Мастер-класс Реставрация куклы Sonnenberg. Часть 1

Магия рукоделия

Реставрация куклы Sonnenberg. Часть 1

Наконец-то решилась опубликовать свой первый мастер-класс. Сразу оговорюсь, что делюсь с вами моим опытом по реставрации, так как каждый раз приступая к восстановлению антикварок, приходится решать разные, порой уникальные задачи. Вполне вероятно, что у вас будет совсем другие повреждения или повреждения, вызванные другими причинами. И в этом деле готового рецепта счастья почти не бывает.

Недавно я стала владелицей вот такой чудесной девочки. Выпущена она была на фабрике Sonnenberg. Именно так стало называться национализированное производство кукол Armand Marsell, фабрика которого оказалась в 1945 г. на территории ГДР. Такие куклы выпускались до 1950 г. Стоили они достаточно дешево, поэтому девчонки их заигрывали и до нашего времени кукол этого молда дошло не так много.

Для начала девочку нужно было раздеть и разобрать. Что я и сделала.
Она оказалась на удивление чистой, пыли практически не было.

Конечно заметно, что эта кукла была очень бюджетной.
Стопы не зашлифованы, а просто прогрунтованы и покрашены, тело из прессованного картона, довольно рыхлое.
Куклу ранее не реставрировали.

Пальцы на одной руке отсутствовали, нога попросту раздавлена

Резинка для перетяжки ссохлась настолько, что разломала туловище.

Но голова в отличном состоянии, на глазах только отсутствует половина ресниц, а так ничего.

Пищик работает хорошо, только требовал подклейки.
Теперь о гардеробе.
Сорочка, судя по всему, родная с прекрасным валенским кружевом!

Юбочка, подозреваю, тоже ее.
А вот кофточка из фланели и лифчик для чулок сшиты в тоже время, но уже владельцем куклы. Хотя все сделано с большой любовью и очень аккуратно.
Хотя мышки или собачка изрядно подпортили весь гардеробчик 🙂

КРАСОТА ИЗ ПОСЫЛКИ НА РЕСТАВРАЦИЮ ЧАСТЬ 1 BEAUTY FROM THE PARCEL FOR RESTORATION

Итак, я начала реставрацию!

Поскольку, туловище моей куколки было из прессованного картона, пересохшее и разлохмаченное в зоне бикини, я решила его проклеить.

Первым делом я сварила крахмальный клейстер и сняв его с огня добавила столярный клей ПВА, на 2 части крахмала одну часть ПВА. И в горячем виде промазала торс куклы изнутри. Такой состав делает папье-маше пластичным и податливым и, к тому же, очень хорошо пропитывает ссохшиеся слои, делая их более прочными.

Затем нужно было склеить половинки тела и ног. Учитывая значительный характер повреждений, я решила армировать швы. Для этого я использовала обыкновенный медицинский бинт.

Поскольку тельце было перекошено, пришлось применить зажим. Страшно, но эффективно.
Сначала склеила один более-менее ровный бок, после высыхания второй. Бинтом проклеила швы внутри тоже! 🙂
Так же проклеила промежность и бедра.

Все клеила ТЕПЛЫМ клеевым составом клейстер + ПВА.

Теперь о «косяках». Когда все уже было готово, я поняла, что мне достаточно было армировать тело только изнутри. Так я бы избежала наплывов, которые потом пришлось долго и муторно шлифовать и сошкуривать.

УРОКИ РЕСТАВРАЦИИ СЕКРЕТЫ ПЕРЕТЯЖКИ, ОКРАСКИ, ЗАДЕЛКИ ТРЕЩИН, МАСТИКОВКА ШВОВ ФАРФОРОВОЙ КУКЛЫ

После высыхания швов, я прошлась по всем трещинам и трещинкам акриловой шпаклевкой по дереву. Я сделала это потому, что она: 1) очень, очень прочная и прекрасно справится с задачей соединения двух половинок, 2) нейтральная к родному грунту куклы.

То же самое я проделала с раздавленной ногой: сначала проклеила бинтом одну менее деформированную сторону ноги.

Потом вторую. Но, поскольку она была приплюснута, мне пришлось держать ее в руках, слегка надавливая до тех пор, пока она не высохла и не зафиксировалась. Сразу оговорюсь, что это было ОЧЕНЬ нелегко!

Ну и, как водится, шпатлевка и пластик мне в помощь 🙂

РЕСТАВРАЦИЯ РЕДКОЙ ФАРФОРОВОЙ КУКЛЫ МАСТЕР КЛАСС RESTORATION OF A PORCELAIN DOLL TUTORIAL

Хотя по правилам реставраторского искусства мне нужно было готовить шпатлевку самостоятельно из клея (лучше казеинового), мела и измельченной бумаги.

Затем пришло время ручки. Просверлив мини-дрелью композит (спасибо мужу!), я вклеила проволочки для армирования. И начала набирать массу ручки при помощи самозатвердевающего пластика.

Здесь опять «косяк»! Потому, как делать это нужно было из прессопилочной массы. Хотя затвердевайка тоже очень прочная и я, как кукольник выбрала ее в ущерб историчности (это я так пытаюсь себя оправдать!)

Тем временем, пока все это сохло, при помощи папиросной бумаги и того же клея немного подремонтировала пищик 🙂
Пока все, но продолжение следует ! Приятного всем просмотра!

очень интересно! Хотя сначала напоминало немного фильм ужасов

Очень интересно, что получится, кукла в таком плачевном состоянии.

Вторя часть мастер-класса на модерации))

господи , бедолажка ( кукла) где ее так угораздило? это ваша или? гостевая?

Купила уже такую(((

Как интересно! Спасибо, что поделились. Ваш рассказ навел меня на мысль, что все же надо «выручить» мою куклу немецкого происхождения. Давным давно я отдала её подруге и по её словам, она сейчас где-то на даче у них валяется. Только теперь понимаю, что была обладательницей необычной куклы. У нее двигались глазки влево-вправо. Волосы были потеряны почти сразу, ведь мне было всего 5 лет. Спрошу, быть может, кукла не нужна подруге. Очень впечатлило то, что из такой поломанной малышки, как у Вас, как я понимаю, получится чудесная целая кукла.

Спасибо! Как нельзя кстати пришелся ваш МК .

Уже несколько лет лежит у меня в коробке точно такая же куколка ( правда, повреждений у нее значительно меньше), очень хочется ее отреставрировать.

Буду ждать результата! Такая кукла была у меня в детстве!

Я тоже старую куклу реставрировала. Ресницы были только на одном глазу. Ног не было.

Очень мило получилось)

Ох, бедняжка. Сильно потрепало старушку. Спасибо, что поделились, жду продолжения. Хочется увидеть счастливое личико малышки 🙂

Маргарита, спасибо за то, что поделились, но некоторые моменты вызывают вопросы. Скажем, целесообразность использования такого рыхлого бинта, а также пластика, вызывают большие сомнения. Лучше бы заполнить все трещины и разломы снаружи и изнутри массой из древесного порошка и ПВА (не простого, а очень крепкого столярного, в крайнем случае густого строительного) или массы папье-маше (самодельный делается из серой туалетной бумаги+ПВА). Пальцы однозначно надо делать из массы древесная мука+ПВА. Проволоку тонкую, но прочную вклеить в кисть руки, обмотать нитками на ПВА, потом, смазывая ПВА, формировать пальцы. Шпаклёвка для дерева выравнивает все неровности, если имеются, но в принципе, если загладить всё сразу до ровного состояния, тоеё можно не использовать вообще. В качестве грунта можно взять художественный левкас: затонировать в розовый цвет (как у оригинального грунта антик.кукол) или под цвет финишного покрытия (краски). Потом идёт акриловая краска и шеллак (лучше смешать светлый и тёмный для большей аутентичности цвета). Для армирования швов и разломов изнутри можно наклеивать очень прочным ПВА (не канцелярским, а столярным опять же или густым строительным) полоски ткани. Бинт не даст никакой крепости. Можно взять качественную «густую» марлю или современный муслин (он почти, как марля), но её трудно добыть.

ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА КУКЛЫ

Мастер-класс по реставрации стула. Часть 1

«— Десять стульев из дворца! — сказал вдруг аукционист. — Почему из дворца? — тихо ахнул Ипполит Матвеевич. Остап рассердился: — Да идите вы к . » Ильф и Петров. «Двенадцать стульев». В последнее время меня захватила идея давать новую жизнь, казалось бы, уже бросовым предметам интерьера и другим вещам. Надеюсь, 12 старых стульев мне удастся раздобыть и отреставрировать. Так сказать, по следам любимого произведения.

Итак, первый стул был совсем не из дворца…Он достался мне совершенно случайно: я подала в местной газете объявление о покупке старого чемодана, а в нагрузку к купленному чемодану получила очень крепкий, но потрепанный жизнью стульчик из 70-х годов прошлого века. Выглядел он, конечно, не ахти как…

Для работы понадобится:

— старый стул — собственно, без него никак;
— отвертка, ножницы, мебельный степлер со скобами, карандаш, наждачная бумага (мелкая и крупная);
— акриловый светлый грунт и (или) краска, краска цвета слоновой кости, краска золотистого цвета, акриловый лак, клей для декупажа или клей ПВА;
— кисти, губка;
— ткань для обивки и прокладки (нетканое полотно), трехслойная бумажная салфетка с подходящим рисунком;
— ткань для чехла-подушки и набивочный материал (синтепон, синтепух, ватин или тому подобное); декоративные пуговицы и атласные ленты в тон ткани (не обязательно);
— швейная машинка (не обязательно) для обработки срезов ткани от высыпания.

Приступаем к переделке

1. Выкручиваем при помощи отвертки саморезы, которыми прикручено сиденье стула.

2. Снимаем сиденье и полностью удаляем обивку. Стул оказался довольно крепким, но обивка своё уже отжила, особенно внутренняя её часть. Весь поролон, который служил смягчающей прокладкой между фанерой и текстилем, разрушился и превратился в противную липкую субстанцию.

3. Всеми возможными способами избавляемся от остатков поролона. Я сначала счистила всё шпателем, потом многократно мыла все жёсткой щёткой с моющим средством. Отмыла всё, но процедура неприятная. Советую надеть резиновые перчатки во время этого действия.

4. Приступаем к деревянной части стула. Счищаем наждачной бумагой весь лак, которым был покрыт стул. Краску желательно тоже максимально удалить. Конечно, можно воспользоваться шлифовальной машинкой, но у меня такой нет, поэтому пришлось потрудиться вручную – сначала очищала поверхность грубой наждачной бумагой, потом шлифовала мелкой. Не забудьте о защитных перчатках!

5. Стул готов к дальнейшему декору. Я решила сначала выбрать текстиль для обивки, а потом уже подбирать краску и отделку деревянной части стула. В комнате, где впоследствии пропишется новый стул, уже есть мебель цвета слоновой кости, а занавески пошиты из органзы с полосками золотистых оттенков. Поэтому я подобрала обивку в золотистых тонах, а деревянную часть стула решила покрасить в цвет, близкий к слоновой кости.

6. Перед покраской деревянной части необходимо очистить от пыли влажной салфеткой всю поверхность и обезжирить. Можно применить моющее средство или спирт, ацетон.

7. Грунтуем всю поверхность белым или очень светлым грунтом при помощи кисти или губки. Сушим.

8. Наносим несколько слоёв белой краски с промежуточной сушкой. Не забываем после сушки зачищать неровности мелкой наждачной бумагой. Можно сразу наносить после грунтовки краску нужного цвета (в нашем случае – слоновой кости), количество слоёв определяем визуально после высыхания.

9. Наносим слой краски цвета слоновой кости. Если такой краски нет – добавляем в белую краску пигменты жёлтого, бежевого тона. Сушим.

10. При помощи губки легкими прикосновениями наносим по всем рёбрам жёсткости и другим выступающим уголкам стула золотистую акриловую краску, как бы «пачкая» стул.

11. После сушки оцениваем полученный результат. Мне не понравился полученный эффект – я решила «размыть» его. Краска — на водной основе, поэтому её не трудно смыть. Именно это я и сделала, растерев краску слегка влажной губкой. Тона превратились в полутона, переходы стали гораздо мягче, лишняя краска снялась. Уже лучше, не правда ли?

DIY/ Реставрация куклы/ Новая жизнь старых вещей/ Африканский стиль

12. Завершаем декор небольшими фрагментами из трёхслойной бумажной салфетки, наклеив их клеем для декупажа по краям спинки: один фрагментик спереди, другой – на задней стороне спинки.

13. Покрываем всю деревянную поверхность стула несколькими слоями матового акрилового лака для мебели. Не забываем о промежуточной сушке. Лак сохнет довольно быстро – до получаса. При необходимости шлифуем мелкой наждачной бумагой наплывы лака или неровности и тут же убираем образовавшуюся пыль.

Самая трудоёмкая часть переделки завершена! Осталось поработать с сиденьем.

Создание силиконовой куклы. Мастер-класс. Часть 2

Сегодня я продолжаю рассказывать о процессе создания силиконовой куклы-девушки на подвижном каркасе.

Часть 1 можно посмотреть здесь>>

В первой части мастер-класса я рассказала о том, как сделать гипсовую базу, предназначенную для снятия силиконовой двухчастной формы с мягкой пластилиновой модели. Во втором видеоуроке речь пойдет об изготовлении первой части формы.

Материалы:

  1. Гипс, ПВА, туалетная бумага, армирующая лента из стекловолокна, силиконовый крем для рук.
  2. Thibra (термопластик).
  3. Скульптурный не содержащий серу пластилин средней жесткости.
  4. Силикон Mold Star 30, разделительный спрей Ease Release 200.
  5. Бусины.
  6. Спирт, гофрокартон, скотч, малярный скотч, бумажные салфетки и другие подручные материал.

На фотографии — одна из кукол модели Ainara, отлитая в форме, процесс создания которой показан в данном мастер-классе.

Приятного просмотра!
Следующая часть здесь>>

Мастер класс Реставрация Деда Мороза

Готовь телегу зимой, а новогодний подарок — летом!

Поэтому предлагаю мастер-класс по реставрации подставочного Деда Мороза. Так как процесс очень длительный — с учетом просушки, выходных, плохой погоды и тому подобного не менее 1,5 месяцев — то самое время заняться подготовкой к Новому году! Залезаем на антресоли, чердаки, шкафы и находим вот такое чудо! В высоту около 80 см, поэтому места нужно много для приведения его в порядок!

На фото выглядит более менее, на самом деле Мороз весь болтался, даже прислонившись к стене не стоял, и пах так, что. В общем, отвратительно пах 🙂

Думала, ватный! А при ближайшем рассмотрении — вот это да! Редко встречающийся Мороз из ваты + ткани! Да-да, вот варежки, видно — сшитые!

Также шитыми оказались шапка и тулуп. Просто от времени все затерлось и стало единым с ватными частями и цветом и фактурой.

Дед Мороз скептически смотрел на все мои манипуляции из-под болтающихся бровей.

Начинаем разборку. Сразу скажу, что ВСЕ части обретают вторую жизнь. Вата, ткань — ничего не выбрасывается. Боитесь запутаться что, откуда — прикалывайте бумажки с названиями или фотографируйте после каждого этапа.

Отрываем остатки усов. Правда очаровательная улыбка?

. ватную отделку на шубе отпарываем. Да-да, она пришита к тканевой части.

Представляете, сколько десятилетий там скапливались иголки от елок?

а под шубой. Ой, да тут кто-то успел пожить!

Можно, конечно, вытащить из головы остатки знаний по энтомологии, вспомнить, кто способен делать коконы в процессе жизнедеятельности. Но главное, что они уже нашли иное место жительства, поэтому не будем тратить время на науку.

Обратили внимание, что рука с посохом длинее второй? Такая «хитрость» встречается почти у всех видов ватных дедушек, независимо от производителя.

Осталось снять шапку, и Дед Мороз предстал перед нами во всей своей морозной красе

А теперь можно попросить рядом проходящего мужа, сына, соседа или железного друга Гвоздодера и отцепить болтающуюся фанерную подставку.

Вот теперь точно все, обратного пути нет. Теперь вот из этого нужно будет опять собрать деда Мороза.

Начнем с шубы, с ее тканевой части. Вот насколько же все сшито правильно, с вытачками и складочками, с воротником. Полноценная часть гардероба. Отправляем в стирку (только ручная, с щадящими моющими средствами).

Дальше все отпоротые ватные части отправляем в дезинфекцию кварцем (если нет такой возможности — хотя бы в морозилку положите на сутки).

И можно заняться лицом. Это очень ранний экземпляр. Что попадется такой — маловероятно, скорее всего будет композитный или пресскартон. Их можете при необходимости подкрасить сразу гуашью, акварелью или акриловыми красками и закрепить лаком. Мне попался Мороз с восковым лицом, поэтому тонирую масляными красками. Но перед этим паяльником востанавливаем повреждения.

Газета, которая была подложена под лицо. Из текста удалось выяснить, что газета за весну-начало лета 1946 года. Следовательно, Мороз приблизительно этого же года

Теперь все подготовки закончены. Пора собирать все в единое целое.

Я использую крахмальный клейстер трех видов. Жидкий, средний и очень густой. С опытом приходит, где и какой использовать, но и новички быстро тактильно поймут. Поэтому на этом останавливаться не буду. Жидкий — когда нужно пропитать сильно ватную часть. Густой— когда сделать «корочку».

Начинаем с тела. Сушка каждого слоя обязательна, иначе все будет в желтых разводах и сморщится. Вниз пускаем новую вату, а снаружи делаем старую. Добавляем только там, где старая отсутствовала. Никогда не приклеиваем слой на то, что еще не высохло (не менее 3 дней, а если влажно в помещении — то и до недели!)

Реставрация куклы Sonnenberg. Часть 1

Наконец-то решилась опубликовать свой первый мастер-класс. Сразу оговорюсь, что делюсь с вами моим опытом по реставрации, так как каждый раз приступая к восстановлению антикварок, приходится решать разные, порой уникальные задачи. Вполне вероятно, что у вас будет совсем другие повреждения или повреждения, вызванные другими причинами. И в этом деле готового рецепта счастья почти не бывает.

Недавно я стала владелицей вот такой чудесной девочки. Выпущена она была на фабрике Sonnenberg. Именно так стало называться национализированное производство кукол Armand Marsell, фабрика которого оказалась в 1945 г. на территории ГДР. Такие куклы выпускались до 1950 г. Стоили они достаточно дешево, поэтому девчонки их заигрывали и до нашего времени кукол этого молда дошло не так много.

РЕСТАВРАЦИЯ АНТИКВАРНОЙ КУКЛЫ Kämmer & Reinhardt МАСТЕР КЛАСС ПАРИК ДЛЯ КУКЛЫ

Для начала девочку нужно было раздеть и разобрать. Что я и сделала.
Она оказалась на удивление чистой, пыли практически не было.

Конечно заметно, что эта кукла была очень бюджетной.
Стопы не зашлифованы, а просто прогрунтованы и покрашены, тело из прессованного картона, довольно рыхлое.
Куклу ранее не реставрировали.

Пальцы на одной руке отсутствовали, нога попросту раздавлена

Резинка для перетяжки ссохлась настолько, что разломала туловище.

Но голова в отличном состоянии, на глазах только отсутствует половина ресниц, а так ничего.

Восстановление куклы ГДР Часть 1 (перезалив)/German doll restoration Part 1

Пищик работает хорошо, только требовал подклейки.
Теперь о гардеробе.
Сорочка, судя по всему, родная с прекрасным валенским кружевом!

Юбочка, подозреваю, тоже ее.
А вот кофточка из фланели и лифчик для чулок сшиты в тоже время, но уже владельцем куклы. Хотя все сделано с большой любовью и очень аккуратно.
Хотя мышки или собачка изрядно подпортили весь гардеробчик 🙂

Итак, я начала реставрацию!

Поскольку, туловище моей куколки было из прессованного картона, пересохшее и разлохмаченное в зоне бикини, я решила его проклеить.

Первым делом я сварила крахмальный клейстер и сняв его с огня добавила столярный клей ПВА, на 2 части крахмала одну часть ПВА. И в горячем виде промазала торс куклы изнутри. Такой состав делает папье-маше пластичным и податливым и, к тому же, очень хорошо пропитывает ссохшиеся слои, делая их более прочными.

Затем нужно было склеить половинки тела и ног. Учитывая значительный характер повреждений, я решила армировать швы. Для этого я использовала обыкновенный медицинский бинт.

Поскольку тельце было перекошено, пришлось применить зажим. Страшно, но эффективно.
Сначала склеила один более-менее ровный бок, после высыхания второй. Бинтом проклеила швы внутри тоже! 🙂
Так же проклеила промежность и бедра.

Все клеила ТЕПЛЫМ клеевым составом клейстер + ПВА.

Теперь о «косяках». Когда все уже было готово, я поняла, что мне достаточно было армировать тело только изнутри. Так я бы избежала наплывов, которые потом пришлось долго и муторно шлифовать и сошкуривать.

После высыхания швов, я прошлась по всем трещинам и трещинкам акриловой шпаклевкой по дереву. Я сделала это потому, что она: 1) очень, очень прочная и прекрасно справится с задачей соединения двух половинок, 2) нейтральная к родному грунту куклы.

То же самое я проделала с раздавленной ногой: сначала проклеила бинтом одну менее деформированную сторону ноги.

Потом вторую. Но, поскольку она была приплюснута, мне пришлось держать ее в руках, слегка надавливая до тех пор, пока она не высохла и не зафиксировалась. Сразу оговорюсь, что это было ОЧЕНЬ нелегко!

Ну и, как водится, шпатлевка и пластик мне в помощь 🙂

Хотя по правилам реставраторского искусства мне нужно было готовить шпатлевку самостоятельно из клея (лучше казеинового), мела и измельченной бумаги.

Затем пришло время ручки. Просверлив мини-дрелью композит (спасибо мужу!), я вклеила проволочки для армирования. И начала набирать массу ручки при помощи самозатвердевающего пластика.

Здесь опять «косяк»! Потому, как делать это нужно было из прессопилочной массы. Хотя затвердевайка тоже очень прочная и я, как кукольник выбрала ее в ущерб историчности (это я так пытаюсь себя оправдать!)

Тем временем, пока все это сохло, при помощи папиросной бумаги и того же клея немного подремонтировала пищик 🙂
Пока все, но продолжение следует ! Приятного всем просмотра!

очень интересно! Хотя сначала напоминало немного фильм ужасов

Очень интересно, что получится, кукла в таком плачевном состоянии.

Вторя часть мастер-класса на модерации))

господи , бедолажка ( кукла) где ее так угораздило? это ваша или? гостевая?

Купила уже такую(((

Как интересно! Спасибо, что поделились. Ваш рассказ навел меня на мысль, что все же надо «выручить» мою куклу немецкого происхождения. Давным давно я отдала её подруге и по её словам, она сейчас где-то на даче у них валяется. Только теперь понимаю, что была обладательницей необычной куклы. У нее двигались глазки влево-вправо. Волосы были потеряны почти сразу, ведь мне было всего 5 лет. Спрошу, быть может, кукла не нужна подруге. Очень впечатлило то, что из такой поломанной малышки, как у Вас, как я понимаю, получится чудесная целая кукла.

Спасибо! Как нельзя кстати пришелся ваш МК .

Уже несколько лет лежит у меня в коробке точно такая же куколка ( правда, повреждений у нее значительно меньше), очень хочется ее отреставрировать.

Буду ждать результата! Такая кукла была у меня в детстве!

Я тоже старую куклу реставрировала. Ресницы были только на одном глазу. Ног не было.

Очень мило получилось)

Ох, бедняжка. Сильно потрепало старушку. Спасибо, что поделились, жду продолжения. Хочется увидеть счастливое личико малышки 🙂

Маргарита, спасибо за то, что поделились, но некоторые моменты вызывают вопросы. Скажем, целесообразность использования такого рыхлого бинта, а также пластика, вызывают большие сомнения. Лучше бы заполнить все трещины и разломы снаружи и изнутри массой из древесного порошка и ПВА (не простого, а очень крепкого столярного, в крайнем случае густого строительного) или массы папье-маше (самодельный делается из серой туалетной бумаги+ПВА). Пальцы однозначно надо делать из массы древесная мука+ПВА. Проволоку тонкую, но прочную вклеить в кисть руки, обмотать нитками на ПВА, потом, смазывая ПВА, формировать пальцы. Шпаклёвка для дерева выравнивает все неровности, если имеются, но в принципе, если загладить всё сразу до ровного состояния, тоеё можно не использовать вообще. В качестве грунта можно взять художественный левкас: затонировать в розовый цвет (как у оригинального грунта антик.кукол) или под цвет финишного покрытия (краски). Потом идёт акриловая краска и шеллак (лучше смешать светлый и тёмный для большей аутентичности цвета). Для армирования швов и разломов изнутри можно наклеивать очень прочным ПВА (не канцелярским, а столярным опять же или густым строительным) полоски ткани. Бинт не даст никакой крепости. Можно взять качественную «густую» марлю или современный муслин (он почти, как марля), но её трудно добыть.

Мастер-класс: Платье крючком для маленькой куклы Baboliy 16 см. Часть 1. Видео урок для начинающих

Оцените статью
Магия рукоделия: подборка лучших видео-мастерклассов
Добавить комментарий