Мастер-класс Расписываем яркую шкатулку-развивайку для детей

Магия рукоделия
Содержание статьи:

Имитация кружева точечной росписью в декоре шкатулки. Часть 1: подготовка поверхности

Сегодня хочу предложить вам мастер-класс в технике точечной росписи (point-to-point) c имитацией кружева.

Кружева бывают разные, но в технике точечной росписи наиболее эффектно смотрятся мотивы вологодского кружева, ирландского кружева, имитация кружевной вязки крючком, ришелье.

Поэтому для этой работы можно использовать не только фотографии кружева в качестве наглядного примера, но тем мастерицам, у которых возникают сложности с рисованием, можно воспользоваться схемами уже готовых кружев. Я не люблю точное копирование, поэтому схемами пользуюсь для нанесения общего контура кружева, переноса отдельных элементов. Это необходимо потому, что в кружеве повторяются многократно отдельные элементы! А если вы задумали расписать круглый предмет, без переноса основных элементов схемы на заготовку не обойтись, чтобы сохранить симметричность!

Сразу хочу сказать по времени. В первый день последовательно делается ряд работ по подготовке заготовки к росписи. Каждый этап занимает примерно 10-20 минут, и между этапами заготовка просушивается феном или естественным образом. Этому этапу будет посвящена первая часть мастер-класса.

На второй день делается точечная роспись, в зависимости от сложности узора и от навыков, время на роспись 4-5 часов. Об этом будет вторая часть мастер-класса.

Для всей работы нам понадобятся:

1) заготовка для шкатулки, у меня круглая диаметром 13 см;

2) грунт акриловый (белый или в тон основной краски);

3) краска акриловая «Синий циан» или любая темная;

DIY. КУКЛА ШКАТУЛКА №1. МАСТЕР КЛАСС. СВОИМИ РУКАМИ. DOLL BOX NO. 1

4) кисть для краски;

6) наждачная бумага средней зернистости и самая мелкая 1000;

7) лак матовый/глянцевый на водной основе;

8) контуры по стеклу и керамике (белый перламутровый, светлое серебро, синий, Perlen Pen Ice white);

9) кракелюр одноступенчатый медиум (средние трещины) — не обязательно;

10) акриловая краска цвета лаванда — не обязательно;

11) белый карандаш для стекла/пластика/ металла;

12) эскиз, схема кружева;

13) воск цветной для создания металлического эффекта;

15) лист белой бумаги.

1. Для начала нужно подготовить нашу заготовку. Вот такая симпатичная у меня заготовка:

В принципе, процесс подготовки точно такой же, как делают перед декупажем. Шкурим все неровности, которые есть снаружи и внутри шкатулки. Поверьте мне, я старалась выбрать, чтобы их было поменьше, но они всегда бывают! Думаю, их видно на фото.

Наносим после этого грунт. Идеально, если грунт того же цвета, что и основная краска. Еще можно взять сразу краску-грунт нужного цвета, чтобы сократить количество этапов. Грунт наносим не один раз с промежуточной просушкой и шкурением, пока не добьемся нужной степени ровности и гладкости.

После финишного шкурения грунта можно наносить слой краски. Обратите внимание, что краска должна быть не густая, она должна вытекать из баночки, если баночку наклонить. Если краска густая ее можно немного развести водой, так как краска на водной основе.

С помошью спонжа покрываем краской поверхность («чпокаем» спонжем по нашей заготовке). Даем высохнуть. Покрываем еще раз краской. Вот результат, который получился:

2. Снаружи покрываем обе части шкатулки лаком, я выбрала матовый. Шкурим мелкой наждачкой после первого слоя. Покрываем лаком еще раз. Теперь эта поверхность подготовлена под роспись.

3. В местах соединения крышки и дна нужно хорошо зашкурить, чтобы шкатулка свободно открывалась. Затем можно пройтись воском. У меня он также бледно лилового цвета. Это придаст дополнительное сияние и обеспечит легкость открывания крышки

Вот такой получился результат! Воск также изменил оттенок, поверхность стала более хамелеонистая!

DIY. КУКЛА ШКАТУЛКА №3 БАРБИ. МАСТЕР КЛАСС. СВОИМИ РУКАМИ. DOLL BOX NO. 3

4. Далее занимаемся декором внутренней поверхности.

Внутри шкатулку можно декорировать, создав эффект трещин (кракелюр). Предварительно мы покрасили в основной синий цвет шкатулку внутри. Для создания эффекта трещин берем одноступенчатый кракелюр медиум (средние трещины) и второй цвет акриловой краски — у меня это лиловый.

Сначала покрываем кракелюром, даем подсохнуть, когда кракелюр станет немного липким, спонжем или кистью наносим лиловую акриловую краску. Я делаю кистью, чтобы был дополнительный эффект мазков!

Очень важно! По одному месту не проходить краской дважды, иначе эффекта трещин не будет! Сверху покрыть лаком, по желанию сверху затереть воском.

5. Теперь нужно разобраться с эскизами кружева.

Из просторов интернета я скачала вот такую схему, но решила не использовать весь мотив, поскольку площадь под роспись у меня не очень большая. Для росписи я решила использовать только один треугольный элемент, но в увеличенном варианте. В этом же файле был эскиз 1/3 этого элемента нужного мне размера.

Вырезаем часть эскиза, которая была на распечатке, и на белом листе бумаги делаем полный эскиз кружева.

Вот какой эскиз кружева у меня получился. Вырезаем его по внешним и внутренним контурам.

6. Совмещаем середину шкатулки и вырезанного эскиза. По контуру рисунка обводим белым карандашом. Вот что получилось.

Теперь заготовка шкатулки подготовлена под роспись. Следующая часть мастер-класса начнется с этого этапа.

Следите за продолжением в ближайшее время! Если есть вопросы, задавайте в комментариях!

И не забывайте нажимать на кнопочку «Нравится», если вам действительно понравился мастер-класс.

PS: фотографии делались в разное время суток, поэтому основной цвет шкатулки смотрится по-разному.

Вторая часть мастер-класса находится здесь .

Мастер-класс «Покорители космоса»

Марина Пронина
Мастер-класс «Покорители космоса»

Мастер-класс: «Покорители космоса»

Мастер-класс на тему: «Покорители космоса» был создан для проведения онлайн — занятий во время самоизоляции и приурочен к Дню космонавтики.

Материал был выбран такой,который можно было найти дома: мука, соль, клей, старый плафон. В данном мастер- классе по изготовлению подсвечника, были использованы такие техники, как лепка из соленого теста, роспись акриловыми или акварельными красками, точечная роспись контурами.

Лепка и роспись развивают мелкую моторику рук, воображение, фантазию и речь ребенка.

Проводим поэтапную работу над композицией.

1. Заранее подготовим форму для подсвечника, это может быть старый плафон или красивая банка для солений. Покрываем акриловой черной или фиолетовой краской и сушим изделие, подбираем свечу.

2.Готовим соленое тесто: 1 стакан муки, пол стакана мелкой соли, 1 ст. ложка клея ПВА и холодная вода. Все перемешиваем.

3. Рисуем и вырезаем лекала космонавта и ракеты.

4. Лепим фигурки т декорируем подсвечник.

5. Расписываем красками, а затем работаем контурами.

Такую работу можно выполнять всей семьей, придумать увлекательную космическую историю и создать картину.

Творческих Вам успехов.

«Первые покорители космоса». Фоторепортаж с выставки. Мои впечатления. Приглашаю на экскурсию в Дарвиновский музей. Здесь открыта выставка «Животные в космосе», посвящённая звёздным путешественникам — животным,.

Фотоотчет о занятиях «Мир космоса» Фотоотчет о занятиях на тему «Мир космоса» Учителя по изобразительной деятельности Шелехиной Нины Сергеевны МДОУ детского сада «16 г.

Фотоотчет о занятии «Покорители космоса» Занятие началось с вводной беседы. В 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин совершил свой первый полет в космос. Но не только мужчины могут осваивать.

Фотоотчёт «Неделя Космоса в ДОУ» Фотоотчёт «Неделя Космоса в ДОУ» С 12 по 19 апреля в нашем детском саду проходила неделя Космоса. Воспитатели в дистанционном режиме проводили.

Фотоотчёт «Путешествие в мир космоса» Космос. Вселенная. Космический корабль. Юрий Гагарин. Детям знакомы эти слова. Спросите любого школьника или дошкольника и они.

Коллаж «Юные покорители космоса» 12 апреля, в День космонавтики, мы с ребятами ощутили причастность к празднику, который отмечала вся страна. Мы «летали» на космическом.

10 идей, как сделать шкатулки своими руками. Шкатулки из различных материалов.

Конспект НОД по рисованию «Мир космоса» Цель: создание многоплановой композиции на космическую тему. Задачи: уточнить знания о космосе (планетах Солнечной системы, нашей планете.

Лэпбук «Загадочный мир космоса» 12 апреля — День космонавтики, мы решили пополнить нашу «коллекцию» лэпбуков новой темой — «Космос». Цель данного пособия: дать воспитанникам.

Мастер-класс по аппликации «Гости из космоса» ко Дню уфолога Материал для выполнения мастер – класса: наборы цветного картона и цветной двусторонней бумаги, клеевой карандаш, ножницы, простой карандаш,.

Лошадка качалка рисунок

Лошадка качалка рисунок

Лошадь-качалка, фото 123rf.com

Хотите приготовить блюдо в виде лошадки? Или украсить символом 2022 года новогодние подарки? Да-да, мы помним, что на самом деле год Лошади начнется 31 января 2022 года, а не в новогоднюю ночь. И, тем не менее, многие новогодние столы украсят пироги-лошадки, фигурные запеканки-лошади из фарша, изображение коней появится на салатах, тортах, пряниках, кексах и пирогах.

Для того, чтобы сделать красивую лошадку на Новый год, необходим простой, схематичный рисунок. Такой, чтобы вам было легко повторить его, а другие люди – без труда могли бы узнать лошадку в вашей поделке.

Что можно сделать в виде лошади из еды

Рисунок лошади на блюде

Самое простое – нарисовать лошадку на плоской поверхности выпечки (пирога, торта, пряников) или слоеного салата, запеканки, паштета. При этом, форма блюда может быть любой – круглой, прямоугольной, квадратной, фигурной. Главное – наличие плоской поверхности, на которой можно нарисовать лошадь.

Чем нарисовать лошадь на новогоднем блюде

На сладком (тортах; пряниках; кексах; на шоколадной глазури, покрывающей торт) контур лошади можно нарисовать белковой глазурью. Поместить ее в 10-ти граммовый медицинский шприц без иглы и рисовать, потихоньку выдавливая глазурь.

Либо наполнить тот же шприц обломками шоколада и, растапливая его (можно просто поливать шприц горячей водой из-под крана, шоколад быстро начинает плавиться, только следите, чтобы вода не попала внутрь), рисовать лошадку.

Для росписи кондитерских изделий можно использовать специальные цветные гелевые карандаши (кондитерский декор). Они выдавливаются тонкой густой струйкой, а по вкусу напоминают желе или варенье.

Красивая шкатулка из джута своими руками. Мастер класс как сделать шкатулку.

На соленом можно рисовать майонезом или густым кетчупом. Это – самые простые способы.

А на пирогах из дрожжевого теста можно рисовать кремообразной мучной смесью: смешать муку с водой так, чтобы масса была густой, но текучей (пропорции: 2 столовых ложки + 2 столовых ложки воды), смазать верх теста растительным маслом. И поверх пирога нарисовать из шприца или кондитерского мешка узор с лошадью. Потом выпекать.

Силуэт лошади (аппликация или фигурное блюдо)

Блюда в виде лошади (плоское изображение)

Можно сделать лошадку так – вырезать шаблон. И на его основе приготовить фигурное блюдо (в границах трафарета). То есть, блюдо будет плоским изображением лошади (или немного выпуклым, смотря их чего делаете).

Еще слепить лошадку можно из кондитерской массы пирожного Картошка (она пластичная и удобная в работе). А детали лошади (глаза, гриву, хвост) сделать из масляного крема.

Пирог из дрожжевого теста в виде головы лошади

Другой вариант – по трафарету вырезать из теста фигурку лошади или ее голову. Таким путем можно приготовить дрожжевые пироги, пироги из слоеного теста (они будут менее красивыми, чем дрожжевые, но можно), торты из песочных коржей. Из такого теста лошадок надо вырезать, пока тесто еще сырое.

Если вы печете бисквитный торт, то лошадок можно вырезать из готовых выпеченных тонких коржей перед сборкой. Но надежнее – вырезать лошадку из целого бисквитного торта после сборки (промазать коржи масляным кремом, остудить, чтобы торт был схватился).

Торт украшен лошадкой из кондитерской мастики

Либо украсить силуэтом коня, вырезанным из плоского продукта, основное блюдо. То есть, сделать на нем аппликацию вместо рисунка. Но, имейте в виду, что не так много продуктов, из которых возможно вырезать такую сложную фигурку: плоские ломтики сыра, колбасы, лист лаваша, блины, кондитерская мастика (марципан или мастика маршмэллоу). Для украшения аппликацией, скорее подойдет другой способ: обвести шаблон по контуру какой-нибудь съедобной рисовальной массой – то есть, сделать границу. И заполнить силуэт лошадки кусочками продуктов. За счет контура это мозаичное изображение лошади будет выглядеть цельным и хорошо узнаваемым.

Еще можно украшать блюда узорами из лошадок, сделанных из заварного теста. Можно нанести силуэты лошадок на бумагу для выпечки, выложить ее на противень. И по этим линиям выдавить тонкий контур теста. После выпечки у вас получатся изящные украшения, по вкусу они напоминают снэки или соломку, не сладкие и не соленые, нейтральные, поэтому, годятся для оформления любого блюда, на котором не размокнут. В рецепте валентинок можно посмотреть, как делаются такие украшения.

Блюда в виде лошадей – идеи оформления

Какое изображение лошади удобнее в работе

Изображение коня – шахматная фигура

В реалистичной фигуре лошади много тонких деталей, которые могут ломаться и доставить много хлопот (например, длинные тонкие ноги). Поэтому, лучше использовать декоративное, упрощенное изображение лошадки, где ноги покороче и потолще. Либо делать лошадку не целиком, а только голову (морду).

Упрощенное изображение лошадки используется в детских игрушках, в сказках, детских книгах, мультиках. Можете подчерпнуть идеи оттуда.

Кони -шахматные фигурки

С точки зрения любителя вкусно поесть, лучше готовить блюда в виде головы лошади. Потому что там много еды (большая поверхность, которую можно наполнить начинкой, кремом и т.д. и сделать блюдо вкусным)… ведь если вылеплять или вырезать из еды тонкие лошадиные ноги… ну что там съешь?

Из всех изображений коней, для блюд в форме лошадки я бы выбрала шаблоны и трафареты шахматных фигурок коней. Они компактные, без мелких деталей, там много цельной поверхности (и поесть можно, и удобно работать – не развалится).

Трафареты и рисунки лошадей

Вот вам шаблоны, которые пригодятся для выпечки песочного печенья, фигурных тортов, пирогов, приготовления салатов и других блюд в форме лошадей, украшения обычных блюд новогоднего стола 2022 года. И для других поделок, которыми вы задумали порадовать близких в год лошади.

Каждую картинку можно открыть в большом размере в новом окне. В миниатюрах показана только часть картинки.

Рецепты блюд в форме лошади. Другие идеи украшений новогодних блюд можно посмотреть в рассказе о декорировании новогодних тортов. И можем добавить ваши идеи новогодних поделок к году Лошади.

Например, поделку-фоторамку в виде лошадки к Новому году.

Мастер-класс: расписываем карнавальную лошадку для ребенка

Обожаю смотреть мастер-классы на Ярмарке Мастеров! Особенно те, что невозможно повторить! Смотришь на волшебство мастера-чародея, восхищаешься и понимаешь, что ах, наверное, никогда… А бывают мастер-классы: посмотрел и тут же сделал по инструкции. Вот такой я и предлагаю вашему вниманию. Мастер-класс по росписи «старинной» детской лошадки-качалки в стилистике Венецианского карнавала.

Думаю, такую игрушку может сотворить любая мамочка для своего чада. Пожалуй, даже и лучше ��

А я сейчас расскажу о своем опыте. За окном дождь и слякоть, мои ребятишки разболелись, нужно увлекательное занятие. Так что творим яркую, карнавальную игрушку вместе!

Для работы нам понадобится:

1. Деревянная заготовка. У меня вот такая лошадка, на полозьях.

3. Акриловый белый грунт.

4. Морилка на водной основе (у меня Дуб).

5. Кисти (у меня три колонка — № 6 — для основных работ, № 1 — для прорисовок и № 4 — для лакировки), карандаш простой, линейка, резинка.

6. Золотой акриловый контур с узким горлышком.

7. Пластиковая палитра.

ШКАТУЛКА Золушка своими руками! Поделки с детьми Набор Лори Роспись по дереву из фикс прайс 99 руб!

8. Акриловые глянцевые краски: ярко-розовый, бирюзовый, сиреневый, белый, черный, золотой. А вообще, цвета можно брать какие вам угодно! Вместо бирюзы прекрасно будет смотреться и синий.

9. И финишный акриловый лак — можно матовый, можно глянцевый. Моя лошадка покрыта глянцем.

Приступим-с. Если на заготовке есть трещинки или сколы, придется сначала замазать эти недостатки шпатлевкой по дереву с помощью шпателя или ножа. Затем шкурим лошадку до гладкости — если сильно шероховата, то крупнозернистой шкуркой (500 подойдет), а потом заглаживаем мелкозернистой (1000).

Потом с помощью кисточки аккуратно прокрашиваем морилкой полозья со всех сторон и торец нашей игрушки. После высыхания морилка немного посветлеет, поэтому лучше покрыть дерево пару-тройку раз. Каждый слой необходимо хорошо просушить, чтобы дерево не было сырым. Так что не торопитесь, попейте чайку ��

Следующим этапом наносим на корпус лошадки белый грунт. Я всё делаю кистью. Но можно аккуратно спонжем, главное — не залезть на мореные места. Можно грунтовать одним слоем, можно двумя, это не принципиально. Если грунт попался сильно густой, его можно немного разбавить водой. Когда грунтовка высохнет, пройдемся по корпусу лошадки мелкой шкуркой, чтобы поверхность стала гладкой.

Теперь нанесем сетку-разметку. У меня лошадка довольно миниатюрная, поэтому я выбрала размер ромбика — 1,5 см. Прямо по грунту размечаем, чертим легонько простым карандашом. Делаем разметку с двух сторон.

Приступаем к основной магии — раскрашиванию. Наносим все необходимые цвета на пластиковую палитру, лучше побольше. Но имейте ввиду, что акрил быстро сохнет. Для удобства сначала красим, например, все бирюзовые ромбики с двух сторон, затем — темную бирюзу смешиваем с белилами и получаем светло-бирюзовый, потом — ярко-розовые, затем смешиваем на палитре ярко-розовый цвет с белилами и получаем нежно-розовый, красим им. Прорисовываем сиреневые ромбы, смешиваем сиреневый с белым, получаем нежно-сиреневый, красим. Должно быть гармонично: светлые и темные ромбики необходимо располагать уравновешенно. Если краска не очень укрывистая, то можно пройтись и по второму разу после высыхания. Для ровности границ можно использовать малярный скотч или подкладывать линейку, но я этого не делаю — раскрашиваю так. В этом процессе есть что-то умиротворяющее, чесс слово. Хоть перед нами и лошадка-качалка, но если вам приятна цветовая гамма, то эффект будет, как от раскрашивания мандалы ��

Чтобы ромбики смотрелись живописней, а лошадка в целом выглядела прискакавшей к нам со старинного Венецианского карнавала, проработаем теневочку. На палитре остались наши краски, добавим в каждый цвет совсем чуть-чуть черного, у нас образуются более темные оттенки, и именно их мы нанесем на каждый ромб (своего цвета, конечно) по углам тонкой кисточкой. Получается эффект объемного лоскутного одеяльца.

Полусухой кистью (или спонжем) золотим мореные места — полозья и торец игрушки. Но не целиком закрашиваем морилку, а местами оставляем. Должен получиться эффект стирающейся позолоты.

Когда ромбики высохнут, приступим к прорисовке золотым контуром. У меня контур в аллюминиевой тубе, и он не любит нагревания — начинает течь. Поэтому работаем быстро. Ставим точки-строчки по нашей сетке-разметке между ромбиками.

После высыхания контура наносим золотые блики. Эта манипуляция придаст объем и карнавальный вид нашей лошадке. Полусухой кистью акриловой краской наносим позолоту в серединки ромбов.

Краска должна хорошо просохнуть. Заключительный этап — лакировка глянцевым акриловым лаком. Он нетоксичен, без запаха, быстро сохнет. При работе с детьми — самое то. Слоя 2-3 будет достаточно. Каждый слой надо хорошо просушить. Кисточку рекомендую обязательно промывать после каждой лакировки, иначе безвозвратно засохнет. И сушить, иначе акриловый лак разбавиться и потом может липнуть. Аккуратно промазывайте в местах, где ставили точки контуром, чтобы не получилось одно огромное лаковое месторождение вместо наших золотых бисеринок.

Наша лошадка «Венеция» готова. Повяжем ей колокольчик для красоты и веселья!

Спасибо за внимание. Радости и здоровья вам и вашим деткам! И приятного совместного творчества!

Заходите в мой магазинчик, у меня есть еще расписные подарки для детей и для взрослых, не утративших любви к сказкам ��

С уважением, Милена Михалева (Расписная сказка)

Лошадки-качалки (Часть 1)

Первый пост получился такой хаотичный. Здесь всё в кучу: фото современных и старинных лошадок, открытки, ретро-фото и т.д.

Игрушечные лошадки на протяжении многих веков были непременным атрибутом детских игр, и только с появлением автомобилей мода на лошадок немного угасла.
Изначально, деревянные лошадки, «hobby-horse», вырезались в виде палки с лошадиной головой, иногда ещё крепилась пара колёс.

В 16-м веке появились первые качающиеся лошадки:

Считается, что их прототипом были детские качающиеся кроватки.

Практически в неизменном виде они дошли до наших дней в качестве качалок для малышей.

Более реалистичные лошадки-качалки появились примерно в 17-18 веке.

Лидером, в производстве лошадок-качалок была Англия. И сейчас в Англии существуют мастерские, выпускающие деревянных лошадок, созданных по классическим канонам.

Но и другие страны старались не отставать, и сейчас есть достойные продолжатели традиций.

Это современная лошадка — работа мастеров из Голладндии.

________________________________________ ________________________________________ ______________________________

Изначально корпус лошадок делали из цельного куска древесины, поэтому они были чересчур тяжелыми, с плохой балансировкой и часто переворачивались. Поэтому корпус стали делать полым, позже появилась идея интересно обыграть это нововведение , вмонтировав в корпус маленькую дверцу и превратив таким образом полый корпус в тайничок для хранения семейных реликвий. Как правило это были фотографии, монеты, детские локоны и прочие милые безделушки.

________________________________________ ________________________________________ ______________________________

Редкий детский портрет обходился без изображения игрушек, в частности лошадок:

Вот здесь можно посмотреть очень хорошую подборку «Детская лошадка в живописи»

Часто изображение лошадок присутствовало на открытках, особенно новогодней и рождественской тематики:

Ну и как же без лошадок в детской иллюстрации:

Иллюстрация Геннадия Спирина. «Щелкунчик»

Так же, лошадки не редко встречаются на старинных фотографиях, т.к. часто они служили реквизитом в фотостудиях.

Ну не удержалась, немного от темы отступила — смотрите за-то какой слон шикарный ��

________________________________________ ________________________________________ _______________________

Изогнутый изящный лук — классический вариант подставки. Обычно его красили в зелёный цвет, символизирующий траву.

Со временим возникли новые варианты: совмещали лук и доску на колёсиках. Таким образом, на лошадке можно было не только качаться, но и при желании снимать её с подставки и катать на колёсиках.

У классической подставки было два недостатка: она довольно травматична, под полозья могла случайно попасть детская ножка, а так же при раскачивании лошадка начинала «гулять» по комнате.
Поэтому был изобретён безопасный стенд:

Лично мне больше по душе изящный классический вариант.
________________________________________ ________________________________________ ____________________________

Карусельные лошадки — это совершенно отдельная тема. Хотя, часто, отслуживших свой срок лошадок, после реставрации ставили на раскачивающийся стенд, и, таким образом, лошадка обретала новую «одомашненую» жизнь.

А вот это вариант для любителей миниатюры:

Я пропала. Такая красота! Карусельные мини-зверики ручной работы. Автор Аманда Скинер.
Чудо как хороши!

Мастер Класс шкатулка «Nostalgia»

Ну и в завершении несколько интересных фотографий:

фото с art-фестиваля «Burning man»

Все дети любят лошадок-качалок:))))))))))

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»

Елена Мозговая
Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов на тему «Воспитание патриотизма и эстетического вкуса в процессе изготовления творческих работ».Тема:

«Воронежская матрёшка»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения.

Программные задачи: Продолжать знакомить педагогов с народной игрушкой – матрёшкой;

— создать условия для самореализации и стимулирование роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер-класса;

— способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.

Познакомить педагогов с Воронежской матрёшкой;

— создать условия для самореализации и стимулирование роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер-класса;

— способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.

Ожидаемые результаты мастер-класса: повышение креативности педагогов; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Методы:

— интерактивный (словесный, наглядный, практический);

— исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способы, свобода творчества);

Приемы: объяснение, консультация, рассказ, беседа с показом практических действий, создание произведений декоративно — прикладного творчества.

Использование наглядности: образцы готовых работ; схемы поэтапного выполнения изделий; материалы для практической работы.

Оборудование и материалы: заготовки матрёшек из древесины (болванки, гуашь, кисти №1-3,ватная палочка, стакан с водой, салфетка, подставка под кисти, иллюстрации и игрушки – матрёшки, заготовки матрёшек для росписи у доски, пробники, образцы сделанные педагогом, русская народная музыка, сундучок.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагоги входят в комнату под русскую народную музыку. Их встречает Сказительница в русском народном костюме и приглашает пройти на стульчики (они стоят полукругом перед столом, на котором стоит сундучок).

Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я хочу вам не сказки рассказывать, а показать маленькое чудо.

Вот сундучок расписной. Что в нём? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок – глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Педагоги: матрёшка

Сказительница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки.

На сундучке куколка стоит,

Она скучает и грустит.

Но в руки ты ее возьмешь,

И в ней еще одну найдешь.

Пять милых куколок стоят.

Хоть роста разного, но все же

Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пестрых

Румяные матрешки – сестры.

Была одна, а стало пять

Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,

И снова прячутся друг в дружке.

Сказительница: (рассказ сопровождается показом игрушек – матрёшек)

Конечно, речь идет о матрешках. Сегодня мы вспомним с вами историю создания русской матрешки, вспомним приемы росписи, а так же нам предстоит расписать объемные матрешки.

2. Формирование новых знаний.

В старинное подмосковное имение известного промышленника и мецената Саввы Морозова в конце XIX века попала кукла-японец, а в нем мал-мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Тимофеевича, попросить известного мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но только свою, русскую.

Взял Василий подходящий чурбачок из липы, поставил его в токарный станок – и завертелась заготовка, полетели стружки из-под резца. Сначала выточил мастер голову, затем туловище, подрезал острым резцом в нужных местах, отшлифовал поверхность и взял готовую заготовку со станка. А расписал эту игрушку художник Сергей Малютин. И назвал ее Матреной, ласково Матрешкой. В то время имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее — мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Вот так и родилась первая матрешка — Россияночка. Это была девочка в сарафане с петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок.

Иллюстративный слайд: русские матрешки.

И стали с тех пор на Руси делать веселых матрешек в разных городах и селах. У каждого мастера – своя сноровка, свои привычки. И краски тоже свои, особенные. Вот например, семёновская

Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, а край платка -цепь небольших бутонов.

В Семенове роспись наносится на естественную золотистую фигурку. Из Семенова матрешка начала путешествовать по белу свету. На Всемирных выставках в Париже, Осаке она стала одним из самых популярных сувениров мира.

Загорская матрешка в сарафане, в кофточке вышитой, ярком платке и переднике, а в руках она держит узелок, петушка или гусыню. Одежку украшает орнамент- кругляшки горошками.

С Загорской фабрики игрушек за один год выходит столько матрешек, что если их выстроить в один ряд, то деревянная компания вытянется от Загорска до Москвы.

У полхов-майданской матрешки свой стиль декоративной росписи- фартук с яркими цветами, кудри завитками, румянец на всю щеку. Они закрывают всю фигуру матрешки листьями, буйно цветущими ветками цветов, ягодами. Эти матрешки самые яркие. Волосы, обрамляющие лицо, уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, как у других матрешек, нет привычного сарафана и фартука. Цвет ее одежды ярок: малиново-красный, ярко — желтый, сочно-фиолетовый.

У любой матрешки рисуют большие глаза и маленький рот.

Это матрёшки традиционные.

Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления.

Этапы изготовления матрёшки:

1). Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Срок сушки примерно два года.

2). Следующий этап — вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней — нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

3). Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют.

4). А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность — роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Карандашный рисунок нужно закрепить жидко разведенными белилами.

Затем матрёшку расписывают красками. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.

Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром.

Сказительница: Как вы считаете, почему матрёшка – это русская игрушка?

(Педагог обобщает ответы педагогов.)

Сказительница: Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки.

Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.

Они появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет.

Некоторые авторы делают на заказ по фотографии портретные матрёшки.

С 2001 года в Москве существует Музей матрёшек.

В Воронеже местная матрешка зародилась значительно позже, чем в других регионах. Забавная, яйцеобразной формы, наша матрёшка существует уже более 50 лет. Истоки появления региональной матрешки следует искать в активном творческом поиске учеников воронежского художника П. Д. Пономарева. Приверженность местной матрешки в наибольшей степени сохранила Елена Матвеева – главный художник творческого центра

Сама Елена Матвеева описывает свою куклу следующим образом: «Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Ценители увидели в нем глубокий философский смысл — символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо.

В Воронежской губернии в моде были дородные женщины с толстыми ногами (для чего надевалось несколько пар суконных носков). Вот эти «пышные» формы я одела в традиционный воронежский костюм.

На голове матрешки — большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке пользовались большой популярностью у воронежских модниц, производились они в прошлом веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского уезда Воронежской губернии.

Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма».

За время работы Елена Геннадиевна создавала целые композиции из матрёшек. Например «Свадьба», которая вошла в число 30 лучших работ на конкурсе «Моя Россия. Мой мир», организованном ООН.

3. Основная часть.

Сказительница: Я сегодня предлагаю вам стать мастерами по росписи матрёшек. Проходите в мастерскую за столы.

Творческая работа: Расписываем матрёшку.

-Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня стать мастерами-матрёшечниками и самим выполнить роспись матрёшки. Каждый из вас получит шаблон корпуса матрёшки. Ваша задача – опираясь на образец, расписать свою матрёшку. Приступайте к работе.

(Педагог раздаёт заготовки матрёшек, у которых уже прорисован узор простым карандашом)

-Перед вами лежат кисти, для более мелких деталей ватные палочки и зубочистки. Предварительно ваши заготовки уже загрунтованы, чтобы краска (в нашем случае это гуашь)ложилась ровнее и мягче. Педагог показывает таблицу узоров для росписи матрёшек.

Сказительница: А вот и набор узоров, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрёшка. Со многими из них вы уже знакомы. В своей работе мы будем применять приёмы, которыми пользуются наши дети на занятиях по художественному творчеству (всей кистью и концом кисти, ватной палочкой (цветы, ягодки, стебельки). Во время их работы тихо звучит русская народная музыка.

4. Физкультминутка

Сказительница: А пока наша краска подсыхает, мы с вами поиграем. На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Ручеёк»

5. Итог занятия.

После окончания работы все матрёшки выставляются в ряд. И педагоги вместе со Сказительницей рассматривают их и выбирают: самую весёлую, яркую, с интересным рисунком на сарафане, самую грустную и т. д.

Сказительница: Ну что ж, за такую замечательную работу положена награда.

Вот я вам приготовила медаль, на которой написано «Мастер». Вы её заслужили, потому что поработали на славу.

Длительность занятия 30 минут.

1. Алексахин Н. Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М. : Народное образование, 1998. – 96с.

2. Дидактическая игра «Народные промыслы» из серии «Учись играя», ООО «Десятое королевство», 2004

3. Скольникова Н. М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок. – М. : АСТ: Астрель, 2022. — 139

«Творческая мастерская», «Дом ремесленника» и «Поварская школа» на Ореховом бульваре

В творческой мастерской юные гости познакомятся с традициями русских орнаментов, распишут открытки в технике гжель, создадут яркие элементы декора, а также смастерят народных куколок из текстиля. В доме ремесленника на мастер-классах дети научатся работать с деревом, лепить из глины, расписывать балалайки, а также выжигать народные узоры на дощатых поверхностях. В поварской школе можно будет проявить свои кулинарные таланты. Повара научат готовить пироги по рязанским рецептам, фермерские сырники, блинчики по старинным рецептам: блины с припеком, блины из рисовой муки, а также ажурные блинчики.

Участие в мастер-классах только для детей. Продолжительность мастер-классов: 45 минут.

Также на площадке проходят концерты, спектакли и развлекательные программы!

В творческой мастерской юные гости познакомятся с традициями русских орнаментов, распишут открытки в технике гжель, создадут яркие элементы декора, а также смастерят народных куколок из текстиля. В доме ремесленника на мастер-классах дети научатся работать с деревом, лепить из глины, расписывать балалайки, а также выжигать народные узоры на дощатых поверхностях. В поварской школе можно будет проявить свои кулинарные таланты. Повара научат готовить пироги по рязанским рецептам, фермерские сырники, блинчики по старинным рецептам: блины с припеком, блины из рисовой муки, а также ажурные блинчики.

Участие в мастер-классах только для детей. Продолжительность мастер-классов: 45 минут.

Также на площадке проходят концерты, спектакли и развлекательные программы!

Оцените статью
Магия рукоделия: подборка лучших видео-мастерклассов
Добавить комментарий