Мастер-класс Расписываем платок «Уральская рябинка» в технике холодный батик

Магия рукоделия
Содержание статьи:

Рождение платочка в Русском Стиле,холодный батик.МАСТЕР КЛАСС.

Здравствуйте поклонники батика и просто заглянувшие на эту страничку добрые люди!

Поделюсь я с вами процессом изготовления очень интересной , на мой взгляд работы!Давно заглядываюсь на роспись русских мастеров.Вроде бы незамысловато и просто , но так гармонично.

Оказалось не все так и просто.Множество тонких линий, мелких деталей и загогулинок.Пришлось потрудиться , покорпеть.

ДЛЯ РАБОТЫ НАМ НУЖНО:

1.Рама деревянная (у меня самодельная)100-100см.

2.Ткань 95-95см.Натуральный шёлк , крепдешин.

3.Краски по батику АНИЛИНОВЫЕ под запаривание.

4.Кнопки силовые, для крепления к раме.

6.Ячейки из под перепелиных яиц, для красок.

9.Резерв черного цвета.

10.Трубочка стеклянная под резерв.

Просто покажу фото процесса росписи.Можете задавать вопросы , если они возникнут!

Начнём с того, что я выбрала вот этот рисунок.

Распечатала нужного размера , доработала до квадрата, под платок.Получился шаблон.

ПРОЦЕСС РОСПИСИ в фотографиях.

Натягиваем ткань на подрамник, с помощью кнопок закрепляем.Начинаем с углов, стараемся без перекосов.Не переусердствуйте, можно и порвать не нарком .

Шаблон (желательно в натуральную величину)располагаем под ткань, закрепляем иголочками , подкладываем что нибудь для упора ,обводим карандашом.

После того как карандашный рисунок готов , нужно нанести резервирующую линию.Набираем резерв в стеклянную трубочку, обводим точно по рисунку!Самое главное -не делать разрывов в линиях.Даже небольшой прогал может испортить всю работу при росписи красками.

Трубочку держим под углом 90 градусов, линии будут ровными и аккуратными.

Вот что у нас получается, после того , как все линии проведены можно приступать к росписи!

Краски наливаем в ячейки от перепелиных яиц, разводим водой до нужной концентрации.Рисуем как акварелью.

Работаем от светлого к тёмному, постоянно усиливаем тени.

Фон нужно расписывать быстро но аккуратно, не давая подсохнуть краске.

Можно сушить работу, я это делаю на подрамнике.Денёчек дадим отлежаться работе, пусть краска проникнет поглубже в волокна ткани.

Ставим запаривать.Я это делаю в старой мантышнице, приспособленной для этих целей.Заворачиваю в ткань и 3 часа кипячу.Можно и меньше, но так надёжнее, краска не отходит, вещь получается нежной и яркой.Совершенно не повержена выгоранию и линьки.

Процесс запаривания можно посмотреть здесь:

После запаривания платочек стираем жидким моющим средством в теплой воде, полоскаем в холодной воде с добавлением уксуса.Отжимаем в полотенце и гладим во влажном состоянии.Обрезаем лишнее и обшиваем руликом.

Посмотрите процесс обшивки на фото.

Подбираем шёлковую нить под цвет фона.

Скатываем краешек платочка ,кончиками пальцев , тоооненьким руликом и обшиваем через край очень аккуратно.

Это требует навыка, но получается шикарно.Можно посмотреть:

С чёрным цветом будьте аккуратнее . Разводите водичкой 50-50%.

Вот такая РУССКАЯ НАРОДНАЯ красота у меня получилась.

Поэтапное рисование платка – Как нарисовать платок с узорами?

Презентация к уроку ИЗО 3 класс «Мамин платок»

Тема урока: «Мамин платок»

Урок составлен на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Неменского

Куликов Иван Семенович. « Полевые цветы »

встречают, по уму провожают

Жили мужик, да баба. У них была дочка, да сынок маленький.

Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца!

Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе …

Песня «Синий платочек» в годы Великой Отечественной войны

Впервые о Павлово-посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Производство было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным.

В XIX в. нанесение узора на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось только вручную.

Деревянные формы для набивки узоров на павлопосадские платки назывались «цвéтки» и «манеры», для их производства использовали только твердые породы дерева (дуб, грушу, орех), а для большей прочности их склеивали из трех слоев дерева. С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска — «цвéтка».

Деревянные формы для набивки узоров на платки назывались «цвéтки» и «манеры». С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска — «цвéтка».

Автоматы позволили разгрузить мастеров набойщиков, но не беспокойтесь, это по прежнему прекрасное качество!

Самый популярный цветок в Павлово-Посадских узорах это роза.

Часто в «букете» Павлово-Посадского платка художниками используется

Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза стала символом павлово-посадского платка.

Обычный рисунок павлово-посадского платка — от крупного по краям к мелкому в центре.

По углам — крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами

Три волшебных брата

  • Определяем центр при помощи диагональных линий.
  • Размещаем узор в центре.

Тёплые и холодные цвета.

Ритм- это чередование элементов

  • Выбери расположение узора.
  • Выбери изображение на платке.
  • Преврати изображение в узор, для этого выбери цвет и ритм узора .

Сегодня мы много внимания уделяли одежде, «встречали по одёжке», но провожать я вам всё же советую по уму, проверено веками.

Мастер-класс «Красота павлово-посадских платков»

Разделы: Технология

  • Ознакомление с историей и технологией развития производства павлово-посадских платков и их художественными особенностями.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной Розочки из орнамента павловопосадских платков.
  • Воспитание художественного вкуса и эстетической культуры.

Оформление кабинета. Приложение 1.

1. Приветствие педагога: сообщение темы и цели занятия.

2. Всё о павловопосадских платках:

  • выступление обучающихся;
  • танец с павловопосадскими платками;
  • песня «Павловопосадская шаль»;
  • показ моделей «Русские традиции в современной моде»;
  • резюме педагога.

3. Практическая работа: роспись на ситце Розочки из орнамента павловопосадских платков:

4. Анализ работы.

1. Приветствие педагога дополнительного образования:

– Здравствуйте дорогие коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер – классе «Красота павловопосадских платков».

Мастер-класс – это презентация опыта, наиболее удачных приёмов, методов обучения видам художественной росписи, демонстрация успехов обучающихся, которые занимаются в студии «Палитра» по индивидуальной программе дополнительного образования детей «Художественная роспись».

Цель занятия:

  • Ознакомление с историей и техникой развития промысла павловопосадских платков, его художественными особенностями как декоративно-прикладного искусства.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной «Розочки» из орнамента павловопосадских платков.
  • Развитие художественного вкуса и эстетической культуры.

Сначала – коротко об истории производства павловопосадских платков.

Далее на экране демонстрируется видеоряд «История промысла и особенности производства павловопосадских платков», который комментируется ведущими (в роли ведущих выступают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»)

2. Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского Посада – один из старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы занимались изготовлением павловских платков ещё в 18 веке, когда село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.

Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки

– Перед нами рисунок: А.Корзухин «Возвращение с сельской ярмарки» (Приложение 2). В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине – белой посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту?! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!

– Массовое производство павлово-посадских платков и шалей было организовано павлово-посадскими купцами. Основой будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.

Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Учитывая многоцветье павло-вопосадского узора, неудивительно, что для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.

Позднее стали внедряться паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами.

– На протяжении 1920–1930-х годов в Павловском Посаде выпускались хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного платка было возрождено в послевоенные годы. В 1954году в Павловском Посаде открывается платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел. С конца 1950-х годов машинное производство стало вытеснять ручное, технология производства этих платков модернизировалась: набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шаблонов, что позволило существенно упростить процесс изготовления.

– Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности композиции.

– Посмотрите на репродукцию: И. Куликов. «Баба в платке» (Приложение 3). Настоящая слава, пришедшая к павловопосадским платкам и шалям, шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором во второй половине 19 века, живёт и ныне. В наши дни используют способ фотопечати. Ткань называется набивной. Живописные, с дивным рисунком, павловопосадские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира.

– Уникальность павловопосадского платка в его актуальности: узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.

Стихотворение неизвестного автора «Павлово-посадский платок»
(Читает педагог В.Н.Аршинова)

– Я вчера разбиралась в шкафу,
И нашла мамин павловопосадский платок.
Что-то важное вспомнила сразу душа,
Как свободы глотнула глоток.
А в платке-то самом: поле, поле цветёт!
А цветы в нём безумно красивы.
В каждой нитке Россия родная живёт.

Реки… горы… дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором.
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!
Не смогла удержаться, надела, кручусь
Возле зеркала как лепесток.
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павловопосадский платок…

Рассказ о павловопосадских платках продолжают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»:

– Одним из направлений нашей деятельности является популяризация павловских платочных изделий. Знакомство с историей возникновения традиций русского платка помогает понять богатый и неповторимый стиль этих, воистину, народных шедевров нашей страны

– Предшественник платка на Руси – урбус, которым женщины покрывали голову.

С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль» – большой узорный платок. Огромную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного так и праздничного наряда.

– Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивках на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок тесно вплетаются в повседневный быт простого народа.

– Посмотрите на собранную нами коллекцию платков и шалей! Павловопосадские платки, богато украшенные цветочными, растительными узорами, пышными розами и восточным орнаментом «турецкий огурец», заимствованным у индийских кашемировых шалей…

– В платке гармонично сочетается ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы.

Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон.

– Композиционное и цветовое великолепие павловопосадского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов – набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает нескольких десятков.

Танец с павлово-посадскими платками в исполнении обучающихся музыкально-театральной студии «Куликово болото»

– Русская шаль не только согревает, но и подчёркивает привлекательность женщины. Красота павловопосадских шалей удивительно сочетается с картинами русской природы.

Поэт Александр Блок посвятил России такие строки:

– А ты всё та же – лес да поле.
Да плат узорный до бровей…
Наверное, «плат узорный», который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьма. Имя города – Павловский Посад.

– Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение.

Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.

– Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица! (Приложение 11)

Песня «Павловопосадская шаль» на мелодию песни «Синенький скромный платочек» в исполнении педагога по вокалу ДДТ Е.В.Скопиной

Павловопосадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазах

Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомодны и не угодны
Оставьте, пустой разговор.

Красный и чёрный, и синий-
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся наша Россия
Их берегут, словно честь.

Красив узор,
И заворожен мой взор.
Царский орнамент кружит и манит
Женщин Руси с давних пор.

Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павловопосадскую шаль!

Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомоден и не угоден
Оставьте, пустой разговор.

– Павловопосадские платки и шали вот уже более двух веков радуют наших женщин своими неповторимыми красками. В наши дни искусство древних мастеров переживает настоящий бум: интерес к павловопосадским платкам растёт. Об этом свидетельствуют журналы мод, где можно увидеть, как актуально выглядят традиционные русские платки, шали и косынки на известных моделях. Правда, сегодня ношение павловопосадских платков изменилось: особенно интересны в этом плане эксперименты юных красавиц. Помимо традиционного использования, девушки носят павловопосадские шёлковые платки, повязывая их на манер банданы, небрежно накидывая на одно плечо или завязывая вокруг талии.

Показ моделей с использованием павловопосадских платков с комментариями:

– Разнообразие расцветок, рисунков и фактур, а также материалов, из которых изготовлены современные павловопосадские платки, дают модельерам широкий простор для фантазии.

– Платье. Лёгкие шелковые платки стали изящным дополнением к летнему женскому гардеробу: изящно повязанная на шее или голове косыночка придают женскому облику особое очарование. Приложение 6

– Пальто. Роскошные павловопосадские шали с изысканным растительным узором, повязанные поверх элегантного пальто, становятся стильным украшением для любого женского гардероба. Приложение 7

– Причёска русская коса и накинутый на плечи платок. Платки из хлопка или шерсти с крупным и мелким цветочным рисунком, накинутые на плечи, прекрасно сочетаются с однотонным женским платьем или костюмом, создавая некий загадочно-романтический образ. Приложение 8

– Последний «писк» моды – павловопосадские платки с «огурцовым» орнаментом моментально стали любимцами русских девушек и женщин. И уже сегодня на улицах российских городов можно увидеть стильных модниц с павловопосадским «бобом» на плечах.

Резюме педагога: Уникальность павловопосадского платка – в его непреходящей актуальности: платок украшал головы и плечи русских простолюдинок и дворянок, его с удовольствием носили наши бабушки и мамы, а сегодня он стал одним из остромодных аксессуаров наших современниц. Как предмет истинного народного искусства, павловопосадский платок не знает ни временных, ни возрастных границ: он одинаково подходит к лицу, как взрослым, солидным дамам, так и юным красавицам.

3. Практическая часть

Педагог (на фоне мелодии): На сегодняшнем мастер-класс мы с вами выполним мини-картину с изображением розочки в технике павловопосадских платков. Розочку мы будем расписывать на ситцевой ткани, размером 15х15, после чего все смогут забрать домой свою работу на память. Получившуюся

работу мы поместим в рамку 14х14, здесь же имеется картон, размером 12х12,стекло, размером с картон, и белая бумага. Все эти вещи лежат перед вами.

«Розочку» мы с вами возьмём из орнамента Павлово-Посадских платков. Начнём роспись. Приложение 9

1 этап – Рисунок 1 Возьмём лежащий перед вами рисунок розочки на бумаге и переведем его на ситцевую ткань через копировальную бумагу (копирование рисунка).

2 этап – Цветовые решения на Павлово-Посадских платках очень яркие, и поэтому мы её будем тонировать в двух оттенках красного и зелёного цветов.

К светло-розовому оттенку мы добавим белый и в итоге получим нежно– розовый цвет. Этим цветом мы с вами будем тонировать лепестки, как показано на рисунке 2 (тонирование).

3 этап – Далее мы будем тонировать тёмно-красный цвет, как показано на рисунке № 3 (тонирование). Приложение 10

4 этап – Переходим к зелёным листьям, они так же имеют 2 оттенка-салатовый, и тёмный зелёный цвет. Возьмём средний желтый и к нему добавим немного изумрудного зелёного цвета, получим салатовый оттенок, и этим цветом мы затонируем самые светлые места на листьях, смотри рисунок 2 (тонирование). Приложение 13

5 этап – Затем мы затонируем тёмный зелёный цвет из набора красок, добавим немного воды и раскрасим тёмные места, рисунок 3 (тонирование).

6 этап – Следующий этап работы – подчёркивание контура темнее по тону. а) Мы подчеркнём лепестки вишнёвым цветом. б) А листья мы будем подчёркивать так: к тёмно-зелёному цвету из набора мы добавим лазуро-железный цвет и получим тёмно-зелёный , и подчеркнём этим цветом все листья (подчёркивание). Рисунок 4.

7 этап – Покажем тычинки у нашей розочки средним жёлтым цветом из набора (роспись тычинок). Рисунок 5. Приложение 12

8 этап – И последнее, покажем блики на лепестках. Возьмём темперный белый и разбавим её водой. Этим цветом мы закрасим бликовые части, как показано на рисунке 5 (роспись бликов).

Вот и завершили цветовое решение.

9 этап – Самый последний этап, это помещение нашего рисунка в рамку. Это делается так: берём стекло, на него ложем ситец, затем, белый лист бумаги, размером 12х12, далее накладываем картон и вставляем в рамку, на обратной стороне закрепляем зажимы. Вот работа и готова! (Оформление работы). Рисунок 6.

У нас получился фрагмент из орнамента павловопосадского платка. Полюбуемся на свои работы! Приложение 14. Приложение 15 – Фото мастер-класса.

4. Анализ работы

Педагог: Сегодня мы познакомились с красотой павловопосадских платков, с историей промысла, его технологией, с сохранением традиции и современным звучанием промысла.

А самое главное – мы выполнили мини-картину на ткани в технике павловопосадских платков – подарок для себя и память об этом мастер-классе.

Мне нравится проводить мастер-класс. Они требуют от педагога высокого профессионализма и мастерства. Первое и самое главное, они имеют познавательную ценность, так как многие педагоги знакомятся с тем или иным промыслом впервые. Второе – они имеют практическую ценность, так как каждый участник выполняет художественную роспись, овладевая её приёмами. И третье: в проведении мастер-класс необходим богатый наглядный материал: предметы быта, одежды, использование компьтерных технологий, дидактический материал, принадлежности выполнения росписи. Всё это позволяет глубоко погрузиться в этот вид декоративно-прикладного искусства и позволяет развивать нашу эмоциональную сферу.

А сейчас приглашаю вас к русскому самовару.

Русское чаепитие с пирогами и баранками.

Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме » Платок для мамы, павлопосадская шаль»

ТЕМА: «Платок для мамы»

подтема: «Павлопосадская шаль»

ЦЕЛЬ УРОКА — обучающая и образовательная. Воспитание художественного вкуса и учащихся. Развитие любви к родной природе. О любви русских художников к родной земле, о преемственности и наследовании русской культуры.
Дать представление о Павлопосадском промысле. Дать последовательность поэтапной росписи на примере наглядных пособий.

Ход урока;

1. Организационный момент (25 минуты). К началу урока на каждом столе проверяется готовность к работе: наличие акварельных красок, воды, палитры, чистого листа белой бумаги, карандаша и стиральной резинки.

2. Повторение пройденного материала в виде беседы (8 минут)
Примерные варианты вопросов и ответов:

С чего начинается изготовление каждой вещи, нас окружающей?

— С работы художника.

Над чем работает художник?

— Над формой и ее украшением.

В каких видах игрушек мы использовали только форму?

— В соломенных и игрушках из листьев.

В каких случаях форма декорировалась?

— В глиняных игрушках (Дымка), в деревянных (различные виды матрешек)

Как повседневная посуда отличается от праздничной по форме и декору?

— Праздничная посуда более изящная по форме и очень красиво украшена.

Назовите различные варианты обоев по назначению:

— Обои для детской комнаты, для кухни, для библиотеки, в комнату для игры, в шахматы, в спальню для принцессы.

3. Объяснение новой темы в два этапа (10 мин).

— Разговор о видах платков:

Платки используются для тепла и как украшение, они бывают шейные и покрываются на голову, по видам ткани (шелковые, шерстяные, пуховые, капроновые и т.д.).

Люди разного возраста предпочитают разные варианты платков (сравнить платок для бабушки и внучки). А также для разных случаев (торжественных, траурных, праздничных) используются разные по настроению, цвету, и рисунку платки. Рисунок на них или узор бывает геометрическим (использует круги, квадраты, полосы) и растительным (цветы, ягоды, листья). Различие между платком, косынкой и куском ткани.

Платок имеет форму квадрата или треугольника, с краев обязательно ограничен кантом или каймой (показываются варианты росписи платков и ткани). Основной узор обычно располагается либо в центре, либо по углам (объясняется на примере готовых набивных платков). Вводится понятие схемы платка (разные по размеру цветы заменяются разными по размеру кружками и располагаются в определенном порядке). Схема одного из платков выполняется мелом учителем на доске.

На примере данной схемы учащимся предлагается задание выполнить оп аналогии схему другого платка

— Рассказ о Павлопосадском промысле: Павлопосадские шали известны во всем мире неповторимыми узорами. В качестве узоров всегда

используется растительный орнамент, а именно цветы, которые
являются творчески переработанным, но в то же время самобытным и
истинно русским символом. Огромное разнообразие декоративных
орнаментов позволяет судить о красоте русской природы во все времена
года, о любви русских художников к родной земле, о преемственности и
наследовании русской культуры.

Павловский посад — селение по типу Дымковской слободы (глиняные игрушки). Там живут текстильщики и художники, они занимаются изготовлением шалей. Шаль — это большой платок, служил и служит украшением русской женщины, несмотря на изменчивость моды. Шали эти «набивные» (объяснение значения термина). На ткань узор наносят досками, для того, чтобы краска пропитала ткань, доску с орнаментом бьют деревянным молотком (киянкой). Поэтому набивные платки всегда имеют лицевую сторону и изнаночную. Изображение даже одного цветка совершается в несколько этапов. Объяснение поэтапности росписи на примере наглядных пособий, выполненных учителем и вывешенных на доске.

4. Выполнение учащимися задания (2 вида)

— Роспись цветка и двух листиков;

— Выполнение схемы одного из платков на альбомном листе.

Выполнение первого задания идет параллельно с работой учителя на доске. Учащимся раздаются шаблоны цветка и листьев, они намечают карандашом середину цветка и лепестки и, выбрав цвет, начинают под руководством учителя работу цветом в три этапа, учитель осуществляет показ на доске и контроль над выполнением задания.

Завершив работу, учащиеся приступают ко второму заданию, т.е. схеме композиции платка. Во время выполнения рисунка, учитель собирает готовые шаблоны цветов и листьев и организует выставку детских работ в виде Павлопосадского платка.

5. Проведение итогов и заключительная часть.

За несколько минут до конца урока готов платок, украшением которого являются яркие детские работы. Учитель обращает внимание учащихся на красоту и необычность изделия, на композицию платка, а главное дает возможность каждому ученику почувствовать себя настоящим художником. За коллективную творческую работу, где каждый ребенок может сравнить свое изделие с окружающими, ставится высшая оценка, что является также хорошим стимулом к дальнейшему творчеству.

Технологическая карта «Украсим платок» (дымковские узоры)

№1. ҰЙЫМДАСТЫРЫЛҒАН ОҚУ ІС-ӘРЕКЕТІНІҢ ТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ КАРТАСЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕЗГІЛ: Дата: 17 марта

Білім беру саласы: Образовательная область: Творчество

Белімі :Раздел: Рисование

Тақырыбы: Тема: «Украсим платок» (Дымкомские узоры)

Мақсаты: Цель: Уметь украшать платок..

Міндеттер: Задачи: Научить украшать предметы квадратной формы дымковскими узорами, располагая узор по квадрату.Развиваем навыки рисования прямых и волнистых линий, точек, колечек. Воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Жабдықтар: Оборудование: кисть №2, лист бумаги квадратной формы, стакан с водой, салфетки, образец, поэтапное рисование платка, гуашь (синяя, желтая, красная), изображения дымковских игрушек.

Билингвалдық компонент: платок — орамал, красивый -әдемі , подарок — сыйлық, весна — көктем, синий -көк , желтый — сары, красный — қызыл .

Рождение платочка в Русском Стиле,холодный батик.МАСТЕР КЛАСС.

Здравствуйте поклонники батика и просто заглянувшие на эту страничку добрые люди!

Поделюсь я с вами процессом изготовления очень интересной , на мой взгляд работы!Давно заглядываюсь на роспись русских мастеров.Вроде бы незамысловато и просто , но так гармонично.

Оказалось не все так и просто.Множество тонких линий, мелких деталей и загогулинок.Пришлось потрудиться , покорпеть.

ДЛЯ РАБОТЫ НАМ НУЖНО:

1.Рама деревянная (у меня самодельная)100-100см.

2.Ткань 95-95см.Натуральный шёлк , крепдешин.

3.Краски по батику АНИЛИНОВЫЕ под запаривание.

4.Кнопки силовые, для крепления к раме.

6.Ячейки из под перепелиных яиц, для красок.

9.Резерв черного цвета.

10.Трубочка стеклянная под резерв.

Просто покажу фото процесса росписи.Можете задавать вопросы , если они возникнут!

Начнём с того, что я выбрала вот этот рисунок.

Распечатала нужного размера , доработала до квадрата, под платок.Получился шаблон.

ПРОЦЕСС РОСПИСИ в фотографиях.

Натягиваем ткань на подрамник, с помощью кнопок закрепляем.Начинаем с углов, стараемся без перекосов.Не переусердствуйте, можно и порвать не нарком .

Шаблон (желательно в натуральную величину)располагаем под ткань, закрепляем иголочками , подкладываем что нибудь для упора ,обводим карандашом.

После того как карандашный рисунок готов , нужно нанести резервирующую линию.Набираем резерв в стеклянную трубочку, обводим точно по рисунку!Самое главное -не делать разрывов в линиях.Даже небольшой прогал может испортить всю работу при росписи красками.

Трубочку держим под углом 90 градусов, линии будут ровными и аккуратными.

Вот что у нас получается, после того , как все линии проведены можно приступать к росписи!

Краски наливаем в ячейки от перепелиных яиц, разводим водой до нужной концентрации.Рисуем как акварелью.

Работаем от светлого к тёмному, постоянно усиливаем тени.

Фон нужно расписывать быстро но аккуратно, не давая подсохнуть краске.

Можно сушить работу, я это делаю на подрамнике.Денёчек дадим отлежаться работе, пусть краска проникнет поглубже в волокна ткани.

Ставим запаривать.Я это делаю в старой мантышнице, приспособленной для этих целей.Заворачиваю в ткань и 3 часа кипячу.Можно и меньше, но так надёжнее, краска не отходит, вещь получается нежной и яркой.Совершенно не повержена выгоранию и линьки.

Процесс запаривания можно посмотреть здесь:

После запаривания платочек стираем жидким моющим средством в теплой воде, полоскаем в холодной воде с добавлением уксуса.Отжимаем в полотенце и гладим во влажном состоянии.Обрезаем лишнее и обшиваем руликом.

Посмотрите процесс обшивки на фото.

Подбираем шёлковую нить под цвет фона.

Скатываем краешек платочка ,кончиками пальцев , тоооненьким руликом и обшиваем через край очень аккуратно.

Это требует навыка, но получается шикарно.Можно посмотреть:

С чёрным цветом будьте аккуратнее . Разводите водичкой 50-50%.

Вот такая РУССКАЯ НАРОДНАЯ красота у меня получилась.

Поэтапное рисование платка – Как нарисовать платок с узорами?

Презентация к уроку ИЗО 3 класс «Мамин платок»

Тема урока: «Мамин платок»

Урок составлен на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Неменского

Куликов Иван Семенович. « Полевые цветы »

встречают, по уму провожают

Жили мужик, да баба. У них была дочка, да сынок маленький.

Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца!

Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе …

Песня «Синий платочек» в годы Великой Отечественной войны

Впервые о Павлово-посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Производство было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным.

В XIX в. нанесение узора на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось только вручную.

Деревянные формы для набивки узоров на павлопосадские платки назывались «цвéтки» и «манеры», для их производства использовали только твердые породы дерева (дуб, грушу, орех), а для большей прочности их склеивали из трех слоев дерева. С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска — «цвéтка».

Деревянные формы для набивки узоров на платки назывались «цвéтки» и «манеры». С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска — «цвéтка».

Автоматы позволили разгрузить мастеров набойщиков, но не беспокойтесь, это по прежнему прекрасное качество!

Самый популярный цветок в Павлово-Посадских узорах это роза.

Часто в «букете» Павлово-Посадского платка художниками используется

Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза стала символом павлово-посадского платка.

Обычный рисунок павлово-посадского платка — от крупного по краям к мелкому в центре.

По углам — крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами

Три волшебных брата

  • Определяем центр при помощи диагональных линий.
  • Размещаем узор в центре.

Тёплые и холодные цвета.

Ритм- это чередование элементов

  • Выбери расположение узора.
  • Выбери изображение на платке.
  • Преврати изображение в узор, для этого выбери цвет и ритм узора .

Сегодня мы много внимания уделяли одежде, «встречали по одёжке», но провожать я вам всё же советую по уму, проверено веками.

Мастер-класс «Красота павлово-посадских платков»

Разделы: Технология

  • Ознакомление с историей и технологией развития производства павлово-посадских платков и их художественными особенностями.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной Розочки из орнамента павловопосадских платков.
  • Воспитание художественного вкуса и эстетической культуры.

Оформление кабинета. Приложение 1.

1. Приветствие педагога: сообщение темы и цели занятия.

2. Всё о павловопосадских платках:

  • выступление обучающихся;
  • танец с павловопосадскими платками;
  • песня «Павловопосадская шаль»;
  • показ моделей «Русские традиции в современной моде»;
  • резюме педагога.

3. Практическая работа: роспись на ситце Розочки из орнамента павловопосадских платков:

4. Анализ работы.

1. Приветствие педагога дополнительного образования:

– Здравствуйте дорогие коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер – классе «Красота павловопосадских платков».

Мастер-класс – это презентация опыта, наиболее удачных приёмов, методов обучения видам художественной росписи, демонстрация успехов обучающихся, которые занимаются в студии «Палитра» по индивидуальной программе дополнительного образования детей «Художественная роспись».

Цель занятия:

  • Ознакомление с историей и техникой развития промысла павловопосадских платков, его художественными особенностями как декоративно-прикладного искусства.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной «Розочки» из орнамента павловопосадских платков.
  • Развитие художественного вкуса и эстетической культуры.

Сначала – коротко об истории производства павловопосадских платков.

Далее на экране демонстрируется видеоряд «История промысла и особенности производства павловопосадских платков», который комментируется ведущими (в роли ведущих выступают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»)

2. Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского Посада – один из старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы занимались изготовлением павловских платков ещё в 18 веке, когда село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.

Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки

– Перед нами рисунок: А.Корзухин «Возвращение с сельской ярмарки» (Приложение 2). В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине – белой посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту?! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!

– Массовое производство павлово-посадских платков и шалей было организовано павлово-посадскими купцами. Основой будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.

Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Учитывая многоцветье павло-вопосадского узора, неудивительно, что для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.

Позднее стали внедряться паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами.

– На протяжении 1920–1930-х годов в Павловском Посаде выпускались хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного платка было возрождено в послевоенные годы. В 1954году в Павловском Посаде открывается платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел. С конца 1950-х годов машинное производство стало вытеснять ручное, технология производства этих платков модернизировалась: набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шаблонов, что позволило существенно упростить процесс изготовления.

– Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности композиции.

– Посмотрите на репродукцию: И. Куликов. «Баба в платке» (Приложение 3). Настоящая слава, пришедшая к павловопосадским платкам и шалям, шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором во второй половине 19 века, живёт и ныне. В наши дни используют способ фотопечати. Ткань называется набивной. Живописные, с дивным рисунком, павловопосадские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира.

– Уникальность павловопосадского платка в его актуальности: узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.

Стихотворение неизвестного автора «Павлово-посадский платок»
(Читает педагог В.Н.Аршинова)

– Я вчера разбиралась в шкафу,
И нашла мамин павловопосадский платок.
Что-то важное вспомнила сразу душа,
Как свободы глотнула глоток.
А в платке-то самом: поле, поле цветёт!
А цветы в нём безумно красивы.
В каждой нитке Россия родная живёт.

Реки… горы… дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором.
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!
Не смогла удержаться, надела, кручусь
Возле зеркала как лепесток.
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павловопосадский платок…

Рассказ о павловопосадских платках продолжают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»:

– Одним из направлений нашей деятельности является популяризация павловских платочных изделий. Знакомство с историей возникновения традиций русского платка помогает понять богатый и неповторимый стиль этих, воистину, народных шедевров нашей страны

– Предшественник платка на Руси – урбус, которым женщины покрывали голову.

С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль» – большой узорный платок. Огромную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного так и праздничного наряда.

– Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивках на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок тесно вплетаются в повседневный быт простого народа.

– Посмотрите на собранную нами коллекцию платков и шалей! Павловопосадские платки, богато украшенные цветочными, растительными узорами, пышными розами и восточным орнаментом «турецкий огурец», заимствованным у индийских кашемировых шалей…

– В платке гармонично сочетается ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы.

Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон.

– Композиционное и цветовое великолепие павловопосадского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов – набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает нескольких десятков.

Танец с павлово-посадскими платками в исполнении обучающихся музыкально-театральной студии «Куликово болото»

– Русская шаль не только согревает, но и подчёркивает привлекательность женщины. Красота павловопосадских шалей удивительно сочетается с картинами русской природы.

Поэт Александр Блок посвятил России такие строки:

– А ты всё та же – лес да поле.
Да плат узорный до бровей…
Наверное, «плат узорный», который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьма. Имя города – Павловский Посад.

– Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение.

Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.

– Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица! (Приложение 11)

Песня «Павловопосадская шаль» на мелодию песни «Синенький скромный платочек» в исполнении педагога по вокалу ДДТ Е.В.Скопиной

Павловопосадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазах

Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомодны и не угодны
Оставьте, пустой разговор.

Красный и чёрный, и синий-
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся наша Россия
Их берегут, словно честь.

Красив узор,
И заворожен мой взор.
Царский орнамент кружит и манит
Женщин Руси с давних пор.

Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павловопосадскую шаль!

Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомоден и не угоден
Оставьте, пустой разговор.

– Павловопосадские платки и шали вот уже более двух веков радуют наших женщин своими неповторимыми красками. В наши дни искусство древних мастеров переживает настоящий бум: интерес к павловопосадским платкам растёт. Об этом свидетельствуют журналы мод, где можно увидеть, как актуально выглядят традиционные русские платки, шали и косынки на известных моделях. Правда, сегодня ношение павловопосадских платков изменилось: особенно интересны в этом плане эксперименты юных красавиц. Помимо традиционного использования, девушки носят павловопосадские шёлковые платки, повязывая их на манер банданы, небрежно накидывая на одно плечо или завязывая вокруг талии.

Показ моделей с использованием павловопосадских платков с комментариями:

– Разнообразие расцветок, рисунков и фактур, а также материалов, из которых изготовлены современные павловопосадские платки, дают модельерам широкий простор для фантазии.

– Платье. Лёгкие шелковые платки стали изящным дополнением к летнему женскому гардеробу: изящно повязанная на шее или голове косыночка придают женскому облику особое очарование. Приложение 6

– Пальто. Роскошные павловопосадские шали с изысканным растительным узором, повязанные поверх элегантного пальто, становятся стильным украшением для любого женского гардероба. Приложение 7

– Причёска русская коса и накинутый на плечи платок. Платки из хлопка или шерсти с крупным и мелким цветочным рисунком, накинутые на плечи, прекрасно сочетаются с однотонным женским платьем или костюмом, создавая некий загадочно-романтический образ. Приложение 8

– Последний «писк» моды – павловопосадские платки с «огурцовым» орнаментом моментально стали любимцами русских девушек и женщин. И уже сегодня на улицах российских городов можно увидеть стильных модниц с павловопосадским «бобом» на плечах.

Резюме педагога: Уникальность павловопосадского платка – в его непреходящей актуальности: платок украшал головы и плечи русских простолюдинок и дворянок, его с удовольствием носили наши бабушки и мамы, а сегодня он стал одним из остромодных аксессуаров наших современниц. Как предмет истинного народного искусства, павловопосадский платок не знает ни временных, ни возрастных границ: он одинаково подходит к лицу, как взрослым, солидным дамам, так и юным красавицам.

3. Практическая часть

Педагог (на фоне мелодии): На сегодняшнем мастер-класс мы с вами выполним мини-картину с изображением розочки в технике павловопосадских платков. Розочку мы будем расписывать на ситцевой ткани, размером 15х15, после чего все смогут забрать домой свою работу на память. Получившуюся

работу мы поместим в рамку 14х14, здесь же имеется картон, размером 12х12,стекло, размером с картон, и белая бумага. Все эти вещи лежат перед вами.

«Розочку» мы с вами возьмём из орнамента Павлово-Посадских платков. Начнём роспись. Приложение 9

1 этап – Рисунок 1 Возьмём лежащий перед вами рисунок розочки на бумаге и переведем его на ситцевую ткань через копировальную бумагу (копирование рисунка).

2 этап – Цветовые решения на Павлово-Посадских платках очень яркие, и поэтому мы её будем тонировать в двух оттенках красного и зелёного цветов.

К светло-розовому оттенку мы добавим белый и в итоге получим нежно– розовый цвет. Этим цветом мы с вами будем тонировать лепестки, как показано на рисунке 2 (тонирование).

3 этап – Далее мы будем тонировать тёмно-красный цвет, как показано на рисунке № 3 (тонирование). Приложение 10

4 этап – Переходим к зелёным листьям, они так же имеют 2 оттенка-салатовый, и тёмный зелёный цвет. Возьмём средний желтый и к нему добавим немного изумрудного зелёного цвета, получим салатовый оттенок, и этим цветом мы затонируем самые светлые места на листьях, смотри рисунок 2 (тонирование). Приложение 13

5 этап – Затем мы затонируем тёмный зелёный цвет из набора красок, добавим немного воды и раскрасим тёмные места, рисунок 3 (тонирование).

6 этап – Следующий этап работы – подчёркивание контура темнее по тону. а) Мы подчеркнём лепестки вишнёвым цветом. б) А листья мы будем подчёркивать так: к тёмно-зелёному цвету из набора мы добавим лазуро-железный цвет и получим тёмно-зелёный , и подчеркнём этим цветом все листья (подчёркивание). Рисунок 4.

7 этап – Покажем тычинки у нашей розочки средним жёлтым цветом из набора (роспись тычинок). Рисунок 5. Приложение 12

8 этап – И последнее, покажем блики на лепестках. Возьмём темперный белый и разбавим её водой. Этим цветом мы закрасим бликовые части, как показано на рисунке 5 (роспись бликов).

Вот и завершили цветовое решение.

9 этап – Самый последний этап, это помещение нашего рисунка в рамку. Это делается так: берём стекло, на него ложем ситец, затем, белый лист бумаги, размером 12х12, далее накладываем картон и вставляем в рамку, на обратной стороне закрепляем зажимы. Вот работа и готова! (Оформление работы). Рисунок 6.

У нас получился фрагмент из орнамента павловопосадского платка. Полюбуемся на свои работы! Приложение 14. Приложение 15 – Фото мастер-класса.

4. Анализ работы

Педагог: Сегодня мы познакомились с красотой павловопосадских платков, с историей промысла, его технологией, с сохранением традиции и современным звучанием промысла.

А самое главное – мы выполнили мини-картину на ткани в технике павловопосадских платков – подарок для себя и память об этом мастер-классе.

Мне нравится проводить мастер-класс. Они требуют от педагога высокого профессионализма и мастерства. Первое и самое главное, они имеют познавательную ценность, так как многие педагоги знакомятся с тем или иным промыслом впервые. Второе – они имеют практическую ценность, так как каждый участник выполняет художественную роспись, овладевая её приёмами. И третье: в проведении мастер-класс необходим богатый наглядный материал: предметы быта, одежды, использование компьтерных технологий, дидактический материал, принадлежности выполнения росписи. Всё это позволяет глубоко погрузиться в этот вид декоративно-прикладного искусства и позволяет развивать нашу эмоциональную сферу.

А сейчас приглашаю вас к русскому самовару.

Русское чаепитие с пирогами и баранками.

Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме » Платок для мамы, павлопосадская шаль»

ТЕМА: «Платок для мамы»

подтема: «Павлопосадская шаль»

ЦЕЛЬ УРОКА — обучающая и образовательная. Воспитание художественного вкуса и учащихся. Развитие любви к родной природе. О любви русских художников к родной земле, о преемственности и наследовании русской культуры.
Дать представление о Павлопосадском промысле. Дать последовательность поэтапной росписи на примере наглядных пособий.

Ход урока;

1. Организационный момент (25 минуты). К началу урока на каждом столе проверяется готовность к работе: наличие акварельных красок, воды, палитры, чистого листа белой бумаги, карандаша и стиральной резинки.

2. Повторение пройденного материала в виде беседы (8 минут)
Примерные варианты вопросов и ответов:

С чего начинается изготовление каждой вещи, нас окружающей?

— С работы художника.

Над чем работает художник?

— Над формой и ее украшением.

В каких видах игрушек мы использовали только форму?

— В соломенных и игрушках из листьев.

В каких случаях форма декорировалась?

— В глиняных игрушках (Дымка), в деревянных (различные виды матрешек)

Как повседневная посуда отличается от праздничной по форме и декору?

— Праздничная посуда более изящная по форме и очень красиво украшена.

Назовите различные варианты обоев по назначению:

— Обои для детской комнаты, для кухни, для библиотеки, в комнату для игры, в шахматы, в спальню для принцессы.

3. Объяснение новой темы в два этапа (10 мин).

— Разговор о видах платков:

Платки используются для тепла и как украшение, они бывают шейные и покрываются на голову, по видам ткани (шелковые, шерстяные, пуховые, капроновые и т.д.).

Люди разного возраста предпочитают разные варианты платков (сравнить платок для бабушки и внучки). А также для разных случаев (торжественных, траурных, праздничных) используются разные по настроению, цвету, и рисунку платки. Рисунок на них или узор бывает геометрическим (использует круги, квадраты, полосы) и растительным (цветы, ягоды, листья). Различие между платком, косынкой и куском ткани.

Платок имеет форму квадрата или треугольника, с краев обязательно ограничен кантом или каймой (показываются варианты росписи платков и ткани). Основной узор обычно располагается либо в центре, либо по углам (объясняется на примере готовых набивных платков). Вводится понятие схемы платка (разные по размеру цветы заменяются разными по размеру кружками и располагаются в определенном порядке). Схема одного из платков выполняется мелом учителем на доске.

На примере данной схемы учащимся предлагается задание выполнить оп аналогии схему другого платка

— Рассказ о Павлопосадском промысле: Павлопосадские шали известны во всем мире неповторимыми узорами. В качестве узоров всегда

используется растительный орнамент, а именно цветы, которые
являются творчески переработанным, но в то же время самобытным и
истинно русским символом. Огромное разнообразие декоративных
орнаментов позволяет судить о красоте русской природы во все времена
года, о любви русских художников к родной земле, о преемственности и
наследовании русской культуры.

Павловский посад — селение по типу Дымковской слободы (глиняные игрушки). Там живут текстильщики и художники, они занимаются изготовлением шалей. Шаль — это большой платок, служил и служит украшением русской женщины, несмотря на изменчивость моды. Шали эти «набивные» (объяснение значения термина). На ткань узор наносят досками, для того, чтобы краска пропитала ткань, доску с орнаментом бьют деревянным молотком (киянкой). Поэтому набивные платки всегда имеют лицевую сторону и изнаночную. Изображение даже одного цветка совершается в несколько этапов. Объяснение поэтапности росписи на примере наглядных пособий, выполненных учителем и вывешенных на доске.

4. Выполнение учащимися задания (2 вида)

— Роспись цветка и двух листиков;

— Выполнение схемы одного из платков на альбомном листе.

Выполнение первого задания идет параллельно с работой учителя на доске. Учащимся раздаются шаблоны цветка и листьев, они намечают карандашом середину цветка и лепестки и, выбрав цвет, начинают под руководством учителя работу цветом в три этапа, учитель осуществляет показ на доске и контроль над выполнением задания.

Завершив работу, учащиеся приступают ко второму заданию, т.е. схеме композиции платка. Во время выполнения рисунка, учитель собирает готовые шаблоны цветов и листьев и организует выставку детских работ в виде Павлопосадского платка.

5. Проведение итогов и заключительная часть.

За несколько минут до конца урока готов платок, украшением которого являются яркие детские работы. Учитель обращает внимание учащихся на красоту и необычность изделия, на композицию платка, а главное дает возможность каждому ученику почувствовать себя настоящим художником. За коллективную творческую работу, где каждый ребенок может сравнить свое изделие с окружающими, ставится высшая оценка, что является также хорошим стимулом к дальнейшему творчеству.

Технологическая карта «Украсим платок» (дымковские узоры)

№1. ҰЙЫМДАСТЫРЫЛҒАН ОҚУ ІС-ӘРЕКЕТІНІҢ ТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ КАРТАСЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕЗГІЛ: Дата: 17 марта

Білім беру саласы: Образовательная область: Творчество

Белімі :Раздел: Рисование

Тақырыбы: Тема: «Украсим платок» (Дымкомские узоры)

Мақсаты: Цель: Уметь украшать платок..

Міндеттер: Задачи: Научить украшать предметы квадратной формы дымковскими узорами, располагая узор по квадрату.Развиваем навыки рисования прямых и волнистых линий, точек, колечек. Воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Жабдықтар: Оборудование: кисть №2, лист бумаги квадратной формы, стакан с водой, салфетки, образец, поэтапное рисование платка, гуашь (синяя, желтая, красная), изображения дымковских игрушек.

Билингвалдық компонент: платок — орамал, красивый -әдемі , подарок — сыйлық, весна — көктем, синий -көк , желтый — сары, красный — қызыл .

Рождение платочка в Русском Стиле,холодный батик.МАСТЕР КЛАСС.

Здравствуйте поклонники батика и просто заглянувшие на эту страничку добрые люди!

Поделюсь я с вами процессом изготовления очень интересной , на мой взгляд работы!Давно заглядываюсь на роспись русских мастеров.Вроде бы незамысловато и просто , но так гармонично.

Оказалось не все так и просто.Множество тонких линий, мелких деталей и загогулинок.Пришлось потрудиться , покорпеть.

ДЛЯ РАБОТЫ НАМ НУЖНО:

1.Рама деревянная (у меня самодельная)100-100см.

2.Ткань 95-95см.Натуральный шёлк , крепдешин.

3.Краски по батику АНИЛИНОВЫЕ под запаривание.

4.Кнопки силовые, для крепления к раме.

6.Ячейки из под перепелиных яиц, для красок.

9.Резерв черного цвета.

10.Трубочка стеклянная под резерв.

Просто покажу фото процесса росписи.Можете задавать вопросы , если они возникнут!

Начнём с того, что я выбрала вот этот рисунок.

Распечатала нужного размера , доработала до квадрата, под платок.Получился шаблон.

ПРОЦЕСС РОСПИСИ в фотографиях.

Натягиваем ткань на подрамник, с помощью кнопок закрепляем.Начинаем с углов, стараемся без перекосов.Не переусердствуйте, можно и порвать не нарком .

Шаблон (желательно в натуральную величину)располагаем под ткань, закрепляем иголочками , подкладываем что нибудь для упора ,обводим карандашом.

После того как карандашный рисунок готов , нужно нанести резервирующую линию.Набираем резерв в стеклянную трубочку, обводим точно по рисунку!Самое главное -не делать разрывов в линиях.Даже небольшой прогал может испортить всю работу при росписи красками.

Трубочку держим под углом 90 градусов, линии будут ровными и аккуратными.

Вот что у нас получается, после того , как все линии проведены можно приступать к росписи!

Краски наливаем в ячейки от перепелиных яиц, разводим водой до нужной концентрации.Рисуем как акварелью.

Работаем от светлого к тёмному, постоянно усиливаем тени.

Фон нужно расписывать быстро но аккуратно, не давая подсохнуть краске.

Можно сушить работу, я это делаю на подрамнике.Денёчек дадим отлежаться работе, пусть краска проникнет поглубже в волокна ткани.

Ставим запаривать.Я это делаю в старой мантышнице, приспособленной для этих целей.Заворачиваю в ткань и 3 часа кипячу.Можно и меньше, но так надёжнее, краска не отходит, вещь получается нежной и яркой.Совершенно не повержена выгоранию и линьки.

Процесс запаривания можно посмотреть здесь:

После запаривания платочек стираем жидким моющим средством в теплой воде, полоскаем в холодной воде с добавлением уксуса.Отжимаем в полотенце и гладим во влажном состоянии.Обрезаем лишнее и обшиваем руликом.

Посмотрите процесс обшивки на фото.

Подбираем шёлковую нить под цвет фона.

Скатываем краешек платочка ,кончиками пальцев , тоооненьким руликом и обшиваем через край очень аккуратно.

Это требует навыка, но получается шикарно.Можно посмотреть:

С чёрным цветом будьте аккуратнее . Разводите водичкой 50-50%.

Вот такая РУССКАЯ НАРОДНАЯ красота у меня получилась.

Оцените статью
Магия рукоделия: подборка лучших видео-мастерклассов
Добавить комментарий