почти готовые ленточки необходимо окончательно досушить и разгладить – прогладить утюгом – так они быстрее высохнут и примут плоскую форму, а наружная сторона станет более блестящей. Глажку лучше начинать с глянцевой стороны – она не липнет к утюгу и за один неспешный проход ленточка хорошо подсыхает.

    Проглаживаем с другой стороны и получаем готовую соломенную ленточку из которой уже можно делать аппликацию.

    Можно прогладить несколько полосочек за один раз

    Любуемся проделанной работой

    Распаренная и вымоченная в воде, соломка становится настолько гибкой, что из нее можно сплести и вырезать очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

    Минусы такого способа получения соломенных ленточек: кипячение и все связанные с этим неудобства; если начал работать, то желательно довести процесс до конца, иначе можно загубить материал; возможное пачкание утюга и последующая его отчистка. Плюсы: соломинка гибкая, с ней удобно работать, можно снимать мездру без особых усилий и без значительных повреждений соломинки, соломка приобретает дополнительные глянец, гибкость и мягкость.

    Есть еще так называемый «холодный способ»: сухая трубочка соломинки вспарывается любым удобным способом, а затем тяжелым тупым предметом или ручками ножниц разглаживается соломинка с внутренней и внешней стороны, пока она не станет плоской как лента. Если у соломки толстые стенки, то можно срезать мездру. Минусы такого способа: соломка хрупкая, с ней тяжелее работать, на разглажку нужно приложить много усилий, при срезании мездры легко порезать саму соломину, дополнительный глянец не появляется. Плюсы: способ применяется в детских коллективах, когда с запариванием не связываются по технике безопасности. Я сама таким способом не пользуюсь.

    Отдельно хочу отметить еще несколько моментов. Как видно из описания, процесс подготовки соломки не столько сложный, сколько монотонный. Поэтому можно помедитировать. В крайнем случае, можно обрабатывать соломку небольшими пучками (буквально, сколько в руку поместилось) за один раз. И не надоест, и материал не пропадет, если вдруг за один вечер не успеете. Или, по крайней мере, не много пропадет, если вдруг придется прерваться надолго, а сохранить материал не удастся.

    Утюг лучше брать старый советский – они тяжелые и могут нагреваться очень сильно – легче будет гладить соломку. И, как бы аккуратно вы не работали с соломкой, все равно на подошве утюга могут остаться следы, а если обрабатываете много материала, то и подпалины. С вашего «чистового» утюга их придется убирать средством для чистки утюга. Я приспособила свой старый утюг (правда не советский, приходится давить очень сильно).

    Если есть вопросы и замечания, с удовольствием отвечу и выслушаю.

    Оцените статью
    Магия рукоделия: подборка лучших видео-мастерклассов
    Добавить комментарий