Мастер-класс Реставрация каменной скульптуры

Магия рукоделия
Содержание статьи:

Антонян А.С. «Реставрация скульптуры из камня. Методические рекомендации»

Описание: Настоящие методические рекомендации адресованы художникам-реставраторам, искусствоведам и музейным хранителям.
Данные рекомендации основываются на многолетней практике обучения молодых специалистов необходимым профессиональным навыкам в процессе их стажирования в отделе реставрации каменной скульптуры ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря.

Год издания: 2006

Количество страниц: 100

Издательство: «Сканрус»

Наличие: последние экземпляры, тираж кончается

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 7 ВИДЫ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ 8 Консервация 8 Реставрация 9 Реконструкция 9 Научно-музейная реконструкция 10 Производственная реконструкция 10 ВИДЫ ПОВРЕЖДЕНИЙ КАМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 11 Особенности повреждений экстерьерной и археологической скульптуры 11 Особенности повреждений интерьерной скульптуры 12 Естественные дефекты каменного материала 13 Приобретенные повреждения 14 Старение материала 14 Технологические просчеты в процессе изготовления скульптуры 16 Неквалифицированные хранение, уход и реставрация 17 Некоторые требования к хранению и уходу за скульптурой 19 Температурно-влажностный режим 19 Профилактический уход 19 Транспортировка 20 ОЧИСТКА СКУЛЬПТУРЫ ИЗ КАМНЯ 22 Удаление загрязнений 22 Водная очистка 22 Эмульсии и пасты 23 Очистка химическими реактивами 24 Сухая очистка 24 Дезинфекция скульптуры 25 Удаление окрашенных пятен 26 Пятна от жира и смол 27 Пятна от ржавчины 27 Пятна от чернил 28 Удаление солей 28 Некоторые общие правила очистки камня 30 ЗАЩИТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ КОНСЕРВАЦИИ КАМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЫ 32 Укрепление ослабленного выветриванием камня 32 Гидрофобизация камня 32 Восстановление утраченного цвета и текстуры цветного камня 34 ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ РЕСТАВРАЦИИ КАМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЫ 35 Склейка 35 Требования к клеям 35 Клеевые материалы 36 Марки клеев и клеевые составы 37 Термореактивные клеи 37 Термопластичные клеи 38 Цианакриловые клеи 39 Клеевые наполнители 40 Технологические условия приготовления клея 40 Методика проведения работ по склейке 41 Подготовка поверхностей к склейке 41 Удаление старого клея 41 Выбор клея и способа его применения 41 Сборка фрагментов 43 Закрепление фрагментов при склейке 43 Установка крепежной арматуры 44 Мастиковка швов 44 Восстановление утрат на скульптуре 47 Критерии подхода к восстановлению утрат 47 «Ценностная шкала» 48 Аналогии, используемые при восполнениях 50 Восполнение «методом инерции» 52 Основные доводы в пользу восполнений и противопоказания к ним 53 Виды реставрационных восполнений 54 Общие требования к восполнениям 55 Неприкосновенность подлинника 55 Отличимость восполнений 55 Обратимость восполнений 56 Постадийное ведение работ со съемными моделями восполнений 56 Способы восстановления утраченных фрагментов 57 Долговечность реставрационного восполнения 59 Косметическая реставрация 59 Технологические требования к доделочным массам 59 Доделочные массы в реставрации интерьерной скульптуры 61 ГИПСОВАЯ СКУЛЬПТУРА 64 Технология изготовления гипсовой скульптуры 64 Способы изготовления 65 Защитно-декоративная обработка 65 Распространенные нарушения требований технологии 66 Реставрация и консервация гипсовой скульптуры 67 Очистка гипсовой скульптуры 67 Пленочный способ очистки гипса 67 Склейка гипса 68 Восстановление утрат и заделка сколов на гипсе 69 Приготовление левкаса 70 Тонировка гипса 70 Гидрофобизация гипса 71 Хранение и транспортировка скульптуры из гипса 72 Приложение I. Формовочные работы в реставрации 74 Приложение II. Меры безопасности при работе с клеями 78 Примечания 79 Список сокращений 81 Иллюстрации 83

Реставрация скульптуры Битлз (Донецкая филармония, 2018)

Реставрация каменной скульптуры

  1. Главная
  2. Реставрация
  3. Реставрация каменной скульптуры

Реставрация скульптуры на кладбищах Киева

О мастерской

История мастерской реставрации каменной скульптуры началась в середине 1960-х годов. Специалисты мастерской занимаются реставрацией станковой, парковой, мемориальной скульптуры, а также архитектурно-декоративной пластики. Чрезвычайно широк круг реставрируемых произведений – мемориальные некрополи, различные скульптурные элементы декора интерьера, гипсовые медальоны, флорентийские мозаики, наборные столешницы, изразцовые панно, поливная майолика, бисквит. В своей практике реставраторам мастерской приходилось осваивать разные скульптурные и поделочные материалы: мрамор и ангидрид, алебастр и цветные минералы, бетон и гипс, терракоту и майолику, воск и даже папье-маше.

Бетонная скульптура. Как я ее делаю. The concrete sculpture. How i create it.

Более 30 произведений реставрируется ежегодно

За прошедшее пятилетие было отреставрировано более 150 произведений скульптуры – экспонатов различных российских музеев, в том числе ГТГ, Музей-мастерская А.С. Голубкиной, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей керамики и «Усадьба Кусково», Московский музей-усадьба «Останкино», Тверская картинная галерея, Музей изобразительных искусств Республики Татарстан и многие другие.

оформление забора на своей усадьбе , роспись забора, скульптуры , мастер Кот Котов.

Сотрудники реставрационной мастерской наряду с работой по реставрации экспонатов ведут активную научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность. За годы работы было осуществлено немало открытий, разработаны новые методики которые касались различных аспектов реставрационной практики.

Более 50 лет в Центре существует направление реставрации каменной скульптуры

В середине 1960-х годов при мастерской реставрации прикладного искусства и скульптуры Центра был образован сектор, специализирующийся на произведениях из камня. Становление этого направления реставрации в Центр пришлось на время, когда в нашей стране начинали складываться современные подходы к задачам реставрации скульптуры, определялись основы консервации, вырабатывались новые принципы реставрационной этики, происходил радикальный пересмотр большинства традиционных приемов и материалов.

Мастер-класс: Реставрация каменной скульптуры

Лучшие работы Службы реставрации :

Техника русской мозаики

Значительное место в собрании занимает скульптура из камня, в особенности, из мрамора. Имеется и обширная коллекция гипсовых оригиналов, что следует считать сравнительно редким явлением в мировой музейной практике. Большое количество изделий из натурального и искусственного камня хранятся в отделе прикладного искусства.

Лаборатория научной реставрации скульптуры и цветного камня

Скульптура из различных пород камня и из гипса подвержена действию многих разрушительных факторов: механические воздействия, загрязнения, химическая эрозия. Ускорить разрушение скульптуры могут и технологические просчеты при изготовлении скульптуры, неблагоприятные условия хранения до поступления экспоната в музей, дефекты самого материала.

Поэтому экспонаты из упомянутых материалов нуждаются в особых условиях хранения и в постоянном наблюдении со стороны реставраторов. Хотя сектор реставрации каменной и гипсовой скульптуры оформился в самостоятельное подразделение лишь в 1990 году, реставрация произведений скульптуры в Русском музее осуществлялась с 1925 года, когда были организованы мастерские по реставрации предметов прикладного искусства и скульптуры. В конце 1920-х годов реставрацией скульптуры занимался скульптор И. И. Крестовский . В организованном в 1936 году секторе реставрации скульптуры работали И. И. Суворов , К. М. Казанский , В. В. Гущина .

С 1945 года реставрацию произведений скульптуры и прикладного искусства выполняли всего два сотрудника — И. М. Дубовик и С. Т. Кирсанова . Лишь к 1970 году появилась возможность вновь разделить отдел реставрации на специализированные подразделения . С этого момента группа реставраторов скульптуры работала в составе сектора реставрации прикладного искусства. Сотрудниками группы выполнялись сложные и ответственные работы. Так, Ю.И. Мышинский выполнил реставрацию гипсового оригинала головы Петра I работы Мари-Анн Колло и фигуры „Освобожденный труд» С.Т. Коненкова. Реставраторы Н.Д. Полумискова, Б.П. Топоркова и Е. Ф. Чеботкевич — реставрацию гипсового оригинала модели скульптурной группы «Нимфы, поддерживающие небесную» работы Ф.Ф. Щедрина с фасада Адмиралтейства и многие другие работы.

В 1990 году созданный сектор реставрации каменной и гипсовой скульптуры возглавила Б.П. Топоркова . С момента своего создания сектор выполнял многочисленные и разнообразные функции. Помимо реставрации памятников, приведения их в экспозиционное состояние, в секторе проводится профилактическая работа с экспонатами, осмотры состояния сохранности экспонатов отправляемых на выставки.

Сотрудники сектора принимали участие в подготовке многих музейных выставок: «Детский портрет» ( 1990 ) ; «Модерн» ( 1992 ) ; «Русский парадный портрет» ( 1992 ) ; «Агитация за счастье» ( 1994 ) ; «Русский музей в Бонне» ( 1995 ) ; «Музеи Санкт-Петербурга» ( Япония, Отару . 1995 ) и многих других.

Реставраторы применяют в работе как традиционные, так и новейшие методы, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. В настоящее время проблемы, связанные с реставрацией и консервацией памятников из камня и гипса, все еще далеки от окончательного решения. В арсенале специалистов появились новые средства, более эффективные и безопасные. Так, промывка мраморной скульптуры, прежде проводившаяся детским мылом, теперь осуществляется с помощью лаурилсульфоната натрия, кальциевые соли которого растворимы в воде. Появился и ряд новых клеев для камня и гипса, обладающих достаточной прочностью, высокой степенью химической стойкости и обратимости. Используются новые доделочные массы для скульптуры из различных материалов.

Диапазон видов работ, выполняемых сотрудниками сектора, достаточно широк. Скульптура подвергается очистке различными методами в зависимости от материала памятника, степени и характера загрязнений. Производится склейка отбитых фрагментов, мастиковка швов и трещин, восполнение утрат методом инерции различными доделочными массами, реконструкция утраченных фрагментов по имеющимся фотодокументам. Мастиковки и восполнения тонируются. Для реставрационных склеек, мастиковок и тонировок используются обратимые материалы, тонировки несколько отличаются от цвета подлинника. Многочисленные проблемы возникают при реставрации крашеной, патинированной и тонированной гипсовой скульптуры. Такого рода покрытия часто нуждаются в укреплении, тонировании утраченных участков. Известную сложность представляет и расчистка некоторых видов покрытий. Важной задачей является устранение подвижности на каркасах частей гипсовой скульптуры. Подобные дефекты возникают в результате механических повреждений или технологических просчетов при изготовлении скульптуры. Поскольку данные дефекты способствуют дальнейшему разрушению скульптуры, принимаются меры по их устранению, вплоть до введения дополнительных каркасов.

мастер класс по скульптуре за минуту

Сотрудники сектора реставрируют и скульптуру из различных керамических масс: терракоты, бисквита, майолики и других. Такие работы выполняются согласно рекомендациям сектора реставрации прикладного искусства. Так, Б.П. Топорковой и А.Н. Зайнчковским были отреставрированы два рельефа Ж.-Д. Ращетта, выполненные из мягкой бисквитной массы. К выставке М. М. Антокольского был отреставрирован находящийся в угрожающем состоянии майоликовый горельеф «Ярослав Мудрый». В секторе выполняются также копийные и модельные работы, высокие по сложности и качеству исполнения. Так, для выставки «Агитация за счастье», проводившейся в Германии в 1994 году, М.А. Галимовым и А.А. Павлюченко была выполнена гипсовая копия фигуры «Освобожденный труд» С. Т. Коненкова. Ими же были изготовлены гипсовые модели с фигур «Геракл» и «Флора» (музей-заповедник города Пушкина) для отливки в бронзе и установки перед фасадом Михайловского замка.

как сделать раствор арт бетон для скульптур мастер класс от Толика

В 2004 году Летний сад вместе с уникальной коллекцией мраморной скульптуры XVIII века вошел в состав Русского музея . С самого первого дня перед реставраторами скульптуры была поставлена задача исследовать состояние сохранности всех произведений и выработать необходимые методы её консервации и реставрации.

23 декабря 2004 года состоялся исторический по важности Реставрационный Совет Государственного Русского музея с участием ответственных представителей Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (КГИОП) на котором был утвержден I-ый этап (2005-2008 гг.) комплексной Программы реставрации мраморных скульптур Летнего сада. Утверждены методики реставрации, план работ и определены приоритеты.

В 2009 году под контролем Реставрационного совета Русского музея начался второй этап по реставрации всех скульптур Летнего сада в котором самое активное участие приняли и реставраторы каменной скульптуры Русского музея.

Серебро, Бронза, Медь, Золото. Имитация благородных металлов акриловыми красками. МК Удовиной Наташи

За неполные три года вся оригинальная мраморная скульптура и пьедесталы были полностью отреставрированы (в общей сложности — это более 200 скульптурных объектов, из которых 91 — мраморная скульптура) и, после этого перемещены в залы Инженерного (Михайловского) замка Русского музея на постоянное музейное хранение. Гранитные пьедесталы после реставрации были возвращены в Летний сад и установлены на свои исторические места.

После завершения реставрации со всех оригинальных мраморных скульптур (за исключением двух экспонатов — скульптурной группы «Мир и Победа» (Ништадский мир) и гермы «Вакх») были сняты силиконовые формы и изготовлены точные копии из искусственного мрамора (натуральной мраморной крошки различной фракции и полимерного связующего), которые были установлены к ноябрю 2022 года в Летнем саду. В общей сложности были изготовлены 90 копий скульптур (статуи, бюсты, скульптурные группы) и 152 пьедестала и подставки под бюсты.

Красивое видео о работе скульптора.

Дополнительно по теме:

Амур и Психея. К завершению реставрации

Реставрация скульптуры

Особое место в работе Художественно-реставрационной группы «АртСтудия» занимает реставрация каменной и деревянной скульптуры.

В период 2003-2008 гг. были отреставрированы мраморные скульптуры из Летнего сада: статуи «Церера», «Минерва», «Аполлон Бельведерский», «Похищение сабинянки», «Юность», бюсты «Нерон», «Юноша в лавровом венке», «Аллегория чистоты (День)», «Милосердие», «Правосудие» с применением современных реставрационных методик, в т.ч. лазерной технологии очистки мрамора.

За реставрацию скульптурных мраморных групп «Похищение сабинянки» и статуи «Аполлон Бельведерский» из Летнего сада коллектив «АртСтудии» был выдвинут Комитетом по охране памятников г. Санкт-Петербурга (КГИОП) на конкурс «Сделано в Санкт-Петербурге в 2006г.» и награжден Губернатором Санкт-Петербурга Знаком Качества.

В период с 2009 по 2022г. Художественно-реставрационная группа «АртСтудия» выполнила беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации 84 скульптур и 89 пьедесталов и постаментов в рамках реконструкции Летнего Сада.

Скульптура. Реставрация и изготовление базы.

Мастер-класс: Реставрация каменной скульптуры

Из опыта реставрации скульптуры Летнего сада. *

Лазарев Павел Алексеевич
Заведующий сектором реставрации гипсовой
и каменной скульптуры Государственного
Русского музея

В 2004 году, после включения Летнего сада в структуру Государственного Русского музея, началась поэтапная реставрация первой российской коллекции западно-европейской скульптуры. История многих экспонатов из собрания скульптуры Летнего Сада восходит к императору Петру I. Самые ранние памятники датируются 90-ми годами XVII века. Среди них такие скульптуры как « Минерва », «Нимфа Летнего сада», «Церера», авторство которых приписывается фламандскому скульптору Томасу Квеллинусу (1661-1709). Статуям венецианских мастеров чуть менее 300 лет. Это большой срок для экстерьерной скульптуры, тем более для той, что находится в суровых условиях переменчивого петербургского климата.

За три века существования Летнего сада, безусловно, изменился облик самих скульптур: авторская моделировка поверхности на некоторых памятниках утрачена почти полностью, вместо отдельных оригинальных фрагментов появились реставрационные восполнения. В настоящее время в Летнем саду не найдется ни одной мраморной статуи или бюста, которые не имели бы повреждений или следов реставрационных вмешательств. Расположение такого ансамбля в центре города, общедоступность сада увеличивают вероятность повреждения хрупкой мраморной скульптуры по неосторожности посетителей или в результате целенаправленных вандальных действий.

Характер воздействия различных факторов на мраморную садово-парковую скульптуру можно проиллюстрировать на примере четырех памятников из коллекции Летнего сада, которые поступили на реставрацию в 2005 году. Работы выполнялись под руководством художника-реставратора высшей категории Б.П. Топорковой . Реставрация памятников проводилась на основе разработанной сектором и утвержденной в КГИОП методики.

Традиционно работа с экстерьерной скульптурой делится на несколько этапов:

1. Исследование и документация состояния сохранности памятника. Поиск архивных документов по истории создания и бытования произведения искусства. Изучение сведений о предыдущих реставрациях. Поиск аналогий для восполнения утраченных фрагментов.

Реставрация скульптуры «Беглый раб»

2. Расчистка поверхности от биопоражения и стойких загрязнений, удаление старых защитных покрытий и мастиковок, утративших свои декоративные качества, удаление непригодной для дальнейшего использования ржавой металлической арматуры.

3. Структурное укрепление камня, инъектирование трещин заполняющими составами

4. Моделирование утраченных фрагментов в пластилине, изготовление этих деталей из искусственного камня и монтаж их на скульптуре; восполнение мелких утрат на поверхности памятника доделочной массой.

5. Биоцидная обработка поверхности и нанесение защитно-декоративного покрытия.

На некоторых из этих этапов работ остановимся подробнее:

Реставрация статуи (Как это работает)

Первыми на реставрацию поступили статуи « Минерва » и « Юность », работа над которыми проводилась в условиях мастерской. Среди скульптур Летнего сада эти два памятника требовали к себе особо пристального внимания. Произведение фламандского скульптора Т.Квеллинуса « Минерва » по праву считается одной из лучших скульптур в коллекции Летнего сада. Скудные архивные данные свидетельствуют о том, что в течение только XX столетия скульптура шесть раз подвергалась реставрации: восполнялась кисть левой руки, держащая копье, пальцы правой руки, фрагменты шлема и складок одежды. Копье также представляло собой реставрационное восполнение, относящееся, скорее всего, к первой трети XX века.

Последнее серьезное повреждение статуя получила в 2003 году, когда два вандала вырвали у « Минервы » копье. В результате этого были повреждены пальцы левой руки, фрагмент плинта, расколото навершие копья. В таком виде скульптура поступила на реставрацию. Удаление загрязнений осложнялось состоянием поверхности памятника: значительная деструкция мрамора, на отдельных участках — каверны и сеть мелких трещин, удерживающих загрязнение в верхнем слое камня. Для удаления очагов биопоражения с поверхности скульптуры использовались компрессы на основе каолина и перикиси водорода. Расчистка поверхности от стойких сажепылевых загрязнений и старых защитных покрытий проводилась путем промывки неионогенными поверхностно-активными веществами (ПАВ) и композициями различных растворителей (спирт, ацетон, уайт-спирит, толуол и др.), компрессами на основе натриевой соли карбоксиметилцеллюлозы (Na-КМЦ) с различными активными реагентами. На определенном этапе работ пришлось прекратить расчистку во избежание нанесения ущерба и без того ослабленной поверхности статуи. Однако, в дальнейшем для решения этой проблемы может быть весьма эффективным применение реставрационного лазера.

Особое внимание в работах по реставрации статуи « Минерва » было уделено такой важной композиционной детали как копье, которое автор вложил в левую руку непобедимой воительницы. При первом взгляде на статую привлекает внимание необычная трактовка образа грозной богини: склоненная голова, полуприкрытые веки, состояние задумчивости или печали. Благодаря исследованиям доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа С.О.Андросова, стало известно, что подобная статуя « Минерва » Томаса Квеллинуса находится в соборе г. Орхус (Дания). « Минерва » из Орхуса, отличающаяся от скульптуры Летнего сада только в деталях, включена автором в композицию надгробия Софии Елизаветы Каризиус и двух ее мужей. Мемориальная тематика памятника проясняет причину возникновения столь необычной композиции.

В своей работе мы использовали уникальную возможность привлечь в качестве косвенной аналогии для восполнения утрат очень близкую по композиции скульптуру того же автора. На основании изображения « Минервы » из Орхуса, любезно предоставленного С.О.Андросовым, реставрационное восполнение копья в руке Минервы с навершием в виде декоративно выполненного бутона растения было заменено на более тонкое древко с изящным остроконечным завершением. К тому же последний вариант копья, изготовленный из титановой трубы диаметром 22 мм, оказался в несколько раз легче предыдущего, что значительно ослабило нагрузку, которая приходится на кисть и предплечье левой руки.

В связи с отсутствием изобразительных материалов, передающих первоначальный вид статуи из Летнего сада, Реставрационный совет утвердил вариант положения копья в соответствии с имеющейся аналогией. Во время демонтажа поврежденного восполнения кисти левой руки под обширной цементной мастиковкой были обнаружены оригинальные часть запястья и фрагмент складок по краю рукава. Следы грубой обработки режущим инструментом и отверстия для арматуры на раскрытом участке свидетельствуют о том, что к этому наиболее травматичному фрагменту скульптуры неоднократно прикасалась рука реставратора.

В результате многолетней коррозии металлической арматуры в предплечье левой руки образовались трещины. Ослабленный участок предплечья был укреплен, трещины закрыты доделочной массой на основе клея «Paraloid B-72» и мраморной крошки. Новая арматура из нержавеющей стали зафиксирована в прочном неповрежденном участке предплечья на известковую композицию, которая в отличие от силовых полимерных клеев по составу и свойствам ближе к мрамору. Состояние сохранности мраморного реставрационного восполнения кисти левой руки со следами склейки эпоксидной смолой и сильной деструкции поверхности было признано неудовлетворительным. Кисть левой руки была промоделирована заново с учетом имеющихся изобразительных материалов и изготовлена из доделочной массы, имитирующей натуральный камень. Мраморные реставрационные доделки носа и губ, которые с течением времени утратили первоначальную морфологию поверхности, заменены на новые восполнения из искусственного камня, выполненные в соответствии с авторской пластикой.

Воздушные керамические скульптуры Виктора Кущенко | Мастер дела

Таким образом, в результате реставрационных работ удалось не только ликвидировать аварийную ситуацию в области предплечья левой руки, но и раскрыть фрагмент авторской поверхности, реконструировать положение кисти руки наиболее близко к авторскому замыслу и даже, используя аналогичный памятник того же автора, несколько видоизменить привычную для многих петербуржцев композицию скульптуры. Учитывая художественную ценность памятника и его состояние, Реставрационный совет принял решение оставить этот экспонат в интерьере Михайловского замка и рассмотреть вопрос об изготовлении копии «Минервы» для Летнего сада.

Не менее интересна судьба скульптуры « Юность », датируемой 1722 годом. Несмотря на то, что статуя в течение XX века семь раз подвергалась реставрации, за свою трехвековую историю она почти не пострадала. Однако в 2001 году во время урагана памятник оказался поврежден упавшим деревом, в результате чего предплечье левой руки и бубен вместе с пальцами правой руки были расколоты на 28 фрагментов разной величины.

Помимо расчистки поверхности от биопоражения и стойких загрязнений, укрепления трещиноватых, деструктированных участков поверхности и восполнения мелких утрат, главная и сложнейшая задача заключалась в монтаже всех уцелевших фрагментов. Следует заметить, что толщина бубна в самой тонкой его части составляла всего 4 мм, что требовало очень точного совмещения всех частей и дополнительной фиксации их между собой для транспортировки и дальнейшего экспонирования в Летнем саду. В первую очередь все фрагменты бубна и кисть левой руки были выставлены на гипсовой подложке, что позволило состыковать и зафиксировать их в необходимом положении. После этого монтажные швы инъектировались раствором обратимого клея «Paroloid B-72» в толуоле различной концентрации (от 5 – 30 %). Мелкие утраты восполнялись доделочной массой на основе 30-% раствора того же клея в ацетоне и мраморной крошки. Для дополнительной фиксации смежные фрагменты бубна скреплялись скобами, изготовленными из прутка нержавеющей стали диаметром 3 мм.

После сборки всех мелких фрагментов был осуществлен монтаж предплечья, а затем и кисти левой руки с бубном на эпоксидный клей с использованием арматуры из нержавеющей стали. Первые испытания – транспортировка статуи в Летний сад и установка на постаменте – прошли успешно.

Реставрация еще двух памятников проводилась летом – осенью 2005 года на месте, в Летнем саду. В результате сильнейшей деструкции мрамора скульптурная группа «Похищение сабинянки» неизвестного автора XVIII века практически полностью утратила оригинальную обработку поверхности. Такие детали как пальцы рук у мужской фигуры, веки и губы у женской фигуры, находились в полуразрушенном состоянии. Кисть левой руки сабинянки была полностью утрачена, а имеющееся в фонде реставрационное восполнение этого фрагмента из мрамора не соответствовало по своим пропорциям и пластическому решению памятнику. Левая рука сабинянки повреждалась неоднократно – разбитое на куски предплечье, следы коррозии и цемента свидетельствуют об этом. К сожалению, не удалось обнаружить архивных фотографий с изображением скульптурной группы в неповрежденном состоянии. Поэтому для восполнения этого фрагмента пришлось опираться на косвенную аналогию – знаменитую группу итальянского скульптора Джамболоньи «Похищение сабинянок» (1583 г.).

Степень деструкции поверхности скульптуры «Аполлон» в целом значительно меньше, чем у скульптурной группы «Похищение сабинянки». Однако, на голове, плечах и на выставленной вперед левой руке отмечалось локальное расслоение мрамора, как следствие разрушения различных по твердости слоев камня, а также утраты материала в виде каверн глубиной до 2 мм. Так как биопоражение распространялось по ослабленным слоям и пустотам, приходилось инъектировать эти участки перекисью водорода, а затем, после просушки, укреплять клеем «Paroloid – B-72» различной концентрации (от 5 – 20%) с последующим заполнением каверн доделочной массой.

Восполнение утраченных фрагментов (носа и всех пальцев правой руки) проводилось на основе изучения фотоматериалов, изображающих знаменитую статую из Ватикана, русской графики XIX века и гипсовых копий, хранящихся в Академии Художеств (НИМАХ). По утвержденным Реставрационным советом моделям, эти фрагменты были изготовлены из искусственного мрамора. Монтаж реставрационных восполнений пальцев правой руки был осуществлен на эпоксидный клей и алюминиевую проволоку диаметром 3 мм. Предварительно поверхность камня по месту склейки защищалась обратимым клеем «Paroloid – B-72», использование которого облегчит демонтаж доделок в случае необходимости. По нашему мнению использование мягкой арматуры в сочетании с силовым клеем позволит избежать сколов и трещин на оригинальном камне в случае вандального повреждения реставрационных доделок.

Ресстрой. Новейшие технологии в реставрации мраморных скульптур.2009

В результате проведенных работ четыре скульптуры из коллекции Летнего сада приведены в экспозиционное состояние: удалены загрязнения и очаги биопоражения, восполнены утраты, укреплены участки поверхности с деструкцией камня, все статуи, кроме «Минервы», защищены от агрессивного воздействия микроорганизмов и покрыты синтетическим воском для придания поверхности гидрофобных свойств.

Мастер дела. Современная скульптура Влада Волосенко

Проведенные реставрационно-консервационных мероприятия еще раз подтвердили необходимость тесного сотрудничества реставраторов с искусствоведами-исследователями и химиками-технологами, поскольку только научный подход в области реставрации может обеспечить бережное отношение к памятнику как свидетелю прошедших исторических эпох.

Реставрация разбитого бюста французского скульптора Теодора Жака «Иван Лазарев» в музее. (FullHD)

*(Из доклада на научно-практическом семинаре
«Нерадовские чтения», Санкт-Петербург, 2006 г. )

Аттестация первой группы реставраторов Русского музея состоялась 9 апреля 2022 года в Москве. На заседании Рабочей комиссии Министерства культуры Российской Федерации по аттестации реставраторов прикладного искусства были рассмотрены документы четырех реставраторов гипсовой и каменной скульптуры. В результате, Комиссия рекомендовала присвоить Высшую категорию заведующему сектором реставрации гипсовой и каменной скульптуры П.А. Лазареву и ведущему художнику-реставратору Б.П. Топорковой, Первую категорию — художнику-реставратору О.И. Иванову, а художникам-реставраторам А.В. Казановой и А.И. Баруздину – Вторую категорию.

Анастасия.Реставрация Скульптура

Copyright © 1997-20 20 Государственный Русский музей
Вопросы ? Комментарии ? Отправьте нам сообщение.

Оцените статью
Магия рукоделия: подборка лучших видео-мастерклассов
Добавить комментарий