Мастер-класс Расписываем поднос в стиле Жостово

Магия рукоделия
Содержание статьи:

Расписываем поднос в стиле Жостово

1. Набрасываем композицию из цветов. Делаем сразу мелом на подносе или рисуя на кальке, затем переносим.

2. Замалевок: широкой кистью набрасываем композицию.

3. Тут начинается самое не простое. Мы делаем тенежку — лисировкой накладываем тени. А далее прокладку — плотное письмо, таким образом выявляем объем цветов и листьев. Для центральных бутонов более детализовано.

4. Тенежка и прокладка всех цветов нв подносе. Далее отправляем поднос в сушку.

5. Прокладка. На этом этапе мы занимаемся детализацией, то есть пишем светлые места росписи. Далее «бликовка» — белильные мазки, уточняющие объем. И завершаем «чертежкой» и «привязкой» — их линии идут по контуру листа и лепестка, подчеркивая изящность и живость цветка. А мелкие веточки, «привязка», смягчают переход к фону.

6. Продолжаем дальше выполнять работу.

7. Этап — завершение прописи всех цветов. Ещё на этом фото хорошо видна привязка, мелкие травинки заполняют пустые места, собирают композицию воедино.

8. Законченная живописная композиция подноса.

9. Готовое изделие! Отделка — наносят 2-3 слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.

Очуметь! Вот это по-настоящему мастерский МК от профессионала! Голосую и забираю в избранное! Спасибо огромное!

Андрей! А где оно, это мастерство показано?

Даже просто последовательности действий нет, т.к. все подносы РАЗНЫЕ и рисунки, соответственно- тоже!

Ваш МК- совсем другое дело! Все хорошо- и текст и фото! А здесь?

Любовь, мне не показалось, что все подносы разные. снято просто при разном освещении. и вполне ясна последовательность проработки. мастер-класс для уровня сложности выше среднего вполне нагляден.

Анна, а какие краски вы использовали, грунтовали ли поднос или откуда они берутся, эти черные металлические подносы?

Конечно невозможно за один мастер-класс научить живописи, но хотелось бы поподробнее про технику и про кисти, про краски, про лак. Можно было на одном цветочке подробно показать.

Тут вы применяете специфичесике, видимо жостовские термины. Очень интересно было их узнать.

Поднос действительно красивый! Но Хотелось бы подробностей..Какие краски используем, какие кисти, Хотя бы общие правила нанесения замалевка, а так же остальных этапов. какой краской и где наносим тени и свет. Конечно это огромный материал, я понимаю. что его в одном мастер классе не опишешь, но Вы вообще не осветили не один из этапов. получилось краткое описание этапов работы, но не мк..

Какая красота! Мне это не повторить, но всё равно спасибо за прекрасное!

Работа просто шикарная!

Но МК мне напомнил вот эту картинку:

Только не обижайтесь, пожалуйста! Просто хотелось бы больше подробностей.

+, в детстве ходила на кружок росписи, тоже жестово изучали, я то конечно всомнимла знакомые термины, но хорошо поскрепев мозгами ))) новичку будет мало что понятно. Но как знакомство с тем, что в мире есть такая красота — МК хороший )))

. особенно запомнились: «лисировка», «чертежка» и «тенежка». )))

Очень красиво! Тоже ужасно интересно все-таки — а как это создается? Но результат просто ах!

Красота. Спасибо огромное!

Мне, конечно, понятно. Повторить реально, для непрофессионала тяжеловато. но тоже возможно. Обожаю Жостовские подносы. Давно заглядываюсь на эту роспись (хотя это уже почти живопись, поставленная на поток, если речь идет о промысле). Для людей не владеющих даже первоначальными навыками весь вопрос только во времени и желании. Первая работа, возможно, буудет и не «Ах», но в любом случае будет повод собой гордиться (я серьезно. не шучу и не иронизирую). Дорогу осилит идущий.

Но всё же хотелось бы подробностей

Если я не ошибаюсь:

1. Краски масляные ?

2. Кисти колонок, синтетика.

3. Лессировка — живописный прием классической школы живописи. Нанесение краски полупрозрачными слоями, т.е. многослойное написание картины. Тенежка — по всей видимости теневые участки.

4. Чертежка. Попросту обводим контур ?

5. Привязка. В нашей росписи её называют «приписка». Т.е. приписываем травинки, стебельки, тоненькие листочки , которые «собирают» всю композицию, т.е. «связывают», «привязывают» все цветы вместе.

Если я в чем-то ошиблась, напишите, пожалуйста.

2. кисти только белка

4. «Чертёжка» и «Привязка» делается специальной беличьей кистью (тонкая и длинная)

Ужасный, так называемый мастер-класс

Без подробностей, поверхностный. Не о чём

Спасибо Вам! Конечно этот мастер-класс не для тех, кто «с нуля», но как интересно следить за процессом! Разве можно без восхищения смотреть как рождается красота!

Работа хороша! Но, к сожалению, в этом МК Вы познакомили нас лишь с профессиональной терминологией.

Какая красота. Хотя, фотографий и информации, конечно же мало, для МК.

Всегда очень нравилась жостовская роспись! Напротив стоек с жостовскими подносами всегда «зависаю», даже если ограничена во времени.

Спасибо! Просто интересно наблюдать за работой професиионала. )) А научить жостовской росписи в одном мастер-классе невозможно. Художники этому учатся годами. ))

Согласна, жостово не научишься заочно и по одному мк.

Мы настолько привыкли в мастер-классам в интернете. что требуем от них большего, чем они могут дать. Это касается и жостовской росписи и других направлений. Этому можно научиться, как вы правильно заметили, только передавая знания из рук мастера, в руки ученика, слишком много разных нюансов. Можно взять несколько уроков, но мастерство набирается годами. Не даром же раньше мастера набирали подмастерьев и процесс обучения длился несколько лет, тоже самое и обучение в серьезных учебных заведениях, руку ставят годами.

Это правда. Вообще нет смысла делать никаких мк по интернету. Это только живьем и долго. Это конечно же не мк. Но даже если и захотеть, никаких мк не пвыйдет. Научите играть на скрипке по мк на 1 страничке в интернете. Или сделайте из меня балерину. Тут тоже самое. И настоящие мк стоят ооооччень дорого.

Роспись футляра для очков

За неделю, можно научить кисточку, правильно держать в руке и наносить мазки простые и краски подготовить, для росписи.

Вот это точно! Я училась полтора года!

Красивая работа и подробно профессионально все расписано. Очень интересно! Спасибо!

А я ходила на 3 или 4 МК, который давала художник, работающий на фабрике Жостово.

Сами МК были просто роскошными! Татьяна — профессионал, она со своими МК периодически ездила в Америку.

Но мне было нелегко. Дело в том, что живопись и роспись — это две большие разницы!

Когда пишешь канонические лепестки, завитушки и другие элементы, надо особым способом держать руку, должны определенным образом работать мышцы рук, краска не должна ложиться объемно, только тонким слоем!

Только терпение, постоянная тренировка прописи определенных элементов даст какие-то результаты!

Думаю, учиться нужно годами .

«Татьяна — профессионал, она со своими МК периодически ездила в Америку». Шолохова. Наставник, коллега, приятельница. Виделся неделю назад. Здравствует. Реально, Татьяна Николаевна — большой мастер.

Жостовские подносы великолепны!

Меня удивило то, что так называемый МК каждым своим кадром показывает совершенно другой поднос и другой рисунок.

Никакой техники нет, немного фото и немного слов. Для того, чтобы рассказать, КАК это делается, просто необходимо видео.

Традиционная Жостовская роспись, Живопись маслом

И, конечно, весь процесс показывать на одном подносе.

Вот совсем даже это не МК, к сожалению!

Любовь, для справедливости стоит сказать, что это один и тот же поднос, просто показаны его фрагменты, присмотритесь внимательно. Выделены фрагменты росписи и увеличены.

А с остальным согласна — это не МК, научиться расписывать по нему не получится. Это просто описание процесса росписи, не более того.

Как красиво, понятно, но очень очень сложно.

Анна, я смотрю, вы из Мытищ. В Жостово работали? Вы ж понмаете, что жостовская роспись это уровень намного выше , чем просто мк по интрнету. Даже если б вы описали каждое движение кисточки, то все равно на освоение азов ушло бы год. Такие вещи не для инетовских мк, которые сейчас в моде. Ну нереально сделать мк по такой сложной рописи заочно! Я покупала диски о жостову у Ларисы Гончаровой. Там показано каждое движение, все объяснялось, но все равно получаться будет только, если вы будете учиться лично у мастера, сидеть рядом и вас будут обучать. Я к тому, что я училась в Жостово . Даже можно не пытаться обучать через интернет. Не получится. А все, что в инете есть якобы про приемы жостовские, это почти все обман. Ваш поднос уровнем выше среднего. Пасибо, что показали его. Кому надо освоить ропись — езжайте к Ларисе Гончаровой. Она одна дает уроки. Остальные художники не преподают взрослым со стороны.

Видимо, художница из Мытищ, но живопись хоть и качественная, но не жостовская.

Чего накинулись на Анну? В искусстве заочного обучения не бывает, мк по интернету не делают. А едут к художнику или поступают в худож заведение. И учатся 4-5 лет! Есть жостовское отделение в Федоскинском училище, есть фабрика Жостово, есть Калининское училище в Москве. Это вы можете поделкам научиться через инетовские мк. Жостовская роспись это вообще другой уровень. С этими так называемыми мк уже все с ума посхрдили и думают, что всему можно научиться по дискам за 3 часа и 2 тыс рублей. Разглядывая фотки в интрнете -это не учеба. А там столько нюансов! Но мне эти уроки вышли дорого. Не сами уроки, а авиабилет туда и обратно. Уроки стоят того. Поэтому я лично не раскрою ни одного момента, который узнала в Жостово. Да и никто не расскажет, потому как Жостово это уже давно не гос фабрика. Это бизнес.

Нет уже никакого жостовского отделения в Федоскино

Елена, Вы, конечно, правы! В целом! Но по факту я согласна с теми, кто не считает это мастер-классом. Мастер-класс учит, КАК сделать то, что ты не умеешь. Или как повысить своё мастерство в том, что ты уже умеешь. Я ооооочень люблю рисовать, но не имею художественного образования. Поэтому всякие нюансы черпаю из мастер-классов. Было бы гораздо полезнее показать детально, пошагово, как нарисовать маленький фрагмент, например из трех цветов и нескольких веточек с листьями. Хотя бы не на подносе, а на листе бумаги, или на чем-то, на чем удобно масляными красками рисовать. Я хоть и умею пользоваться и кистью и масляными красками, но процесс этой росписи остался для меня тайной. Всматриваться в фото и по собственным ощущениям это делать — это неправильно. Задача мастер-класса показать, как делать такую роспись ПРАВИЛЬНО, а не как я думаю. С какими-нибудь советами и нюансами. С описанием используемых материалов. Я вот даже не увидела, как подготовить поднос к нанесению росписи, каким лаком надо покрывать в конце. Я понимаю, насколько это кропотливый труд, делать такие мастер-классы, но именно они и ценны особенно. Так что я отнесла бы это скорее к публикации на тему «Как рождается поднос с жостовской росписью». В избранное точно забирать не буду, в интернете наверняка можно найти гораздо более полезные уроки по жостовской росписи.

Подносы, конечно, красивые. НО. Это не Мастер-класс, а демонстрация некоторых этапов работы. У меня была знакомая, которая работала на фабрике, расписывала подносы в этой технике. Я попросила ее показать, сидела и смотрела все этапы. К слову сказать, у меня есть художественное образование) НО Я НЕ СМОГЛА ЭТО ПОВТОРИТЬ ни с первой, ни со второй попытки. Здесь нужен навык, опыт работы, нужно днями наблюдать за мастером, пробовать, ошибаться и тд. И только, набив руку, можно сделать подобный поднос. Мастера жостовские это делать могут вообще «на автопилоте»)))))

Самые актуальные новости о звёздах кино и шоу-бизнеса. Статьи о моде, красоте, путешествиях. Новости ресторанной жизни

Легендарная фабрика принимает участие в творческом фестивале славянского искусства «Русское поле».

В этом году фестиваль пройдет в формате “онлайн”. По традиции, лучшие творческие коллективы, ремесленники, представители туристической отрасли в своих номинациях будут бороться за главный приз – “Перо жар-птицы”. Особыми гостями предстоящего фестиваля, который состоится 29 августа, станут московские врачи.

Но уже сейчас в рамках фестиваля столичных журналистов пригласили на легендарную Жостовскую фабрику, где рассказали, как создаются лакированные металлические подносы с авторской многослойной росписью, которые уже давно считаются визитной карточкой нашей Родины. А также дали мастер-класс.

Основным мотивом жостовской росписи является яркий цветочный букет. Промысел берет начало в 1800 – х годах в подмосковных сёлах и деревнях бывшей Троицкой волости. Создание жостовского подноса напрямую связано с братьями Вишняковыми. В 1825 году они основали свои мастерские. Там братья представляли такие работы, как сухарницы, поддоны, шкатулки из папье – маше, чайницы и самое главное лакированные металлические подносы.

Привычно считать яркий букет цветов на черном фоне подноса. Но также, вместе с традиционным черным фоном создавались и красные, синие, зеленые. В основном каждый цвет связывался с определённым христианским праздником. Черный цвет выбирали, потому что это был самый доступный цвет для крестьян. Помимо цветов художники удачно изображали пейзажи, птиц, натюрморты… А в советские времена отдавали предпочтение советской символике и Ленину. Но от традиционных орнаментов не отказывались.

Подносы имели не обязательно круглую форму. За 195 лет промысла создавались разные формы подносов. Для каждого мастера это индивидуально. Производство жостовских подносов – это ручная ковка. Мастер – коваль вырезает ножницами форму будущего подноса, а потом выколачивает борт и выравнивает поле подноса.

Жостовская фабрика представит на фестивале “Русское поле” “Царь – поднос”. Это самый большой поднос во всей истории жостовской росписи. Его вес составляет 84 килограмма, а размеры достигают 1.5м х 2.10 м. 23 художника трудятся над созданием “Царь – подноса”, чтобы побороться за главный приз – “Перо жар – птицы”.

Кстати, каждый желающий может побывать на экскурсии на Жостовской фабрике и узнать много интересного.

Мастер-класс: Расписываем поднос в стиле Жостово

Акентьева Светлана Леонидовна
воспитатель, высшая квалификационная категория,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида № 119 «Поморочка»

Тема мастер-класса:
«Жостовский поднос в технике декупаж»
Предполагаемый результат:

Цель:
Знакомство с жостовской росписью. Формирование технических навыков и умений при работе с разнообразными материалами для декупажа при украшении подноса в стиле жостово.
Задачи:
— Дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи;
— Закреплять умение составлять композицию на овале заполняя середину и оформляя края;
— Развивать фантазию, внимание, память, воображение.
— Воспитывать интерес к народным промыслам и уважение к народным умельцам.
Для работы вам потребуется:
1. Одноразовый поднос;
2. Распечатки жостовских цветов;
3. Акриловая краска;
4. Клей ПВА;
5. Ножницы;
6. Скотч;
7. Акриловый лак;
8. Кисть.

Ход работы:
Шаг 1
Покрываем поднос чёрной акриловой краской и
украшаем его край узором с помощью кисти и акриловой краски.

Шаг 2
Наклеиваем скотч на обратную сторону распечатки жостовских цветов, а затем отрываем его для того чтобы убрать лишнюю толщину.

Шаг 3
Вырезаем элементы рисунка.

Шаг 4
Наклеиваем вырезанные элементы на поднос.

Шаг 5
Если это необходимо подкрашиваем наклеенные элементы акриловыми красками, добавляя яркости, затем п окрываем поднос акриловым лаком и даем просохнуть.

В от и все, наш жостовский поднос готов!
Желаю всем удачи и творческих успехов!

Расписание занятий по Жостовской росписи на — 2022-2021 год.

Контактная информация для записи в группы:

Телефон: +7-916-690-90-93 Гончарова Лариса Юрьевна

E-mail: info@zhostovo.com

Профессиональное обучение и мастер-классы по Жостовской росписи, Научим рисовать с нуля. Группы для взрослых! Занятия проходят каждый месяц в нашей студии в Жостово. Современные люди всё больше начинают тянуться к истокам, устав от повседневной суеты и забот. Наши предки заложили в культуру прекрасные традиции, умения. Не исключение – национальные традиционные росписи. Тяга к прекрасному заложена в каждом из нас. И мастерская династии Беляевы-Гончаровы – это то место, где преподаются качественные и интересные уроки живописи.

06.01.2021 по 10.01.2021

07.04.2021 по 11.04.2021

07.07.2021 по 11.07.2021

06.10.2021 по 10.10.2021

10.02.2021 по 14.02.2021

12.05.2021 по 16.05.2021

11.08.2021 по 15.08.2021

10.11.2021 по 14.11.2021

10.03.2021 по 14.03.2021

09.06.2021 по 13.06.2021

08.09.2021 по 12.09.2021

08.12.2021 по 12.12.2021

Индивидуальное обучение

Обучение по индивидуальной программе и расписанию по любой задаче

Индивидуальное обучение

Обучение по индивидуальной программе и расписанию по любой задаче

Индивидуальное обучение

Обучение по индивидуальной программе и расписанию по любой задаче

Индивидуальное обучение

Обучение по индивидуальной программе и расписанию по любой задаче

Мы обучаем уникальной жостовской росписи, для которой характерны:

• яркие краски и тона;

• реалистичность изображаемых элементов.

Сегодня жостовская роспись применяется на украшениях, предметах интерьера. Поэтому, освоив у нас уроки росписи, вы сможете по-настоящему украсить свой быт, сделать уникальные подарки, любимые сердцу сувениры.

Жостовские подносы

Наши уроки живописи дадут возможность вам освоить разнообразные техники цветовых сочетаний, присущих данному виду росписи. У нас не просто вы получите уроки росписи, но и узнаете о тонкостях данной техники, а также мы предоставим вам возможность ознакомиться с авторскими наработками. Мастерская династии Беляевы-Гончаровы проводит как индивидуальные, так и групповые занятия. Если вы решите пройти уроки живописи у нас, то не пожалеете о своём решении. Мы предоставляем все необходимые для живописи инструменты: краски, кисти, скипидар и др.

Наши уроки жостовской росписи — авторские, уникальные. Мы со всей душой подошли к разработке обучающего курса. У нас вы не только будете учиться росписи, но и узнаете всё об истории жостовской росписи, после чего ваш интерес к ней только возрастёт. Также вы получите сведения о красках, растворителях, о том, как их правильно использовать и сочетать. Мы покажем готовые авторские работы в жостовской технике. Мы являемся сторонниками того, что наши ученики должны быть грамотными во всём с самого начала. На наших уроках проводится просмотр и обсуждение выполненных работ, что позволяет сразу понимать свои ошибки и быстрее совершенствовать навыки. Занятия проходят в душевной и уютной обстановке, дружелюбной атмосфере. Материал подаётся легко и увлекательно. Скучно не будет, это мы гарантируем.

В нашей мастерской мы поможем освоить жостовскую роспись. Поделимся всеми тонкостями данной техники и авторскими наработками для достижения Вашей желаемой цели. А также вы прикоснетесь к историческим истокам народных художественных промыслов России.

Занятия с 10-00 до 17-00, обед с 12-00 до 13-00. График занятий может быть плавающим.

По желанию, вы можете проживать в студии ( 6 спальных мест, кухня, 2 туалета, душ) 1500 р в сутки.

Встреча на личном автотранспорте: аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал в Москве (по желанию) 2500 р.

Урок один день: ( в стоимость входит: предметы для росписи, кисти, краски, скипидар, льняное масло на весь курс обучения).

Количество дней по вашему желанию.

Проживание в студии.

Встреча и проводы на вокзалы.

Виды обучения:

— В групе до 6 человек

В стоимость входит:

— Предмет для росписи
— Краски
— Кисти
— Скипидар
— Палитра

Цены:

— В группе от 4 до 6 человек 6.000 р в день по расписанию.

— В группе от 2 до 3 человек 7.000 р в день по расписанию.

— Индивидуальное обучения 8.000 р в день, любые дни кроме дней занятых группой.

В мастерской вы можете приобрести или заказать Жостовские подносы а так же понравившиеся расписные предметы быта. Для начинающих разработаны видео уроки рисования на нашем YouTube канале Жостово Арт Студия — Лариса Гончарова​​​​​​​ . После обучения выдаётся свидетельство.

Обучение жостовской росписи

Программа обучения и мастер-класс для студентов жостовской декоративной росписи.

Количество занятий: 5

Введение: Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. На протяжении двух веков многими поколениями жостовских мастеров разрабатывались своеобразные живописные, композиционные и технические приёмы исполнения цветочной росписи на лаковой основе металлических подносов. Содержанием росписи являются разнообразные природные формы растительного и животного мира, переработанные с учётом живописно — декоративных задач, материала и техники кистевой росписи масляными красками.

Одной из главных форм обучения студентов жостовской росписи, является Практическое обучение. Цель практического обучения состоит в том, чтобы выполняя практические задания, студенты добивались глубокого изучения и освоения традиционной техники кистевой росписи по лаку, чтобы они свободно, без образцов, создавали композиционные и колористические решения росписи при оформлении подносов, панно и других предметов быта. Основным методом преподавания является практический показ всех приёмов жостовского письма. В процессе обучения и мастер-класса мастер использует образцы, репродукции, таблицы, фотографии, готовые изделия. В конце программы мастер-класса проводится просмотр готовых изделий и их обсуждение. Это позволяет студентам видеть свои ошибки и исправлять их. Жостовская декоративная роспись уникальна, она позволяет создавать цветочные композиции, которые зависят только от фантазии автора.

Занятие первое.

Краткая история Жостовского промысла. Содержание и особенности жостовской декоративной росписи. Основная форма работы — авторское варьирование.

Просмотр готовых изделий в жостовской техники. (30 минут). Краткие сведения о масляных красках, лессирующие и плотные краски, их отличие от темперы, акварели, гуаши и акрила. Связующие вещества, растворители, металлические порошки. (15 минут). Освоение техники исполнения кистевого мазка. (Выполнение плотной краской кистевых мазков различных форм и размеров по образцам). (2 часа). Выполнение силуэтного рисунка простых растительных форм. (2 часа). Основы композиции. (15 мин). Расположение растительных форм на поверхности предмета. (2 час ). Самостоятельная работа. Просмотр и обсуждение.

Занятие второе.

Тема: Освоение техники корпусного письма. Выполнение несложных листьев. (2 часа). Выполнение несложных цветов. (3 часа). Пластика движения в композиции декоративной росписи. Роль ритма цветовых пятен в замалёвке. (20 минут). Выполнение несложной композиции цветочной росписи в технике корпусного письма. (1час 30 мин). Просмотр и обсуждение выполненной работы.

Занятие третье.

Тема: Практическое занятие по выправке более сложных листьев и цветов. (7 часов).

Занятие четвертое.

Тема: Выправка несложной композиции, замалёванной на предыдущем занятии. (всё занятие). Просмотр и обсуждение выполненной работы.

Занятие пятое.

Тема: Освоение несложного орнамента в стиле жостовского письма. (3 часа).

Повторение пройденного материала. Выполнение более сложных цветов. (4 часа). Просмотр и обсуждение выполненной работы.

Жостовская роспись: как рисовать поэтапно и чем рисуют подносы

ГлавнаяРазноеНарисовать жостовский поднос поэтапно

Это не совсем простая техника и, что бы научиться рисовать в этом стиле, надо долго тренироваться. Но кто знаком с китайской росписью, те смогут без труда повторить. Роспись самого обычного подноса.

Я покупаю подносы самые разные (металлические, с рисунком). В начале поднос обезжириваю, покрываю грунтовым слоем, после в 2 слоя черным лаком (матовым) и приступаю к росписи.

Краска с баллончиков отлично держится, быстро высыхает, ровно наносится, без резкого запаха.

Для работы понадобится: краска акриловая (я использую только поликолор), эти краски отлично ложатся, хорошо перемешиваются между собой, плотные; кисть, скошенная синтетика; кисть тонкая №0 синтетика.

Как Это Сделано — Жостово Подносы

Для палитры я использую металлическую крышку, вниз кладу бумажную салфетку (на салфетку несколько капель воды, чтобы она была влажная) и поверх кальку. На кальку выдавливаю краску.

Влажная салфетка нужна для того, чтобы краска не высыхала.

Светлым карандашом намечаю, где будут бутоны цветов.

Начинаю с верхних листьев цветка, после нижние. В один тон.

  • Закрашиваю (на фото блик от вспышки).
  • Черной краской оттеняю внутреннюю часть бутона.

Набор краски на кисть основной (цветной) и белой, прорисовываю верхние лепестки. Все рисую скошенной кистью.

Прорисовываю нижнюю часть цветка.

Темно-желтой краской оттеняю середину (краску разбавляю с водой).

  1. Делаю закрашенные мазки ярче.
  2. Ставлю точечки в середину (камера чуть подвела).

Второй бутон. Начинаю так же, как и первый, только в белом цвете.

  • Одну сторону прокрашиваю светло-фиолетовой краской и желтой, затемняю внутреннюю часть бутона.
  • Набор краски на кисть фиолетовый и белый, прорисовываю верхние лепестки и лепестки по кругу.
  • Рисую дополнительные лепестки в середине.

В белой розе рисую отвернутые лепестки и прорисовываю тонкой кистью мелкие детали. Желтый цветок по той же схеме.

  1. Начинаю с середины бутона закрытые лепестки.
  2. Дополняю лепестки, закрывая бутон, прорисовываю по кругу все лепестки розы.
  3. Друг на друга, снизу в верх рисую лепесточки.
  4. Прорисовываю закрытые лепестки белой краской.
  5. Черной краской и тонкой кистью обвожу все цветы, дополняя и делая их более живыми.
  6. Розовой краской рисую закрытый бутон, прорисовываю белой краской закрытые лепестки, оттеняю желтой краской часть цветка, которая ближе к нам.
  7. Белой краской рисую каркас бутона, оттеняю фиолетовым, желтым и черным.
  8. Белой краской выделяю дальнюю к нам часть цветка.
  9. Закрываю бутон.
  10. Добавляю нижние лепестки.
  11. Добавляю мелкие листики.
  12. Тонкой кистью рисую тычинку и обрисовываю листики.
  13. Кружок ��
  14. Добавляю по кругу лепестки разной длинны, затемняю.

Белой краской добавляю листики. Тут мне показалось, что центральная часть цветка широкая и решила ее сделать меньше.

  • Желтой краской оттеняю цветок, добавляю белые листики.
  • Мелкие листики по всему цветку, тонкой кистью обрисовываю центр бутона.
  • После окончания всей росписи, через 1-2 дня, покрываю в 2 слоя лака.

Этот вид росписи, получивший название в честь подмосковной деревни, известен по всему миру. Даже далёкие от искусства люди безошибочно отличат жостовский поднос в многообразии народных промыслов.

Букеты из цветов, ягод и фруктов, словно взрыв, появляются из тёмного фона, переливаются множеством красок и готовы вот-вот исчезнуть.

Поймать это прекрасное мгновение и запечатлеть с помощью мягких кистей и красок — в этом и состоит мастерство художника.

Расписной поднос надолго останавливает взгляд, заставляя рассматривать каждый лепесток, прослеживать изгибы веточек и травки, угадывать среди цветов изящные фигурки птиц.

Наблюдать за работой живописца можно бесконечно: движения его руки точны и ловки, а из-под послушной кисти мгновенно расцветают бутоны. Кажется, жостовская роспись подносов не представляет труда.

И это действительно было бы так, если б работе не предшествовали годы обучения и развития навыков.

Приобщиться к творчеству жостовцев поможет поэтапное описание работы над росписью. Возможно, в каком-то из шагов и спрятан главный секрет мастерства?

Как создают жостовский поднос на фабрике

Подносы обычных форм (круглые и прямоугольные) изготавливаются из листового железа, с помощью станков. Листы разрезаются, прессуются, затем на них выдавливаются бортики и тщательно загибается острый край. При создании уникальных форм используется ручной труд коваля — кузнеца, работающего с холодным металлом.

Готовые подносы отправляются в цех шлифовки и грунтовки, где их покрывают несколькими слоями грунта и просушивают. Грунт придаёт цвет фону, чаще всего он чёрный. Очень парадно смотрятся красные или зелёные фоны.

Роспись жостовского подноса для начинающих

Наконец, поднос попадает в цех раскраски. У художника не бывает образца, жостовский букет создаётся только фантазией.

Следующий этап — орнаментовка или «уборка». Тонкой кистью наносится орнамент вдоль бортиков, что завершает композицию. Это делает другой мастер, чья рука привычна к мелкой и точной работе.

В заключение поднос отправляют на покрытие несколькими слоями специального лака. В результате он становится гладким и блестящим.

Также рекомендуем прочитать:

Галерея: цветы из Жостово (25 фото)

Жестовская роспись для детей и взрослых

Оторвав чадо от компьютера, необходимо тут же предложить ему другую поглощающую деятельность. Раскраска подносов, подогреваемое рассматриванием фотографий готовых изделий, может надолго увлечь и ребёнка, и взрослого любителя рисования.

Сделать поднос в домашних условиях, конечно, трудно. Но освоить технику жостовской росписи и получить наслаждение от творчества доступно каждому. Яркий узор украсит разделочную доску, деревянную посуду, ёлочный шар или пасхальное яйцо. Но начать следует с тренировки — рисования на бумаге.

«Жостовская роспись» раскраска, выпускаемая книжной промышленностью, также может быть использована для обучения дошколят. Контуры здесь уже собраны по законам композиции или представляют отдельные элементы. Но увлекаться ею не стоит: принципы раскраски противоречат свободному духу жостовского узора.

Материалы и подготовка

Тренировать навыки каждого шага работы над росписью придётся долго, поэтому сначала ребёнок может использовать акварель, гуашь и обычные альбомы для рисования. Позже переходят на силуэты подносов, вырезанные из чёрного картона.

Когда основные элементы усвоены, можно приобрести разделочную доску или формы из папье-маше, на которые будет наноситься рисунок. Их покупают в художественных салонах или изготавливают самостоятельно. На фабрике в Жостово, в т. ч.

через интернет, можно купить подносы-заготовки для росписи. Менее затратным приобретением станет обычное оцинкованное ведро или таз.

Опасение испортить дорогостоящие изделия повысит ответственность начинающего художника перед каждым мазком.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ | РИСУНОК | Этапы.Тренировка.Композиция.

Деревянные и бумажные изделия грунтуют специальными составами, подбирая цвет фона. Металлические предметы обезжиривают, зачищают и покрывают грунтом по металлу (удобно использовать аэрозоли чёрного или красного цветов). Особенно тщательно зачищаются предметы, бывшие в употреблении, так как жостовская роспись требует идеально гладкой поверхности.

Для работы используют масляные краски, их советуют смешивать с глянцевыми лаками, чтобы добиться выразительного изображения. Достаточно купить основные цвета:

  • краплак красный;
  • кобальт синий;
  • кость жжёная;
  • охра светлая;
  • изумрудная зелень;
  • титановые белила.

Для обучения подойдут недорогие наборы, но следует знать, что свойства масляных красок сильно отличаются в зависимости от состава. Для разведения краски понадобится льняное масло или скипидар.

Расположение жостовских цветов на бытовом предмете должно соответствовать форме украшаемого сосуда. На доске или ведре можно изобразить букет, а на бортиках миски или тарелки — бесконечную гирлянду из цветов.

Этапы жостовской росписи

Жостовская живопись — многослойная. Накладывание слоёв краски от тёмного к светлому создают объем и выпуклость рисунка. Разумеется, каждый слой наносится после полной просушки предыдущего.

Сначала следует освоить основные этапы создания изображения:

  • Подмалёвок или замалёвок. Появляются красочные пятна, обозначающие форму и расположение крупных и средних фигур. На этом этапе решается задача композиции. Крупные цветы располагаются внизу или в центре, листья — вокруг, а два — три тонких стебелька венчают букет.
  • Тенёжка. Художник мысленно видит в красочном контуре цветок и обозначает затенённые места (центр цветка, донышко бутона и т. п.) тёмным тоном основного цвета.
  • Бликовка. Основной цвет осветляется белилами, прорисовываются выпуклые места цветков и листьев.
  • Чертёжка. На этом этапе подчёркиваются контуры лепестков, рисуются зубчатые края на листьях.
  • Привязка. Тонкими и чёткими штрихами прорисовывается травка.

Анализируя готовые изделия, нужно обращать внимание на композицию, основные формы и стараться воспроизвести их в виде цветовых пятен. Делать карандашный набросок не рекомендуется, привязка к линиям только повредит работе воображения.

Элементы жостовской росписи

Обучение следует начать с простых, однократных мазков (листок). Соединяя три листка, получают «трилистник». Два зелёных мазка и один красный составляют бутон. Бутон сажают на стебелёк и окружают листиками — получается «веточка».

  1. На следующем занятии осваивают широкие мазки, из которых составляются крупные цветы (розы и георгины), средние (маки, колокольчики, анютины глазки).
  2. Далее переходят к мелкой технике, рисуя тонкие стебельки, мелкие соцветия, пшеничные колосья, завитки.
  3. Нет задачи в точности воспроизвести цветок: изображение растений на жостовском подносе творческое, фантазийное и напоминает натуру только отдалённо.

Обучение и применение

Заметив увлечённость ребёнка рисованием, можно отдать его на специальные курсы жостовской росписи для детей. Лучшие из них, в том числе и для взрослых, проводятся в самом Жостово. Область применения знаний довольно широка. Кроме традиционных подносов, в стиле Жостово расписывают ткани, ногти, автомобили, создают модный дизайн кухонной мебели и стен.

Народные промыслы, связанные с изображениями цветущих растений, символизируют вечную жизнь, воскресение, любовь и радость. Любая мечта или пожелание могут быть выражены элементами росписи. Получившему жостовский букет от художника останется только разгадать послание, написанное таким необычным, ярким письмом.

  • Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • 1igolka.com

Жостовская роспись – русское народное изобразительное искусство, определяющееся в росписи металлических подносов. Раскраска перекликается с тагильской росписью, хотя, по сути, является поздним ответвлением от нее к началу 19 века.

Первая самостоятельная мастерская была создана примерно в 1825-ом году Осипом Вишняковым в селе Жостово в Московской области. Он занимался изготовлением разнос из папье-маше и металла с использование лаков, а наряду с ним существовала мастерская по «переделке подносов» Ивана Митрофанова. По цепочке начали открываться новые мастерские.

Ремесло по производству подносов имело свои спады и подъемы. Дело в том, что с приходом советских устоев, рисунки часто подвергались упрощению, что не очень хорошо сказывалось на самих работах, ведь от мастеров требовалось повторяющаяся стилистика орнамента, что не являлось принципом именно этого прикладного искусства.

Сейчас ситуация остается на стабильном уровне.

По сей день ведется массовое производство подносов расписанных этой техникой, в современном искусстве чаще поддерживаются и развиваются старые традиции древних ремесел. Неудивительно, что роспись подносов из Жостово процветает, так как созданная годами техника разрисовки поистине завораживает объемными шедеврами.

Характерные признаки

Декоративная роспись подносов жостовскими мотивами — это великолепные цветочные букеты, чаще всего на черном или красных фоне. Техника сопровождается полной импровизацией, в основном большие распущенные цветы и широкие листья.

Цветы не повторяются в точности как в природе, но имеют основное строение натурального цветка, тем самым создавая грань между реальностью и вымыслом, добавляя больше нежности и яркости цветочных букетов.

Реже, но все же встречаются птицы и животные, а также силуэты посуды и людей

В старинные времена преобладали золотые и серебристые цвета, сейчас работы набрали ярких красок.

Для изготовления подносов используют сталь. Перед началом росписи изделие нужно подготовить к работе. На подносы наносят грунт, шлифуют, лакируют черным цветом несколько раз. Каждый слой сушат.

Техника рисования композиций

Чем рисуют такое чудо? Для росписи используют такие материалы, как краски на масляной основе, кисти натуральные, золотая паста, заготовка металлического подноса, лак, льняной масло для исправления ошибок, ну и сопутствующие инструменты — стаканчик для вод, линейка и палитра для смешивания красок.

Рисунок наносят прямо на фон поэтапно. Композиции могут представлять собой букеты или располагаться по краям подноса. Как рисовать и и какие цвета можно использовать? В жостовской росписи используют многие цвета, в основном красные, розовые, синие, зеленые и обязательно нужен будет белый и черный цвета для полного завершения картины, придавая объем лепесткам.

Первым этапом работы будет так называемая «замалевка». Используется широкие мазки главных цветов, это основа для будущих цветков и листьев.

Затем рисуются тени коричневым или более темным оттенком, вместе с тем с другой стороны высветляем более светлым оттенком. Фото ниже.

Вот еще фото вариантов цветов, которые можно включать в работу. Цвета варьируются мастером, в зависимости от пожеланий. На этом рисунок не заканчивается, работы еще много, ведь данный вид росписи должен выглядеть объемным и красочным. В дальнейшем наносятся блики, штриховки на листьях и на фоне, прожилки и ажурные края.

Самый ответственный шаг в работе — «прокладка»: плотное корпусное письмо. Формы букета обретают плоть, акцентируются, осветляются, реализуется контрастный или более гармоничный цветовой строй всей композиции. С помощью тонких мазков, композицию собирают в единый букет.

Поднос в конце работы обрамляют геометрическими узорами золотой и белой краской.

Стиль жостовских подносов отлично дополнит декор кухни, просто шикарно смотрится и может быть преподнесен как сувенир на память друзьям из других стран. Сервировка стола с такими подносами добавят красочности и теплоты в любой дом. Картинки подносов с красным и другим фоном с преобладанием золотых рисунков.

На самом деле в жостовской росписи отметились работы многих выдающихся мастеров, так как работы вольные. Многие художники вносили свои коррективы в работы, сохраняя определенную технику рисования, разнообразили рисунки, создавая целый ряд изделий, которые вошли в историю как уникальные.

Видео по теме статьи

Жостовская роспись поэтапно: как рисовать поднос, роспись для детей

Жостовский промысел появился в начале позапрошлого столетия, он мог превратиться в музейную историю и предмет изучения небольшой группы искусствоведов. Такая участь постигла не одно художественное направление России. Но запросы «жостовская роспись поэтапно» и «как научиться рисовать жостовский поднос» имеют завидную частоту, это и подтверждает, что промысел жив. О том, что в нем особенного, реально ли можно овладеть старинной техникой, и почему мастер-класс по росписи подноса увлекателен, читайте далее.

Мастер класс в Жостово, Колокольчики

Особенности жостовской росписи

Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое – названия деревень, которые стали прародителями одного из самых узнаваемых русских промыслов.

Когда-то, около двух столетий назад здесь появились мастерские, в которых местные умельцы делали лакированные изделия из папье-маше.

А Филипп Вишняков, бывший крепостной графа Шереметьева, создал свою мастерскую, где место шкатулок и других популярных изделий заняли подносы.

Изображения на подносах поражают реалистичностью

Со временем папье-маше заменило железо, и до сих пор железные подносы становятся главным продуктом жостовского производства. В основе направления – цветочный букет, рисовать который нужно по особой технике.

Кажется, что реалистичность нарисованного объекта достигла небывалых для народного искусства вершин.

Живая форма цветков и плодов отлично уживается с декоративной обобщенностью, роднится с кистевой росписью сундуков, туесов и прялок.

Нарисовать яркий жостовский поднос может даже не самый опытный художник. Но без тренировки и трепетного отношения к процессу начинающий мастер не справится. Росписи нужно учиться: колористическому построению композиции, всем этапам росписи, прорисовке каждого цветка и листика. Конечно, можно работать по трафаретам, но такое рисование хорошо лишь для знакомства с промыслом.

Подготовительные работы

Порядок прост: сначала нужно накапливать визуальный опыт. Просмотрите десятки примеров работ, оцените рисунки с точки зрения последующего воспроизведения. Определите, как художник выстраивает композицию, как раскрывается картинка, что объединяет работы. Чем больше образцов вы внимательно изучите, тем более точным будет представление о предстоящей работе.

Важно не только изучить каждый этап росписи, но и натренировать руку в изображении основных узоров и элементов

Если цель изучить жостовские подносы – поэтапное рисование для детей, нужно показать образцы ребятам, проговорить с ними отличительные черты расписных изделий. Дети, как правило, используют беличьи кисти, гуашь, заготовки в виде подносов из бумаги, которые им и предстоит расписывать. Такие заготовки обычно уже имеют цветной фон.

Но и для взрослых такая подготовительная работа тоже полезна: прорисовать не одну бумажную заготовку, чтобы на бумаге отточить умение. Чтобы роза раскрывалась, ее нужно прорисовать не один раз. Чтобы запомнить все этапы росписи жостовских подносов, каждый из них нужно проработать как тренажер: нарисовать несколько замалевков, поработать с тенежкой и бликовкой.

В данном видео наглядно показано выполнение основных элементов и простых узоров жостовской росписи.

Мастер-класс росписи подноса

Любой мастер-класс, отвечающий на вопрос, как рисовать поэтапно жостовскую роспись, показывает многослойность выполняемой работы. От одного этапа мастер плавно переходит к другому, и алгоритм этих переходов позволяет создать изображение, которое будто светится изнутри.

Жостовская роспись – как рисовать поднос поэтапно:

  1. Замалевка. Так называется первый слой будущего изображения. Обычно художник приступает к нему в конце рабочего дня. Разбеленной краской мастер раскидывает по цветной поверхности пятна цветов, бутонов и листьев. Из этих пятен постепенно намечается композиционное решение. Каждое пятно должно быть на своем месте – вписываться в форму подноса и, конечно, роднится с замыслом автора.
  2. Тенежка. На этом этапе начинается работа с прозрачной лессировочной краской. Она нужна для прорисовки темных частей листьев и цветов. Изображение обретает точность и глубину.
  3. Прокладка. Далее мастер берет уже плотную и непрозрачную краску, которой он выделяет светлые места. На этом этапе местами начинают появляться детали, формы цветов, бутонов, листочков и лепестков. Во время такой прорисовки начинаешь понимать, почему букет создаст впечатление светящегося изнутри изображения.
  4. Бликовка. Она наиболее полно показывает почерк мастера. У одного художника она будет широкой и мягкой, у другого – мелкой и дробной. Бликовку можно сравнить с музыкальным ритмом. У кого-то в букете ощутим медленный, неспешный распев, где-то же заметной становится зажигательная пляска. Музыкальность подносов – это отличительная черта росписи.
  5. Чертежка. На данном этапе художник прочерчивает светлые контуры цветочных краев, бутонов, листьев, лепестков. Например, есть у мастеров такое понятие «сделать семенца» — то есть прописать тычинки и пестики.
  6. Привязка. Так называют легкую, плетущую особый ажур травку, заполняющую пустоты между компонентами росписи. Она является связующим звеном всю композицию. И это тоже авторская интерпретация рисования: кто-то делает привязку обильной, тщательно прорабатывает этот этап, даже делает на нем акцент. Другой же мастер не любит приковывать внимание к привязке, оставляет ее минимальной. Есть художники, которые следят за яркостью привязки, а есть те, кто вписывает ее в фон, делает очень деликатной.

На этом этапе роспись завершается. Художник отдает работу орнаменталисту, который поставит финальную точку в оформлении подноса. Если не включать в работу хотя бы один этап, традиционность жостовского изображения будет нарушена.

В детских работах некоторые этапы могут исключаться или имитироваться, процесс заметно упрощается. Но если вы хотите всерьез научиться жостовской росписи, рисовать эти светящиеся розы и ажурные стебельки, великолепные букеты, по-своему мелодичные и даже музыкально выразительные, придется оттренировать каждый этап.

Точных мазков и художественного наслаждения!

Мастер — класс по ХЭР «Жостовская роспись»

Мастер-класс с пошаговым фото «Элементы жостовской росписи»

Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.

Задачи:— воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;- выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;- закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;Материалы и инструменты:— альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы – круглая, овальная, прямоугольная);- гуашь;- кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);- палитра;- баночка для воды;- тряпочка для кисточки;- ватные палочки.Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.

Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию. Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Если цветы и листья располагаются по краям подноса, говорят о венке.

Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:— замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);- тенежка (слово «тенёжка» — созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);- прокладка (один из самых ответственных этапов росписи.

Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);- бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).- чертежка (это заключительная часть работы.

При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);- привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).- уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров.

Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).

Это очень долгий и сложный процесс.

Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразить. Я хочу предложить вашему вниманию облегченный вариант, доступный для дошкольников, который я использую в своей работе со старшими дошкольниками.

Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти. Если у вас таких нет, то используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.

Ход мастер-класса:

Расписываем жостовский поднос в технике Пластилинография.

Начнем с изображения крупных цветов.На тебя он глядит свысока -Не найдешь горделивей цветка.Он в осеннем саду властелин,

Это яркий цветной… (георгин).

Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.

Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.

По одной из легенд, георгины раньше росли только в королевском саду и охранялись как зеница ока. Однажды юный садовник выкрал цветок и посадил под окном возлюбленной. Садовника бросили в тюрьму, однако цветок перестал быть прекрасной тайной и стал доступен простому люду.Согласно другой легенде георгина выросла, когда земля оттаяла после ледникового периода, на месте последнего угасшего костра. Ее появление стало своеобразным символом победы жизни и началом новой эры.

Сегодня существуют тысячи сортов георгин и несколько видов их классификации.

Прежде чем нарисовать георгины с детьми, можно сделать набросок будущего цветка простым карандашом в виде круга. Георгины изображаем приемом рисования кистью «двойной мазок». Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок.

Выбираем цветовое решение для нашего будущего цветка. Например, красно-желтый.

Опускаем кисть в желтую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем красную краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху-внизу, справа-слева.

Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала — желтую, на кончик кисти — красную краску. Продолжаем рисовать лепестки нашего георгина.

В такой же последовательности заполняем второй ряд лепестков.

А теперь легкими мазками заполняем серединку цветка. Вот такой красавчик у нас получился.

  • А это георгин в другом цветовом решении.

Голова на ножке, В голове горошки. Солнце жжёт макушку, Сделать хочет погремушку (мак).

Урок ИЗО в школе. 5 класс. Урок № 16. «Искусство Жостова».

  1. Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.
  2. Предлагаю следующую последовательность изображения мака.
  3. Бутон мака можно изобразить так.

Стоит в саду кудряшка -Белая рубашка,Сердечко золотое.Что это такое? (ромашка).Ромашка – один из наиболее узнаваемых и родных нашему сердцу цветов. Из нее плетут венки, ее собирают в букеты, на ней гадают девушки: «Любит – не любит», и даже ищут ответы на заветные вопросы: «Да, нет, обязательно сбудется, лучше не предпринимать».

О многих цветах сложены легенды, в том числе и о ромашке.Давным давно, в небольшой затерянной деревне росла прекрасная девушка со светлыми волосами, небесно-голубыми глазами и сияющей солнечной кожей. Был у девушки и возлюбленный – молодой человек Роман из деревни по соседству.

Пара все время проводила вместе, гуляя по лесам, лугам, собирая цветы и ягоды. Одной ночью Роман увидел странный сон – один мудрец подарил ему удивительный цветок – с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. В жизни цветок был еще более прекрасен, чем во сне.

Роман подарил его своей любимой, которая назвала цветок нежным именем -Ромашка.

Как гласит миф о цветке, влюбленные любовались прекрасной ромашкой, и однажды девушка попросила Романа вернуться в страну снов, чтобы собрать огромный букет ромашек и подарить его людям. Роман отправился в далекий путь, в течение нескольких лет он блуждал по дальним странам и, наконец, на самом краю света отыскал царство сна.

Царь предложил подарить Роману целое поле ромашек в обмен на то, что юноша навсегда останется в его владениях и не вернется домой. Роман ради любимой был согласен на все и остался в царстве сновидений. Прекрасная девушка долго ждала его возвращения, и как-то утром рядом с домом обнаружила поле прекрасных ромашек. Она догадалась, что Роман жив и любит ее, но они не смогут быть вместе.

С тех самых пор ромашка считается символом влюбленных.

Для изображения ромашки мы используем опять технику рисования кистью «двойной мазок». Набираем на кисть белую краску, а на кончик кисти — синюю или голубую краску. Кончик кисти всегда смотрит в центр. Лепестки рисуем в следующей последовательности: вертикально вверху- внизу, горизонтально справа — слева, строго посередине в образовавшихся промежутках.

Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию. Лист — трилистник, словно веер,Тонкий гибкий стебелёк,Шапка красная — цветок.Сладкий в тех цветочках сок.Шмель летит за ним на… (клевер).

Название — trifolium означает » имеющий три листа «. Трилистник, Клевер, Кашка . Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.

Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы — листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер , или трилистник, является символом Ирландии.

Чтобы нарисовать цветок клевера, нам надо смешать краски — цвет фуксии и белила. Получится нежный оттенок.

Рисуем нежно-розовым цветом круг, затем кончиком кисти набираем краску цвета фуксии и рисуем маленькие штрихи в определенной последовательности (первый ряд штрихов — внизу цветка, чуть выше — второй ряд штрихов, и последний ряд — вверху цветка). Зеленой краской приемом «примакивание» рисуем лепестки нашего клевера (можно рисовать или три лепестка, или четыре)

Цветочек этот голубойНапоминает нам с тобойО небе — чистом-чистом,И солнышке лучистом! (незабудки).

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память…

Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: «Не забудь обо мне!».

Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.

  • При изображении незабудок можно использовать ватные палочки.

Теперь переходим к изображению листьев, травки. Здесь надо немного потренироваться в прокручивании кисти по часовой стрелке пальцами.

Прокручивания можно делать совсем небольшими, с помощью прокручивания кисти листья получаются как бы в движении, слегка с загнутыми кончиками.

Для изображения всех листьев мы тоже используем технику «двойной мазок» для передачи цвета и оттенка. Сначала набираем зеленую краску, на кончик кисти — желтую краску.

  1. Это крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» — кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами.

Чтобы легче было нарисовать листья георгинов, розы, сначала можно нарисовать карандашом приблизительный контур листика. Первый мазок всегда делаем посередине. Называется этот мазок «зигзаг» — кончик, вся кисть, кончик. Затем последовательно заполняем тело листочка.

Мазок «Запятая» — кончиком кисти, вся кисть. С помощью такого мазка тоже можно изобразить листья.

  • Многие мелкие листики изображаем мазком «зигзаг» — кончик, вся кисть, кончик.
  • Это обычная травка, как и в Хохломской росписи.
  • А это зубчатый лист мака.
  • Варианты простой уборки краёв подноса.
  • Вот такие работы получились у моих воспитанников.

Жостовская роспись: элементы и техника рисования :

Декоративно-прикладное искусство народов России — визитная карточка нашей страны. Среди народных промыслов занимает особое место жостовская роспись, поражающая свежестью цветочных композиций, а также чистотой и нежностью цветовой гаммы.

Территория развития

Жостовская роспись получила свое названия от места происхождения и производства. Металлические подносы, расписанные цветочными композициями, возникли в Подмосковье. Их родиной стала деревня Жостово под Мытищами.

Предшественниками жостовской росписи были росписи на подносах, возникшие в середине XVIII века на Урале, неподалеку от места расположения знаменитых заводов Демидовых.

Лишь в первой четверти XIX столетия бывшие крепостные крестьяне, выкупившиеся из зависимости братья Вишняковы, скопившие небольшой капитал, открыли свою мастерскую в деревне Жостово.

А чуть позже промысел стал развиваться и в других подмосковных селениях. Постепенно Жостовская мастерская стала ведущей в промысле.

Вишняковы были художниками-миниатюристами, а потому расписывали не только подносы, но и шкатулки, портсигары, чайницы, альбомы и другие бытовые предметы.

Товар Осип Вишняков ходил продавать в Москву и постепенно скопил денег, на которые смог снять лавку на Цветном бульваре.

Особый спрос на подносы Вишняковых возник с распространением в России традиций чаепития. Их использовали как поддоны под самовары.

В начале XX века интерес к народным промыслам упал, и поэтому в конце 30-х годов разрозненным артелям в соседствующих селениях и в Жостово пришлось объединиться. В результате была открыта целая фабрика по декоративной росписи металлических подносов — «Металлоподнос». А с 1960 года свет увидела Жостовская фабрика декоративной росписи.

Этапы создания изделий

От начала и до конца изготовления изделия процесс создания жостовской росписи проходит ряд этапов:

  1. Изготовление подноса овальной, восьмиугольной, круглой, прямоугольной или комбинированной формы.
  2. Грунтовка поверхности заготовки.
  3. Шпаклевка неровностей.
  4. Выравнивание поверхности основы до гладкого состояния.
  5. Покрытие лаком.
  6. Роспись масляными красками.
  7. Двухслойное покрытие изделия прозрачным лаком.

Особенности изготовления основы

Обычно основа-поднос куется вручную из листового железа, для чего используется хорошего качества кровельная сталь. Листы сначала штампуют, а затем вальцуют, чтобы борта были твердыми.

При изготовлении подносов стандартной формы большие железные листы раскраиваются на заготовки необходимой формы и размера. Затем на электрическом прессе происходит «вырубка» и «вытягивание» подноса.

При помощи прессформ и комбинированного штампа у будущего подноса формируются борта. Этот процесс называется «бортовкой» или «закаткой».

Поэтапная роспись жостовского подноса

Вот как все происходит:

  1. На этапе грунтовки выбирается и наносится фон — цвет подноса. Обычно он бывает черным, но встречаются изделия и с синим, красным, зеленым фоном. Для создания черного фона традиционно используется масляный лак. Секрет лака утерян, но известна его основа — пальмовая смола из Африки под названием копал. Благодаря особому лаковому составу подносы были необычайно прочными. По словам старых мастеров жостовской росписи, их изделия не боятся ни мороза, ни жары и сравниться могут только с китайскими. По тем временам это сравнение предполагало наивысшее качество товара.
  2. На втором этапе жостовской росписи создается замалевок — общие силуэты рисунка делаются разбавленной краской и несколько часов обжигаются в специальной печи. Для росписи и фона мастера используют обычную масляную краску, разбавленную льняным маслом или скипидаром, и широкую кисть. Когда мастер выписывает свой букет, он обычно вращает поднос, подставляя кисть под нужный участок.
  3. Тенежка — это этап, на котором также разбавленной краской на силуэты наносятся тени для создания первичного объема.
  4. Этап прокладки — самый важный в нанесении росписи. Именно здесь рисунку придается объем, способом пробеловки наносятся акценты и блики. Уточняются детали.
  5. На этапе бликовки наносятся световые блики, изображение кажется освещенным с разных сторон несколькими световыми источниками.
  6. На этапе чертежки очень тонкой кисточкой при помощи черной краски выполняются важные мелкие элементы рисунка: зубчики по краям листика, его прожилки, семена в центре цветка.
  7. Этап привязки необходим для прикрепления рисунка к основе, фону. Делается это путем пририсовки соединительных элементов: усиков, веточек и т. д.
  8. Последний этап — уборка — предназначен для оформления бортиков подноса. Орнамент наносится золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре. Такой порошок называется «твореным» золотом. Или рисуется белой краской, смешанной с лаком — гульфаброй. Сверху гульфабру присыпают порошком алюминия. Иногда борта расписываются так называемым венком — орнаментом с включением цветов.

Сложность жостовской росписи заключается в том, что нанесенный рисунок не допускает никаких исправлений и делается сразу и с особой точностью. Каждый мастер использует в создании изделия свои особые приемы.

Пишет не с натуры, не по заранее проработанным образцам, а по наитию. Фантазия и воображение делают каждое изделие неповторимым и уникальным. Как правило, мастер создает одновременно сразу несколько изделий.

Мотивы Жостова

Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.

Основными мотивами жостовской росписи являются:

  1. Букеты из садовых и луговых цветов.
  2. Растительные мотивы.
  3. Цветочные орнаменты.
  4. Вазоны.
  5. Гирлянды.
  6. Сценки народных гуляний.
  7. Пейзажи.
  8. Натюрморты.
  9. Сценки народного быта.
  10. Сценки народных свадеб.
  11. Сценки с чаепитием.

Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.

Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.

Букетные композиции. Принципы составления

Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета «вкалываются» мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др.

Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками — так называемая «травка». В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков.

По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.

Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.

Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев — так называемая «травка».

По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например «травку».

Визитные карточки Жостова

Жостовские подносы — одна из визитных карточек промысла. Чтобы основной узор выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг едва различимые мелкие соцветия.

Вторая визитная карточка — это знак на подносе: изображение палитры художника, тюльпана и кисточки. Это давнее, исторически сложившееся клеймо мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер оставляет свой автограф. Такая отметка стала разрешаться лишь после 1970 года, а в старину на изделиях ставили лишь клеймо с подписью владельца фабрики.

Еще одной удивительной визиткой жостовского промысла стали так называемые «копченые» подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим растрескавшуюся поверхность. Такой прием росписи называют «под черепаху».

А почему копченые? Да потому, что подносы на самом деле коптят на свечном пламени. Это самые раритетные изделия жостовских мастеров. Известно, что два из таких подносов были в коллекции у русского писателя Льва Толстого.

Жостовские подносы в современной жизни

В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос — яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.

По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения.

В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов.

Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.

Проблемы современного жостовского промысла

При всем интересе жителей и гостей России к народному жостовскому искусству необходимо заметить, что проблем у художников достаточно. Наиболее актуальной является проблема фальсификации изделий, подчас с нарушением традиционных технологий.

Подделываясь под авторский стиль, плагиаторы стараются нажиться на покупателях, продавая некачественный и не авторский, а значит, не уникальный товар.

Качество таких изделий крайне низкое, а изображения — примитивны и не входят в «золотой фонд» композиций жостовской росписи.

Научиться и научить

Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием.

Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи.

А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.

Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом.

Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется «двойной мазок». Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная — на кончик кисти.

Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда.

Затем аналогично заполняется серединка соцветия.

Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием «двойного мазка». При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.

Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.

После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки.

Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка.

К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.

Далее наступает этап рисования «травки». Листики у стебельков также изображаются двойным мазком.

А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки.

При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился «зигзаг». При изображении более круглых листочков используют прием «запятой».

В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!

Оцените статью
Магия рукоделия: подборка лучших видео-мастерклассов
Добавить комментарий