Мастер-класс Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино

Магия рукоделия
Содержание статьи:

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино

Сегодня мы отправимся в мир пейзажа лаковой миниатюры Федоскино, к примеру предоставлена шкатулка с копией изображения замечательного художника А.В. Симонова «За околицей».

Кулон маслом. Тени. Детализация.

Пейзаж — это замечательная возможность научиться перспективе и плановости в живописи. Этот пейзаж показался мне очень интересным и необыкновенным по своей цветовой гамме, и я не ошиблась в своем выборе, так как он действительно очень увлекательный. В нем присутствует воздушная перспектива, задний план спокойный, средний план контрастный, а передний план наиболее насыщенный. В книгах по лаковой миниатюре и в электронных источниках есть множество различных пейзажей на данную тему.

И так начнем, нам нужно:

  • Ёмкость для масла (растворителей)
  • Небольшой кусок белой хлопковой ткани для вытирания кистей
  • Подручник (дощечка под руку, чтобы не задевать работу)
  • Лампа дневного освещения
  • Шлифовальная бумага номер 400 и номер 1000 (для подготовки поверхности под полировку)
  • Кисти (синтетика) № 00-3 — основной элемент в данном технологическом процессе. Ими производится роспись изделия
  • Кисти (белка) № 2-6 — для флейцевания
  • Кисть синтетическая плоская № 20 — для лакирования изделия
  • Само изделие (шкатулка)
  • Масляная краска — для росписи изделия
  • Масло — для росписи изделия
  • Лак Синтека — для лакирования изделия
  • Скипидар — для промывания кисти после лака
  • Полироль или паста ГОИ
  • Ватные диски
  • Карандаш
  • Ластик
  • Калька

Холуйская лаковая миниатюра- Russian Lacquer Miniatures

Шкатулка делается на заказ у мастера под нужный размер изображения. Для начала нужно измерить высоту и ширину пейзажа и, отталкиваясь от этих размеров, заказать шкатулку нужной формы. Изделие может быть разным, все зависит от фантазии художника. Шкатулки бывают с бортиками и ножками или без них. Я выбрала обычную традиционную форму шкатулки без бортиков и ножек.

Мастер классы по ювелирной живописи. Ответы на вопросы

Вытаскиваем железный крепеж-шарнир и шлифуем наждачной бумагой крышку шкатулки до матового состояния.

Пряничный домик. Лаковая миниатюра / Телеканал Культура

Затем снимаем с поверхности пыль, можно протереть влажной тряпочкой, а потом сухой. На сухой корпус шкатулки с помощью плоской синтетической кисти наносим лак ПФ283, и на отлип (на отлип — это когда лак не доконца высох, то состояние, когда он не смазывается, а просто липкий, главное — не пропустить этот момент) делаем припорох. Для припороха используют серебрянку. Равномерно распределяем серебрянку по крышке. Далее изделие просушивается и удаляется весь лишний порошок водой.

Переводим рисунок на кальку. Калька накладывается на рисунок, с помощью карандаша переводим рисунок, далее переворачиваем кальку и закрашиваем масляной краской, накладваем изображение на шкатулку, повторно обводим изображение, и рисунок отпечатывается.

Следующий этап называется замалевок. В замалевке фиксируется основное цветовое решение, общие объемы, накладываются общие формы. Берем масляные краски и намешиваем средний цвет неба. Пишем небо кистью, вписываем в небо деревья. Затем слой краски надо расфлейцевать мягкой круглой кистью маховыми движениями, легким касанием проходя по поверхности краски в противоположенных направлениях.

После того, как замалевок написан, ему нужно полностью просохнуть несколько дней в теплом помещении или в сушильной печи

Сухой корпус шкатулки нужно покрыть лаком Синтека с помощью плоской синтетической кисти в несколько слоев с просушкой.

Шлифуем до матового состояния.

Творческая мастерская: Федоскинская лаковая миниатюра

Прописываем второй слой живописи, мелкие детали, тени, свет.

Просушиваем живопись и покрываем лаком, далее сушка и шлифовка.

Следующий этап называется бликовка. Высветляем небо, столбы деревьев и дорогу, чтобы она вышла на передний план, а так же мелкие детали, такие как камушки, травинки и цветочки.

Просушиваем, покрываем лаком, шлифуем и полируем.

Покрываем лаком весь корпус шкатулки в несколько слоев с просушкой.

Сделано в Кузбассе HD: Создание лаковой миниатюры

После высыхания матируем поверхность наждачкой. Полируем пастой ГОИ с помощью ватного диска или хлопковой ткани, со временем изделие будет приобретать зеркальный блеск.

Вставляем шарнир, шкатулка готова!

Произведения федоскинских мастеров во все времена высоко ценились, они украшают лучшие мировые коллекции, являются, как и в старые времена, предметами престижа и долговечными, дорогими подарками.

Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра федоскино

Время работы: 30 дней

Материалы: масло, масляные краски, шкатулка, калька, лак, кисти, карандаш

Со слов автора. Сегодня мы отправимся в мир пейзажа лаковой миниатюры Федоскино, к примеру предоставлена шкатулка с копией изображения замечательного художника А.В. Симонова «За околицей».

Пейзаж — это замечательная возможность научиться перспективе и плановости в живописи. Этот пейзаж показался мне очень интересным и необыкновенным по своей цветовой гамме, и я не ошиблась в своем выборе, так как он действительно очень увлекательный. В нем присутствует воздушная перспектива, задний план спокойный, средний план контрастный, а передний план наиболее насыщенный. В книгах по лаковой миниатюре и в электронных источниках есть множество различных пейзажей на данную тему.

И так начнем, нам нужно:

  • Ёмкость для масла (растворителей)
  • Небольшой кусок белой хлопковой ткани для вытирания кистей
  • Подручник (дощечка под руку, чтобы не задевать работу)
  • Лампа дневного освещения
  • Шлифовальная бумага номер 400 и номер 1000 (для подготовки поверхности под полировку)
  • Кисти (синтетика) № 00-3 — основной элемент в данном технологическом процессе. Ими производится роспись изделия
  • Кисти (белка) № 2-6 — для флейцевания
  • Кисть синтетическая плоская № 20 — для лакирования изделия
  • Само изделие (шкатулка)
  • Масляная краска — для росписи изделия
  • Масло — для росписи изделия
  • Лак Синтека — для лакирования изделия
  • Скипидар — для промывания кисти после лака
  • Полироль или паста ГОИ
  • Ватные диски
  • Карандаш
  • Ластик
  • Калька

Шкатулка делается на заказ у мастера под нужный размер изображения. Для начала нужно измерить высоту и ширину пейзажа и, отталкиваясь от этих размеров, заказать шкатулку нужной формы. Изделие может быть разным, все зависит от фантазии художника. Шкатулки бывают с бортиками и ножками или без них. Я выбрала обычную традиционную форму шкатулки без бортиков и ножек.

А-ля рюс: Лаковая миниатюра Федоскино

Вытаскиваем железный крепеж-шарнир и шлифуем наждачной бумагой крышку шкатулки до матового состояния.

Затем снимаем с поверхности пыль, можно протереть влажной тряпочкой, а потом сухой. На сухой корпус шкатулки с помощью плоской синтетической кисти наносим лак ПФ283, и на отлип (на отлип — это когда лак не доконца высох, то состояние, когда он не смазывается, а просто липкий, главное — не пропустить этот момент) делаем припорох. Для припороха используют серебрянку. Равномерно распределяем серебрянку по крышке. Далее изделие просушивается и удаляется весь лишний порошок водой.

Переводим рисунок на кальку. Калька накладывается на рисунок, с помощью карандаша переводим рисунок, далее переворачиваем кальку и закрашиваем масляной краской, накладваем изображение на шкатулку, повторно обводим изображение, и рисунок отпечатывается.

Следующий этап называется замалевок. В замалевке фиксируется основное цветовое решение, общие объемы, накладываются общие формы. Берем масляные краски и намешиваем средний цвет неба. Пишем небо кистью, вписываем в небо деревья. Затем слой краски надо расфлейцевать мягкой круглой кистью маховыми движениями, легким касанием проходя по поверхности краски в противоположенных направлениях.

После того, как замалевок написан, ему нужно полностью просохнуть несколько дней в теплом помещении или в сушильной печи

Сухой корпус шкатулки нужно покрыть лаком Синтека с помощью плоской синтетической кисти в несколько слоев с просушкой.

Шлифуем до матового состояния.

Прописываем второй слой живописи, мелкие детали, тени, свет.

Просушиваем живопись и покрываем лаком, далее сушка и шлифовка.

Следующий этап называется бликовка. Высветляем небо, столбы деревьев и дорогу, чтобы она вышла на передний план, а так же мелкие детали, такие как камушки, травинки и цветочки.

Просушиваем, покрываем лаком, шлифуем и полируем.

Покрываем лаком весь корпус шкатулки в несколько слоев с просушкой.

После высыхания матируем поверхность наждачкой. Полируем пастой ГОИ с помощью ватного диска или хлопковой ткани, со временем изделие будет приобретать зеркальный блеск.

Вставляем шарнир, шкатулка готова!

Произведения федоскинских мастеров во все времена высоко ценились, они украшают лучшие мировые коллекции, являются, как и в старые времена, предметами престижа и долговечными, дорогими подарками.

Расписываем шкатулку «Русские эмали»

Шкатулка «Русские эмали».

Федоскинская лаковая миниатюра. Традиции русского ремесла | #ДелоМастера

Роспись в технике «Имитация перегородчатой эмали»

  • заготовка — шкатулка деревянная;
  • лазерная распечатка эскиза на тонкой офисной бумаге;
  • грунт акриловый белый;
  • клей декупажный универсальный;
  • контур по стеклу Pebeo (цвет не важен);
  • концентрат спиртовой морилки SMAR цвет — коричневый темный;
  • патинирующие воски Cerantica – цвета – медь, бронза, золото, серебро;
  • краска для создания эффекта эмали Smar;
  • очиститель для кистей уайт-спирит;
  • разбавитель спиртовой.
  • валик поролоновый;
  • шпатель силиконовый;
  • брусок шлифовальный;
  • кисть щетина;
  • кисть из волоса Пони круглая №1, №3.

Процесс работы.

1. Начинаем мы с того, что шкурим, грунтуем в 1 слой и еще раз шкурим нашу заготовку (естественно, с предварительной полной просушкой). Грунт абсолютно любой, тот, которым вы привыкли пользоваться.

2. Переносим эскиз на поверхность (его я нарисовала карандашом, а потом отредактировала на компьютере и подогнала под необходимые размеры).

Как это сделать? Есть несколько способов.

Один из них — перенести эскиз при помощи копировальной бумаги. Но! Если рисунок большой и сложный, это долго и есть риск «скосить» или забыть провести какую-нибудь линию. Кроме того, при переносе рисунка таким способом, необходимо дополнительное выравнивание поверхности дерева грунтом, последующие покрытие лаком и более тщательное шлифование — иначе краска при нанесении просто «провалится» во все неровности дерева и будет не аккуратно.

Федоскинская фабрика миниатюрной живописи

Какой выход? Да все очень просто — нам надо, всего лишь, приклеить наш эскиз. Этим мы выравниваем поверхность и наш рисунок перенесен с точностью до доли миллиметра. Но! Здесь надо быть очень аккуратными и внимательными, что бы не было складок, ни одного пузырька воздуха не осталось и все уголки были тщательно проклеены. Иначе, в дальнейшем, вся ваша роспись может просто отклеиться.

Естественно, все необходимо как следует просушить и отшлифовать углы, но, ни в коем случае, не шкурьте саму поверхность бумаги — она станет ворсистой, и краска не ляжет ровно.

3. Наносим контур.

На такую шкатулку нам понадобится 1 тюбик контура для росписи по стеклу и металлу фирмы Pebeo. Из всех контуров, которые имеются в продаже, при использовании именно их, линия будет нужной высоты и не «сядет» при высыхании — эти контуры максимально подходят для росписи в технике «Имитация перегородчатой эмали».

Многие жалуются, что нарисовать ровную линию одинаковой толщины и высоты очень сложно. Однако, если знать несколько основных приемов, приложить немного терпения и старания, все получится!

Чтобы рука не дрожала и линии получались ровными, облокотите локоть и кисть руки на стол. Прислоните носик к поверхности под небольшим углом и, равномерно нажимая на тюбик, выдавите линию. Контур как бы выдавливается из-под носика. Чем ниже угол наклона, тем уже и выше получится линия.

Линии контура должны быть замкнутыми и объемными (не ниже 1,5 — 2мм), иначе при нанесении краски она вытечет за пределы и смешается с соседним цветом.

Контур сохнет минут 30 — 40 — зависит от толщины.

4. После высыхания контура, возьмите кисть из щетины и закрасьте все поверхности спиртовой морилкой. Я использовала морилку SMAR цвет Коричневый темный.

Этот этап вызывает много вопросов «Зачем?». Объясняю: для большей похожести наших перегородочек на настоящие, металлические.

Обратите внимание, что подходит морилка именно на спиртовой основе. Потому что:

— Морилка на водной основе просто размочит наш бумажный шаблон.

— Акриловая краска или грунт — при нанесении кистью, краска забьет мелкие детали рисунка, если делать это спонжем, то пропадет эффект гладкости перегородки — она станет пупырчатой.

Шкатулка в стиле Федоскино Татьяна Куксенко

— Органические морилки — мигрируют в краску и испортят цвет, ведь они на одной и той же основе.

Морилка сохнет 10 — 15 минут, и можем приступать к следующему этапу.

5. Для придания эффекта состаривания, всю поверхность шкатулки необходимо покрыть металлизированным воском Cerantica. Я использовала 4 цвета — медь, бронзу, золото и серебро. Наносится воск пальцем именно в той последовательности, в которой написано, то есть от темного к светлому. Так как рельеф очень выражен, и паста будет ложиться только на выступающие линии, постарайтесь натереть и между ними тоже, но так, чтобы остался виден цвет морилки. Основная задача создать эффект легкой металлической дымки с переливами от меди к серебру.

Наилучший эффект дают воски только этой фирмы. Акриловые краски делают контур пупырчатым, а воски других фирм не имеют необходимой плотности.

6. Теперь берем краски, тоненькую кисть (предпочтительнее кисти из волоса Пони) и аккуратно, по капелькам заливаем наши ячейки. Именно заливаем, постепенно «закапывая» всю ячейку. Краски, в данной технике лучше не жалеть, но и не переборщить, иначе она выльется за пределы линии и смешается с соседним цветом. Толщину заливки необходимо соизмерять с высотой контура, который у вас получился.

В данной работе я использовала Краску-лак для создания эффекта эмали фирмы SMAR — это глянцевые, непрозрачные краски, которыми можно расписывать на дерево, стекло, керамику, металл. После их нанесения дальнейшего температурного закрепления и дополнительного покрытия лаком не требуется. Время высыхания 72 часа. Цветовая палитра — 51 цвет. Краски на уайт-спиритной основе, поэтому имеют небольшой запах.

Я использовала несколько цветов:

№8 — Голубая пастель, №10 — Голубой яркий, №21 — Слоновая кость, №24 — Красный восточный, №36 — синий темный и №42 — Синее небо.

А-ля рюс. 9 — «Лаковая миниатюра Федоскино»

Те участки, которые не заливаются краской, необходимо покрыть Лаком-разбавителем. Он придаст этим им глянец и защитит от стирания воска с контура. Это делается так же кистью, для крупных участков можно взять №2 или №3.

Наша марка. Палехская миниатюра

7. Оставляем сохнуть на 72 часа и наслаждаемся красотой, которую сделали своими руками.

Внимание!
Это авторская технология росписи, поэтому запрещается любое распространение информации, полученной в данном мастер-классе, (то есть преподавать технику очно, заочно, публиковать в СМИ и тому подобное) без ссылки на источник!
Все права принадлежат Светлане Мартыновой.

Лаковая миниатюра ФЕДОСКИНО / Дремлют плакучие ивы

Федоскино. Родина русской лаковой миниатюры.

Федоскино. Родина русской лаковой миниатюры.

Чем впечатляет: Федоскино — старинное русское село на берегу речки Учи, в 30 километрах от Москвы. Это живописное место подарило России лаковую миниатюру на шкатулках из папье-маше. По последней переписи, здесь живет 219 человек, и треть из них занята в этом традиционном промысле. Село родное, древнее, в объятиях с деревнями, в лесах над речкой тихою спокон веков живет.
Село непокоримое, на всей земле — единое: талантами российскими в нем славится народ…
Село богато красками, реальностью и сказками. Миниатюрой тонкою народ весь покорен.
И лирику душевную, простую и волшебную передают так искренно тому, кто в Русь влюблен.
И церковь деревянная старинная и славная, видавшая Лукутина, торжественно стоит.
Она своим величием без всякого различия всегда на подвиг творческий любого вдохновит.
А.Сиваков

Семиэтажное здание фабрики лаковой миниатюры — самое высокое в Федоскино. Раньше рабочие места художников располагались на верхних этажах фабрики у огромных окон. Тогда работало 300 художников. Теперь их едва набирается 50, и работают они на дому.
Когда-то при фабрике была рисовальная школа, и наиболее одаренную деревенскую молодежь направляли в Строгановку. Сейчас в Федоскино только художественное училище, куда поступают после 9 класса. И если раньше было три направления (жостовская роспись, федоскинская миниатюра и ростовская финифть), то сейчас выпускники получают диплом художника «широкого профиля».
А начало федоскинскому промыслу было положено в 1795 году, когда купец Коробов в селе Данилково — старое название Федоскино — основал фабрику по производству армейских лакированных козырьков из папье-маше (прессованного картона).
Вскоре Россию захватила европейская мода на табакерки для нюхательного табака. Тогда об успешном человеке говорили: «И сыт, и пьян, и нос в табаке». Поэтому и Коробов свое производство переквалифицировал. А чтобы табакерки было приятно держать в руках, на них наклеивали печатный рисунок-гравюру.
Но Коробов пошел дальше и вывез нескольких мастеров из немецкого Брауншвейга с фабрики Штобсвассера, чтобы они создавали уникальные рисунки для его изделий. Хотя еще долго в целях экономии табакерки украшали или простым орнаментом, или бумажным изображением.
Табакерки из папье-маше были очень популярными, ведь после высушивания они становились тверже и долговечнее, чем дерево. Кстати, известно, что когда поднимали табакерки или шкатулки с затонувших кораблей, они выглядели как новенькие. Секрет — в особом лаке. Правда, говорят, что рецепт его уже утерян.
В 1817 году фабрика Коробова перешла к его зятю — Лукутину. Он расширил производство и нанял художников-миниатюристов. А в 1828 году Лукутин получил право обозначать свои изделия клеймом с золотым орлом и инициалами. Это говорило о высоком качестве продукции. И совсем скоро изделия фабрики Лукутиных получили мировую известность.
Но Лукутины делали упор на функциональность. Например, в прейскурантах фабрики значились: пластины для семейных фотоальбомов, коробки для сладостей, «барабаны для чаю и табаку», запонки, игольники-шкафчики, копилки различных форм и размеров, кольца для салфеток, мольберты настольные для писем и визитных карточек, кронштейны для украшения комнат, марочницы, очешники, пресс-папье, мужские и дамские папиросники, портмоне для визитных карт, подносики и стаканы, пудреницы, пеналы для карандашей и перьев, сигарницы, спичечницы, чайницы и многое другое.
Лукутинскую миниатюру украшали портретами, пейзажами, изображениями архитектурных памятников. А со второй половины XIX века на миниатюрах все чаще появлялись народные мотивы — крестьянские гулянья, сенокос, чаепития, тройки.
Но в конце XIX века фотография «убила» жанр лаковой миниатюры, и в 1904 году фабрика Лукутина закрылась.
Однако уже в 1910 году группа федоскинских художников организовала артель с целью восстановить промысел. И им это удалось: в революционные годы изделия Федоскино получили диплом 1-ой степени за высокую художественную технику. А в 1931 году при федоскинской фабрике открылась художественная школа. Это позволило расширить тематику лаковой миниатюры пейзажами, портретами исторических лиц, картинами по мотивам русских сказок и копиями картин известных художников.
Изделия Федоскино активно экспортировались и стали настолько популярными, что Сталин подписал приказ, по которому мужчин-художников во время войны не брали на фронт. Также приказано было вернуть всех мастеров из Федоскино, работающих в других местах. А в 1970-х годах появилось новое здание фабрики.
Основной «конкурент» Федоскино — конечно же, Палех! Причем федоскинцы называют палешан богомазами, а в ответ им несется: «Сами вы копиисты!».Но именно из Федоскино лаковая миниатюра пришла и в Палех, и в Холуй, и в Мстеру. При этом у каждого центра — своя особенность. В Палехе это близкая к иконописи стилистика письма, обилие золота и черный фон, в Холуе — трехмерное глубокое письмо и эксперименты с цветом фона, в Мстере — роспись на белом фоне и большая роль пейзажей, а в Федоскино — масляные краски, перламутровый фон и максимально реалистичное письмо. Современное производство в Федоскино принадлежит государству, и его масштабы уже не рассчитаны на экспорт. Все изделия делаются вручную и ограниченным тиражом. Но их качество подкрепляется сертификатом и столетней гарантией.
При этом на изготовление одной шкатулки уходят месяцы!
Сначала папье-маше (размоченный картон, скрепленный клейстером) подбивается на основу и высушивается.
Затем основа пропитывается горячим льняным маслом и просушивается в печи при высокой температуре.
Далее изделие шлифуют до идеально ровной поверхности и наносят грунт. В качестве грунта используют алюминиевый или бронзовый порошок. Это не дает краскам тускнеть. Как грунт могут использоваться еще сусальное золото, серебро или кусочки перламутровых океанических раковин. Снаружи изделие обычно покрывают черным лаком, а внутри — красным. На это требуется от 4 до 6 месяцев. После этого изделие переходит в руки художникам.
На роспись шкатулки в Федоскино уходит от пары недель до нескольких месяцев. Федоскинцы используют классическое трехслойное письмо масляными красками. Раньше так писали только старые мастера — да Винчи, Рубенс, Брюллов.
Художники федоскинского промысла смешивают две техники — «по-плотному» и «по-сквозному». В первой технике рисунок наносят плотными непрозрачными красками на матовый белый грунт слой за слоем. При второй технике прозрачные краски наносят на грунт из порошков, создавая эффект свечения красок.
Сначала плотными красками на грунте создают подмалевок. Он дает только общее впечатление о будущем рисунке. Подмалевок покрывают светлым лаком и просушивают при температуре около 60 градусов. Образовавшиеся пузырьки удаляют пемзой.
Далее накладывают лепершлевк — второй слой живописи. В нем уточняют и детализируют изображение. Лепершлевк также покрывают лаком, сушат и шлифуют.
Далее идет лессировка прозрачной краской для придания большей формы и объема рисунку.
И, наконец, бликовка — заключительные мазки светлой краской, отражающие блики на предметах и придающие изделию законченный вид.
На корпусе тонким стальным перышком художник рисует орнамент («скань», «шотландку», «черепашку», «малахит», «слоновую кость»), а на внутренней стороне — пишет свое имя и дату.
Далее изделие попадает в руки полировщиков и лакировщиков. Они покрывают шкатулку десятью слоями лака, просушивают и очищают. Затем изделие шлифуют зернистой пемзой и полируют до зеркальной поверхности.
Наконец, составные части скрепляют шарнирами. Шкатулка готова!
Такая кропотливая ручная работа и стоит соответственно. В советское время существовала профессия нормировщика. Он садился рядом с художником и замерял, сколько времени занимает роспись той или иной шкатулки. На основе этих исследований и выводилась средняя расценка. Например, тройка одинарная на шкатулке размером в 2 сигаретных пачки оценивалась в 4 рубля 50 копеек. Во времена «перестройки» на фабрике создали оценочную комиссию, которая устанавливала стоимость изделий. Как сейчас устанавливаются цены — непонятно. Но материалы и коммунальные услуги настолько выросли в цене, что стоимость шкатулки может быть выше, чем стоимость живописи на ней.
А увидеть коллекцию федоскинской лаковой миниатюры можно в Музее народных художественных промыслов. Примечательно, что разместился он в деревянном доме купцов Лукутиных, построенном в 1883-1890-х годах. В коллекции музея также можно увидеть и другие промыслы — Гжель, Дулевский фарфор, Богородскую игрушку, Павлово-Посадские шали, Жостовский поднос.
А еще, если заказать на фабрике мастер-класс, можно почувствовать себя художником и понять, насколько это кропотливый труд. Ну а в магазине при фабрике можно найти немало интересных шкатулок. Лаковая миниатюра — не единственная достопримечательность Федоскино. В самом центре села стоит деревянная церковь Николы Чудотворца в русском стиле. Она была построена в 1875 году на месте храма начала XVII века.
Любопытно, что история церкви также связана с лаковой миниатюрой. Храм был построен на средства жены статского советника М.Н. Мансуровой и потомственного почетного гражданина П.А. Лукутина. А с 1986 по 1992 год Никольский храм находился на балансе Федоскинской фабрики миниатюры и живописи, и в нем была выставка картин и шкатулок.
Сейчас храм возвращен верующим. Он действует, хотя службы проходят здесь нечасто. Но примечательно то, что эта древняя постройка пережила и пожары, и годы советской власти, когда здесь был склад зерна.
А еще Федоскино — родина матроса Железняка, который вошел в историю фразой «Караул устал» при роспуске Учредительного Собрания. Ведь именно он был начальником караула Таврического дворца, где находилось Учредительное Собрание. Матрос Железняк упоминается в известной советской песне «Партизан Железняк»:
В степи под Херсоном — высокие травы,
В степи под Херсоном — курган.
Лежит под курганом, заросшим бурьяном,
Матрос Железняк, партизан.

Мастер-класс: Расписываем шкатулку в технике лаковая миниатюра Федоскино

Федоскинская миниатюра возникла благодаря привычке нюхать табак. В XVIII в. этим занимались все: знать и простолюдины, мужчины и женщины. В Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Материал назвали «папье-маше» (жеваная бумага). Табакерки покрывали чёрным грунтом и чёрным лаком, в росписи использовали классические сюжеты. В 1795 г. в сельце Данилково в 30 км. от Москвы купец П.И. Коробов начал производство подобных табакерок, которые украшали наклеенными на их крышки гравюрами. Он вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики И. Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше. В качестве художников-миниатюристов использовал местных крестьян, открыл художественную школу и обучил их живописи по лаку. Гравюры покрывали прозрачным лаком, позднее их стали раскрашивать, а затем вместо гравюр появились живописные миниатюры. ( На фото: миниатюра «Тройка» на портсигаре).
Интересным видом коробовской продукции стали недорогие табакерки, покрытые светлым лаком. На их крышки наклеивались бумажные картинки-гравюры с изображением важнейших событий того времени: эпизоды Отечественной войны 1812 г., военные действия против турок 1828 – 1829 гг. Это была своеобразная народная газета, в которой находили отклики все злободневные события. О том, что эти табакерки высоко ценились и бережно сохранялись, свидетельствует крышка от табакерки с живописным изображением пожара Москвы и приведёнными там же словами:

Выполненная во втором десятилетии XIX в., табакерка полностью не сохранилась, но крышка была вставлена в бронзовую рамку и продолжала служить как настенный медальон.
Широкий отклик получила и война с турками. На табакерках появляются то изображение сцены морской баталии: «Сожжение турецкого флота в Наварине», то карта военных действий, то изображение славного соотечественника с надписью:

С 1819 г. фабрикой стать владеть зять Коробова П.В. Лукутин. На фабрике стали выпускаться подносы, дорожные стаканы, портсигары, спичечницы – всё из расписного и покрытого лаком папье-маше. Пётр Васильевич Лукутин не только усовершенствовал и расширил производство таковых изделий, но сумел добиться такого высокого качества миниатюры, что она стала ярким художественным явлением в русском искусстве. Лукутин организовал обучение русских мастеров, при нём производство перевели в с. Федоскино. Благодаря творчеству русских мастеров, лукутинские лаки приобрели самобытность и национальный колорит как в сюжетах, так и в технологии.
Изделия фабрики на протяжении всего XIX в. называли «лукутинскими». В 1828 г. П. Лукутин получил право клеймить их изображением государственного герба. С этого времени на внутренней стороне крышек лукутинских табакерок, коробок, портсигаров золотой краской по красному фону изображался двуглавый орел и инициалы или фамилия владельца – «ФПЛ», «фабрика П. и А. Лукутиных».
Помимо магазинной продукции Лукутин выпускал и изысканные вещи, рассчитанные на состоятельных покупателей. При этом живопись выполнялась по перламутровым вставкам, по серебряной или золотой фольге. Табакерки украшались врезанными в папье-маше «итальянскими» мозаиками, пейзажами на эмалевых пластинах, миниатюрными портретами на бумаге под тонким стеклом.
Лукутинские табакерки украшались не только живописью, но и орнаментом, исполненным, например, в технике «цировка», когда по чёрной поверхности изделия расходятся сверкающие волнообразные лучи. Подобный рисунок художник создавал, гравируя верхний слой чёрного лака до оловянной фольги, предварительно подложенной под лак.
Одной из излюбленных тем в 1860 гг. становится изображение чаепития. Чаепитие издавна известно в различных видах народного искусства как один из важнейших обрядовых сюжетов. Неоднократно повторенное в лукутинской миниатюре чаепитие становится ведущей темой в сценах из жизни и быта народа. Один из его вариантов выполнен на коробочке-спичечнице, изготовленной в начале 1860 гг. Строго уравновешенная симметричная композиция с сидящими друг против друга статичными фигурами двух крестьян насыщена спокойствием. Чёрный фон создаёт глубину и объемность фигур, подчеркивает пространственную выразительность красочной гаммы, в которой использованы тончайшие лессировки письма «по-сквозному».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
История федоскинско-лукутинской миниатюры стала уже и историей России. Интересно окунуться в прошлое, посмотреть на быт, одежду, лица людей той эпохи. Картинки той жизни наглядно и красочно запечатлены в федоскинско-лукутинской миниатюре, которые мы и разместили в слайд-шоу.

Федоскина лаковая миниатюра

Следующий хозяин фабрики, Александр Лукутин, был достойным продолжателем семейного дела. В середине XIX в. на фабрике изготавливались изделия в стиле рококо – табакерки с чудесным золотым орнаментом из тонких завитков по серебристо-перламутровому фону. Такой декор украшает табакерку с изображением Наполеона, наблюдающего пожар захваченной Москвы. Тема наполеоновского нашествия 1812 г. даже спустя десятилетия вызывала особый интерес москвичей и будила воспоминания о недавнем прошлом.
Спрос на лаковые изделия был столь велик, что по примеру Лукутиных в соседних с Федоскино деревнях стали возникать аналогичные мастерские. Крепостные графов Шереметевых — Егор и Тарас Вишняковы – открыли свои мастерские в соседних с Федоскиным деревнях Жостово и Осташкове, соответственно, в 1815 и 1816 гг.

К 1870 гг. в этом районе сформировался крупный художественный лакировальный промысел. Отсюда в Москву поставлялись уже не столько табакерки, сколько прочно вошедшие в быт новые вещи: коробки для чая, обложки для фотоальбомов и бюваров, футляры для очков, пеналы, стаканы для карандашей.
При последнем Лукутине, Николае (1852 – 1902 гг.), был открыт магазин. Николай Лукутин женился на очень богатой невесте, и вопрос о доходах фабрики его не волновал. Лукутинское дело было для него просто увлечением. Через два года после смерти Николая Лукутина, в 1904 г., фабрика закрылась. Дочь последнего Лукутина продала уникальную многолетнюю коллекцию лучших лукутинских мастеров, на которой училось не одно поколение художников, а оставшийся товар ушёл неизвестно кому за границу. Многие мастера после закрытия фабрики поменяли профессию, часть из них перешла к Вишняковым.
Лукутинские мастера создали оригинальную школу миниатюры, отличающуюся тонкостью рисунка, красочной декоративностью. Характерны приёмы письма маслом «по-сквозному» на перламутре, сусальном золоте и серебре, украшение инкрустацией, «шотландкой» (цветной сеткой из тонких линий или полос), узором «под черепаху». Лукутинская миниатюра – одно из ярких явлений русской культуры XIX в., которая подготовила почву для дальнейшего развития лаковой миниатюры в России. (На фото: шкатулка. Фабрика Лукутина. 1860 гг.).
В 1910 г. художникам удалось организовать «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина», но Первая мировая война, революции 1917 г. и гражданская война вновь оставили миниатюристов Федоскино не у дел.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Какова уровня была проданная дочерью Лукутина уникальная коллекция миниатюры можно судить работам, представленным в слайд-шоу.

В 1945 г. для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели была создана экспериментальная мастерская. Возродились утраченные способы декорировки изделий – «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру. Принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся на конец 1950 гг. Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М.С. Чижов, С.П. Рогатов, М.Г. Пашинин, И.И. Страхов, В.Д. Липицкий, П.Н. Пучков и др.
В 1960 гг. артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. Основные сюжеты произведений: природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России.
Удивительного совершенства в 1980 – 90 гг. достигает традиционное для Федоскино искусство орнаментального оформления шкатулок. Современная федоскинская скань несравнима по своему богатству с незатейливыми лукутинскими узорами.
В неизменной прелести родной природы, в преемственности дела, дающего мастерам и хлеб насущный и духовную радость, и состоит тот секрет, что не даёт прерваться традиционному искусству федоскинской лаковой миниатюры.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Если в лукутинский период федоскинская миниатюра была, в основном, растворена в лубочно-сказочной культуре эпохи, то революция и становление нового общества выдвинули на первый план людей конкретных дел и поступков, а вместе с этим передала дух движения к новой жизни: от сохи до полёта в космос. Но при этом сохранилась общая атмосфера традиционной миниатюры: торжественность, праздничность, мотивы русской сказки, народного быта, мазки сокровенности русской души, желание приподняться над буднями, раскрасить жизнь яркими красками. И, главное, осознать истоки русской жизни. На всё это можно взглянуть через представленное слайд-шоу.

Игорь Александрович Исаев родился в 1956 г. После окончания Федоскинского художественно-промышленного училища миниатюрной живописи работал на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи. Работы И.А. Исаева, хотя и обращены к конкретному литературному источнику, как «Пиковая дама» А.С. Пушкина, или историческому прошлому – «Колокольный звон», «Мастер», – это скорее жанровые зарисовки, ёмкий образ времени, полный внутреннего движения. Изящество рисунка, великолепие отделки вещи – виртуозная скань, рисунок «под черепашку» или ажурный золотой фон, как бы сотканный из солнечных бликов, придают его работам ощущение праздничного великолепия.

В Федоскинской живописи используются масляные краски, а в Палехской, Холуйской и Мстёрской – яичная темпера. Федоскинская миниатюра – это реалистическая живопись. Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, «как живые», в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется «воздух».
Характерной особенностью федоскинской миниатюры является теснейшая связь с русской литографией, народным лубком и станковой живописью XIX в. Нынешнее Федоскино впитало в себя не только опыт лукутинских и вишняковских лаков, но и всё интересное, поучительное и оригинальное, что было в западноевропейских и восточных лаках. Федоскино сыграло большую роль в выборе пути и своего будущего для художников бывших иконописных центров, искавших применения своему мастерству и таланту в новых послереволюционных условиях. Опыт и практика Федоскино вдохновила на создание нового искусства Палех, Мстеру и Холуй, объединивших в своих произведениях многовековой опыт древнерусской живописи и опыт русских лаков. Федоскино и в настоящее время оказывает колоссальное влияние на художников миниатюристов.
Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал – металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
Портретное направление в Федоскино продолжают старые традиции лукутинских лаков. В основе миниатюры лежат картины, рисунки, фотографии, а художник привносит лишь соответственное восприятие первоисточника, не отклоняясь от оригинала. Что бы ни писали федоскинские мастера, будь то бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, в основе всех их творческих дерзаний видна сознательная ориентация на создание достоверных, правдивых реалистических художественных образов, созвучных современности.
Совершенно новое развитие получил в Федоскино пейзаж. В лукутинской миниатюре пейзажные мотивы были копиями станкового искусства, в жанровых миниатюрах пейзаж присутствовал очень скромно, скорее всего, как дополняющий элемент. Современные пейзажные работы федоскинцев – это фейерверк разнообразных по содержанию образов родной природы. Они глубоко национальны, в них вложена широта и щедрость русского характера, доброта и чуткость души.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Когда смотришь на федоскинскую миниатюру, то отчего-то начинает щемить душу, а вот здесь – хочется улыбнуться, сказать окружающим доброе слово, а после этой миниатюры восхититься размахом и удалью русского человека – отчего так? Давайте попробуем хоть немного понять притягательность и силу федоскинской миниатюры, через размещённые в слайд-шоу фотографии.

Над изготовлением маленькой коробочки работает целый коллектив специалистов. На столе у мастера лежат рулоны чистого коричневого древесного картона. Такой картон – основа для папье-маше, из которого выполняется корпус шкатулки. Над картоном предстоит тщательно поработать: проклеить в несколько слоёв, положить под пресс, а затем навить на специальную форму-болванку. Навивают в несколько слоёв – всё зависит от нужной толщины стенок. Результат – хрупкое подобие будущей шкатулки. Коробочку опускают в горячее льняное масло и тщательно проваривают, чтобы весь картон пропитался. Масляную коробочку отправляют в печку на просушку. Получившееся папье-маше обладает качествами настоящей древесины — её можно резать или даже обрабатывать на токарном станке. При этом абсолютно не верится, что чудесная шкатулочка сделана не из ценного дерева, а из «жеваной бумаги». Для получения абсолютно гладкой поверхности подсушенную коробочку грунтуют, шпаклюют и шлифуют. В крышечку врезают шарниры, и затем снаружи покрывают несколько раз чёрным блестящим лаком, а изнутри ярко-красной киноварью.
Месяц шкатулку сушат при комнатной температуре. Месяц сушат в печи. Месяц – живопись. Месяц – полировка. В общей сложности на изготовление шкатулки уходит от 4 до 6-ти месяцев в зависимости от сложности формы и размеров изделия.
Этапы изготовления шкатулки. Вначале коробочку грунтуют. Грунт – алюминиевый порошок, напыляемый на лак. Прилипая к поверхности, он обеспечивает стойкость цвета наносимой краски. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или океанический перламутр. Затем на грунт при помощи кальки переводится силуэтный рисунок.
После этого – «замалёвок» – наложение первого слоя живописи. В нём отображаются основные цвета и тени, не уделяя внимания деталям. Далее производится сушка при температуре примерно 60 градусов по Цельсию.
Следующий этап – «перемалёвок». Когда краски высохнут, миниатюра покрывается слоем лака и снова производится сушка. Для обеспечения ровной поверхности и удаления пузырьков, образующихся при покрытии лаком, изделие шлифуется порошком пемзы. В итоге получаем идеально ровную поверхность, на которую наноситься следующий слой живописи. На этом этапе прописываются все детали; тени делаются более глубокими, свет более ярким. Далее – сушка, покрытие новым слоем лака, шлифовка.
Бликовка – последний слой живописи светлой краской, расстановка акцентов, бликов, мельчайших деталей. Далее сушка, покрытие лаком не менее десяти слоёв. При помощи тонкого стального пёрышка пишется имя художника и дата изготовления. От художников-миниатюристов изделие попадает в руки лакировщиков и полировщиков. Вещи покрывают тремя слоями светлого масляного лака с просушкой и прочисткой каждого слоя. После покрытия четвертым слоем лака изделия шлифуют зернистой пемзой и полируют сначала трепелом (порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
И вот теперь, эта замечательная вещица, трепетно и нежно выпестованная руками федоскинских мастеров, вложившим в неё частицу своей души, украсит ваш дом, наполнит его светом, теплом и любовью. Смотрите слайд-шоу «Изготовление федоскинской миниатюры».

Федоскино по праву считается родиной русских лаков. Лаковая живопись один из прекрасных элементов художественной среды. Изделия, выполненные художниками миниатюристами Федоскино, отличаются мастерством тонкой кисти, поэтичностью образов, изяществом форм. Село Федоскино – родина русских лаков. Здесь, на живописных берегах реки Учи, находится старейший в России центр лаковой миниатюрной живописи. Сейчас традиции миниатюры развивают Федоскинская Ордена «Знака Почёта» фабрика миниатюрной живописи, частные мастерские и художники, которые работают самостоятельно: А.А. Толстов, А.И. Козлов, С.И. Козлов, Ю.В. Карапаев, Н.М. Солоникин, В.Д. Антонов, С.С. Чистов, Е.Ю. Хомутинникова, О.Д. Сенько. Большой вклад вносит и молодое поколение художников. Среди них видное место занимают: Светлана и Константин Даньшины, Павел Анохин, Олег Ястребов, Светлана Беловодова, Михаил Шелухин и др.
Миниатюры экспонируются за границу, участвуют в международных выставках, являются подарками на правительственном уровне. Мастера промысла «Федоскино» сохраняют культурную историческую славу Отчизны и её национальную идею. Многие художники являются лауреатами Государственных премий, имеют звание «Народных» и «Заслуженных художников Российской Федерации», большая часть художников состоит в творческих Союзах России.
Технология изготовления изделий сохраняется на протяжении 200 лет. На изделия даётся столетняя гарантия. Они не подвержены коррозии в результате действия воды и грибков. Каждой миниатюре присваивается индивидуальный номер. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. Ставится и настоящее фабричное клеймо на шкатулке: на обратной ярко-красной стороне крышечки – золотая тройка и надпись «Федоскино».
На сегодняшний день фабрика изготавливает шкатулки, ларцы, панно, броши, кулоны, адресные папки, визитницы и многое другое. При фабрике действует Музей лаковой миниатюры, где выставлено более 2-х тысяч экспонатов.

Адрес Федоскинской Ордена «Знака Почёта» фабрики миниатюрной живописи: 141052, Московская область, Мытищинский район, село Федоскино.
Телефоны: 8 (495) 577-99-55 (приёмная); 8 (926) 406-53-23 (экскурсия); 8 (903) 590-81-49 (магазин)
E-mail: factory-fedoskino@yandex.ru

Шкатулки «Федоскино»

Как доехать на автомобиле: по Дмитровскому шоссе в сторону области. На 35 км. поворот направо до Федоскино.
На автобусе: автобус 271 от м. Алтуфьево до села Федоскино.
На электричке: от Савеловского вокзала до Лобни, далее на 42 автобусе до Федоскино.

Федоскинская шкатулка: остерегайтесь подделок

Федоскинское училище миниатюрной живописи – ровесник промысла. Основанная в Федоскино в XVIII в. рисовальная школа просуществовала до начала ХХ в. Вновь возродилась как центр уникального искусства в 1931 г. В 1937 г. на всемирной выставке в Париже работы выпускников были награждены Дипломом выставки.
В 1940 г. в школе вводится подготовка живописцев для Жостовской фабрики декоративной росписи, а с 1960 г. для фабрики «Ростовская финифть». Таким образом, в Федоскинской школе миниатюрной живописи сформировались три родственных отделения декоративно-прикладного искусства, которые играют исключительную роль в сохранении и развитии всемирно известных видов русской традиционной народной культуры. Будущие мастера проходят и преддипломную практику на этих предприятиях.
В Федоскинском филиале лаковой миниатюрной живописи преподают лучшие миниатюристы промысла, мастера и художники. Это В.С. Кульгавов, А.В. Щагин, И.А. Евмененко и В.Д. Антонов. Работы студентов и выпускников выставляются в музеях, участвуют на международных и российских выставках, хранятся в частных и музейных коллекциях.
С 2022 г. Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюрной живописи является филиалом ФГБОУ ВПО «Высшей Школы Народных Искусств (институт)».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Следует упомянуть, что всемирно известные мастера федоскинского промысла, отмеченные высокими государственными наградами, такие как Г. Ларишев, Ю. Карапаев, Н. Солонинкин, С. Козлов, Н.Зотов, С. Рогатов, В. Хомутинникова, М. Рогатова прошли через аудитории этого знаменитого не только в России, но и за рубежом учебного заведения.Смотрите слайд-шоу: «Федоскинское училище миниатюрной живописи». Смотрите слайд-шоу «Федоскинское училище миниатюрной живописи».

Адрес Федоскинского художественно-промышленного училища миниатюрной живописи: Московская область, Мытищинский район, село Федоскино

Teлефон: 8 (495) 577-99-11; 8 (916) 243-12-47
E-mail: web@fedoskino.org.ru

По оценке специалистов, 90% изделий, несущих на себе надпись «Федоскино», не имеют к промыслу никакого отношения. Поэтому не слишком доверяйте продавцам на Арбате, Воробьёвых горах, на сувенирных развалах в городах и весях, что на прилавках «настоящее Федоскино». Как же отличить, сделано ли это в Федоскино или в палатке за углом?
Берите с собой лупу. Она поможет отличить живопись от наклеенной на крышку шкатулки открытки. Поможет рассмотреть детали живописи. Федоскинская работа невероятно тонкая и выполнена миниатюристом. Засомневались – отходите в сторону.
Нужно посмотреть на цену. Изготовление шкатулки – процесс долгий и трудоёмкий, занимающий несколько месяцев. Федоскинскими мастерами используются только натуральные, т.е. априори недешёвые материалы. Если шкатулка стоит менее трех тысяч рублей – отходите в сторону.
Нужно похлопать крышкой – проверить «на звук». Приоткройте крышечку и легонько похлопайте ею, как бы открывая и закрывая шкатулку. Звук глухой и мягкий – отлично, берём! Звук звонкий «деревянный» – отходим в сторону. Это значит, что шкатулка, скорее всего, изготовлена не из папье-маше, а из строительного прессованного картона – оргалита, либо из пластика. Такое «творение» в ближайшем времени рассохнется по швам, а «живопись» растрескается.
Нужно оценить вес. Настоящая шкатулка сделана из настоящего папье-маше, а тот в свою очередь из настоящего древесного (практически береста) картона весит значительно, в отличие от пластика, оргалита и дерева.
Сейчас в сувенирных магазинах огромный выбор шкатулок. Продавцы называют их «Авторскими». Но что такое «Авторская работа»? Название «Авторская работа» предполагает, что эта работа выполнена самим автором того сюжета, который изображён на шкатулке, что этот сюжет – не копия. Обычно работа Федоскинского мастера подписана автором в следующем порядке: Федоскино. Год выпуска. Название сюжета. Автор: Подпись. Если это копия, то подпись будет следующая: Федоскино. Год выпуска. Название сюжета (не обязательно). Исп. (не обязательно) Подпись. Оригинальная шкатулка, выпущенная на Федоскинской фабрике, имеет в этой строке порядковый номер. Этот номер занесён в протокол художественного совета. Иногда художник иcпользует в своей работе полуфабрикат (собственно шкатулку), изготовленную не в цехе полуфабриката Федоскинской фабрики, а по специальному заказу мастером. У порядочного художника-изготовителя он будет отличаться высочайшим качеством изготовления и необычной формой, но золотая тройка – фабричное клеймо на крышечке будет отсутствовать.
Если вы купили настоящую федоскинскую шкатулку и хотите сохранить её на долгое время – надо за ней ухаживать. Пыль стираем мягкой тряпочкой. Царапинку потрём ваткой с масляной краской.
Шкатулку не следует держать под прямыми солнечными лучами, а также в сыром помещении. Если шкатулка слегка поцарапалась, то полировку можно обновить, нанеся на ватный тампон масляной краски окись хрома» и потереть энергично то место, где находятся царапины. Лак заново отполируется и снова заблестит. После этой процедуры, хорошо бы капнуть немного растительного масла на отполированную поверхность и протереть досуха. Только не применяйте для полировки бумажные салфетки. Бумага может оставить мелкие царапины на поверхности лака, и вся ваша работа уйдёт насмарку.

МК-Лаковая Миниатюра

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Есть миниатюры, подлинность и качество которых не нуждаются в экспертизе и оценках, ибо они прошли испытание временем. По этим шедеврам миниатюры нынешние художники и мастера преподносят миру это маленькое чудо – федоскинскую миниатюру. Предлагаем посетить музей лаковой миниатюры в с. Федоскино, посмотрев слайд-шоу.

【4K】Федоскинская шкатулка — прогулка по фабрике лаковой миниатюры

Оцените статью
Магия рукоделия: подборка лучших видео-мастерклассов
Добавить комментарий