Мастер-класс Реставрация советских чугунных батарей

Магия рукоделия
Содержание статьи:

Реставрация советских чугунных батарей

Вот так я отреставрировал советские чугунные батареи в собственном доме.

Думаю, это будет интересно и другим мастерам.

Сначала — видео, а потом объяснение с фотографиями.

Прежде, чем приступать к реставрации, удостоверьтесь, что батарея — рабочая и нигде не протекает.

Затем радиатор зачищается от грязи и остатков краски. В моем случае была использована корщетка для УШМ, в народе называемая болгаркой.

пескоструй батареи в Белгороде

Следующий этап — обезжиривание и покраска.

Я красил фоновым зеленым цветом.

Краску каждый мастер выбирает сам, но лучше всего те, в состав которых входят антикоррозийные добавки, а ещё лучше такие краски, которые содержат преобразователи ржавчины и образуют плотное покрытие.

Патина же — это особая краска, позволяющая придать металлической или деревянной поверхности состарившийся благородный вид. Значение слова «патина» никак не связано с красками. Термин означает тонкую пленку, возникающую на металлической поверхности после длительного взаимодействия с кислородом.

В своем первоначальном значении патина будет обозначать оксидную пленку на изделии из меди зеленого (малахит) или голубоватую (лазурит) цвета.

Сейчас есть разные цвета патины — краска под золото, серебро, медь.

Я патинировал под медь:

Конечный этап — сборка.

РЕСТАВРАЦИЯ СОВЕТСКИХ БАТАРЕЙ Ч.2 (Грунтовка и покраска)

В моем случае я поменял гайки входа и выхода воды на бОльший диаметр.

Старые батареи отопления

Природа рационально распоряжается своими ресурсами, и каждая ее составляющая проживает несколько жизней – тот же кленовый листочек сначала служит дереву органом «дыхания», перерабатывая углекислый газ с помощью солнечного света в кислород, а потом, когда отработает свой ресурс, превращается в пищу для того же дерева и бактерий. Только человек в природе, несмотря на свою разумность, действует иррационально, выбрасывая на помойку все то, что ему становится ненужным. Да, природа со временем съест и этот мусор, но с точки зрения человека, такой поступок все равно остается нерациональным поступком, и это касается буквально всего, созданного человеком. Не исключением являются и старые батареи, которые в лучшем случае сдаются на металлолом – в принципе, это правильное решение, но не единственное. В этой статье мы поговорим о том, как рациональнее поступить с устаревшими чугунными батареями отопления.

Старые батареи: вторая жизнь по прямому назначению

Чем привлекательны старые чугунные батареи, так своим, не побоюсь этого слова, огромным ресурсом работы – это практически вечные батареи, которым нет сноса. Судите сами – сегодня в домах и квартирах еще можно найти рабочие батареи, установленные при Сталине. Шутка ли? Почти век батареям. Практически такое же качество имеют и радиаторы, изготовленные до развала СССР – как минимум им еще работать полвека можно по прямому назначению.

Согласен, по современным меркам они некрасивые и неудобные в обслуживании, но кто вам помешает привести их в божеский вид и наслаждаться излучаемым им теплом до конца своих дней? Сделать это весьма несложно, и именно этот факт используют многие реставраторы, покупая за дешево старые батареи, приводя их в надлежащий вид и продавая намного дороже, зарабатывая тем самым себе на жизнь. Если говорить конкретно, то такая работа выглядит следующим образом.

1.Сначала производится промывка батарей внутри с использованием химических реагентов, которые удаляют из батарей все загрязнения, в том числе ржавчину.

2.Потом батарея разбирается на секции. Это, пожалуй, самый сложный этап работы – чтобы раскрутить старые резьбовые ниппели, соединяющие секции, нужно прибегнуть к сильному нагреву. Разогретый металл расширяется и освобождает немного ниппель – в этот момент и нужно производить разбор батарей.

3.А дальше механическая очистка – пескоструйная обработка, после которой старые батареи отопления становятся новыми. Ни краски, ни ржавчины, ни окалины – только чистый металл с характерным для него блеском.

После этого начинается творческий процесс, благодаря которому имеется возможность придать секциям уникальный и неповторимый вид. Даже простая их покраска теми же молотковыми красками сделает старые батареи очень привлекательными. Люди, которые знакомы с преимуществами старых чугунных батарей, заберут их с руками и ногами.

Батареи старого образца: что из них еще можно сделать

Реставрация с целью перепродажи или просто сдача чугунных батарей старого образца на металлолом – это не единственный вариант рационального использования данного элемента системы отопления. Из него можно сделать полезные вещи не только для продажи, но и для своих нужд.

1.Первое, что приходит в голову, это электрические обогреватели – мобильные или стационарные. Изготовить их из старой батареи, можно сказать, элементарно просто – для этого кроме самой чугунной батареи, понадобится всего пара-тройка вещей. ТЭН с терморегулятором (такой, как используется в водонагревательных баках), кусок кабеля сечением 2,5 квадрата и вилка в розетку. Сборка простая – ТЭН вкручивается вместо одной из футорных гаек в нижней части батареи (резьба подходит безукоризненно) – подключаете кабель и вставляете вилку в розетку, предварительно наполнив батарею водичкой. Как вариант, залить в нее можно и масло, и антифриз. Кроме того, не лишним будет позаботиться и о сбросе воздуха – в одну из верхних футорных гаек нужно поставить кран Маевского.

2.Если разобраться подробнее с описанным выше обогревателем, то можно прийти к выводу, что при небольших переделках его можно использовать и в качестве электрического котла для полноценной системы отопления небольшого размера. Оставшиеся свободными два подключения (одно сверху батареи, а другое снизу) можно использовать в качестве подачи и обратки. Для дачи вариант неплохой, но нужно помнить, что любой котел нуждается в группе безопасности, циркуляционном насосе и расширительном бачке – все это придется устанавливать самостоятельно.

Кроме того, некоторые умельцы используют старые чугунные батареи в качестве теплообменников длятвердотопливных печей. На мой взгляд, идея не очень привлекательная – чугунные секции придется сваривать друг с другом, чтобы избавиться от прокладок между ними. Да и громоздкий теплообменник получится, что вызовет некоторые проблемы в процессе его установки. Со старыми батареями и так проблем хватает, чего только стоит их разборка, с которой придется изрядно повозиться.

Как снять, разобрать и почистить старую батарею

Реанимация старой чугунной батареи – это, пожалуй, самый сложный этап работ. Трудность его заключается в том, что за долгие годы эксплуатации изделия все ее соединения настолько прикипают и приржавливаются, что разобрать их ключами невозможно. Не хватает ни сил человека, ни прочности инструментов. Здесь действовать нужно тонко и продуманно.

1.Как снять старую батарею? Смысла возиться со сгонами нет никакого – это излишний труд, избежать которого можно с помощью дисковой пилы. Говоря просто, батарея отрезается вместе с кусками труб, которые так или иначе придется резать в процессе замены старой батареи новой. Здесь все просто, но вот дальше придется туго.

2.Как выкрутить футорные гайки? В принципе, рецепт простой – если с первого раза сорвать их не получилось (кстати, попробовать это сделать лучше, пока батарея висит на кронштейнах), то их нужно прогревать. Либо паяльной лампой, либо положив на конфорку газовой плитки – если есть автоген, то это вообще идеальный вариант. Кстати, насчет постучать по гайкам. Лучше этого не делать, так как чугун является весьма хрупким материалом. Ситуация усугубляется возрастом метала – сочетание этих двух факторов и неправильный удар могут привести к появлению трещины на батарее. Так что греть и еще раз греть – в нагретом состоянии металл расширяется, пакля и краска в резьбовом соединении выгорают и все выкручивается очень даже легко.

3.Как очистить старую батарею? Начать нужно с того, что хорошенько очистить резьбы щеткой по металлу.

Батарея готова к повторному использованию – остается только привести ее в надлежащий внешний вид. Самым простым вариантом удалить с нее старую краску является механический способ – говоря просто, ее нужно ободрать с помощью специальной шарошки, установленной на дрель. Как вариант, выпалить паяльной лампой или просто в большом костре. Естественно, потом придется удалить с нее нагар, хорошенько обработать ортофосфорной кислотой, чтобы не ржавела, вскрыть грунтовкой и покрасить. А дальше на ваше усмотрение – хотите обогреватель, хотите назад в систему, а хотите на продажу.

В заключение темы, куда девать старые батареи, еще расскажу о том, что выбросить изделие на свалку или сдать в металлолом вы успеете всегда, к тому же это проще всего. Другое дело – дать батарее второй шанс и сэкономить львиную часть семейного бюджета – здесь уже нужно постараться. Но рассчитывать на то, что это будет легко, не стоит – на самом деле это весьма трудоемкий процесс, возиться с которым станет далеко не каждый человек.

⚠️ ЗАМЕНА РАДИАТОРОВ: 10 ошибок при замене старых батарей отопления в квартире

Причины замены

Владельцы квартир задумываются о замене радиаторов отопления в трех случаях:

    Протечка батарей. Появление влаги или ржавчины на радиаторах – верный признак необходимости их замены. Протекать могут не только старые приборы отопления, отслужившие не один десяток лет. Случается, что новые батареи приходят в негодность в первый год эксплуатации. К примеру, если вода в системе отопления отличается повышенной кислотностью или жесткостью, стальные панельные или чугунные радиаторы могут протечь уже через 3-6 месяцев использования. Иногда аналогичная проблема возникает и в новостройках, если вопреки правилам батареи установлены до застекления. Когда внутренняя отделка ведется поздней осенью, зимой или ранней весной, вода в системе отопления может подмерзнуть. В результате давление внутри радиаторов повышается, что приводит к появлению трещин между прокладками секций и протечкам.

Вне зависимости от причин, приведших к замене, у каждого владельца квартиры возникает вопрос: «Как выбрать качественные радиаторы, которые прослужат долго?». Ответы – в нашей пошаговой инструкции.

Шаг 1. Выбор вида батарей

На первый взгляд, разобраться в многообразии радиаторов без специальных знаний сложно. Но по факту, достаточно рассмотреть плюсы и минусы каждого вида батарей.

В российских магазинах покупатели чаще всего встречают 5 видов приборов отопления:

  1. Чугунные радиаторы, постепенно уходящие в прошлое. Приверженцам традиций, выбирающим чугунные радиаторы, нужно быть готовым к их низкой инертности. Проще говоря, приборы долго остывают и нагреваются, а значит, при понижении температуры на улице в квартире может быть холодно, а при повышении – жарко.

Существует отдельная категория — красивые дизайнерские чугунные батареи, пользующиеся популярностью у владельцев элитной загородной недвижимости. Однако их преимущество скорее в красоте, а не в хорошей теплоотдаче. Именно поэтому для городских квартир их выбирают редко, в том числе из-за высокой стоимости и сложности монтажа.

Чугунный радиатор!Скрытая опасность!!!)))

Отличительная особенность чугунных батарей — низкое рабочее давление, всего 9 атмосфер. А значит они не подходят для установки в домах выше 10 этажей, где давление может достигать 15 атмосфер.

Таким образом, выбор вида радиаторов зависит от типа дома и параметров системы отопления. Кстати, помочь определиться с батареями может управляющая компания многоквартирного дома, представители которой иногда рекомендуют подходящий тип приборов.

Шаг 2. Выбор производителя

Производителей радиаторов ничуть не меньше, чем видов батарей, но определить надежную компанию несложно.

Во-первых, как уже говорилось выше, рекомендуется отказаться от радиаторов китайского производства, поскольку они часто оказываются некачественными. Лучше отдать предпочтение европейским и российским брендам.

Как добавить чугунные секции до чугунной батареи в сборе\add a section to the cast-iron battery

Во-вторых, стоит выбирать производителей, присутствующих на российском рынке не первый год. Чем дольше компания работает с отечественными потребителями, тем выше вероятность качества радиаторов, иначе как она продержалась так долго? Подтвердить надежность европейских производителей может наличие официального представительства в нашей стране, свидетельствующее о серьезном подходе к работе в России

В-третьих, не лишним будет прочитать отзывы о производителе в интернете. Важно анализировать, как позитивные, так и негативные отклики других покупателей, а также реакцию бренда ни них.

Шаг 3. Проверка качества

Даже если покупатели щепетильно отнеслись к соблюдению двух первых шагов, полезно проверить качество радиаторов.

Первый показатель хорошего прибора – наличие маркировки производителя. На боковой стороне батареи должен быть указан бренд, страна производства и дата выпуска с конвейера. От покупки «безымянных» радиаторов лучше воздержаться.

Ремонт батареи отопления не выпуская воды из системы.Своими руками.Личный опыт.

Стоит изучить техническую документацию, приложенную к выбранной модели батарей, в частности, обратить внимание на уровень теплоотдачи. К примеру, у алюминиевого радиатора он составляет 135-145 Вт/кг, у биметаллического – около 90-100 Вт/кг. Если данные в техпаспорте существенно ниже, покупатели рискуют замерзнуть. А если показатель существенно выше, велика вероятность того, что производитель обманывает потребителей.

На всякий случай, полезно проверить габариты прибора. Например, ширина секции и внутренних ламелей стандартного алюминиевого радиатора составляет 8 см. Батарея меньших размеров будет обладать меньшей теплоотдачей. Стоит обратить внимание на вес секции: к примеру, если речь об алюминиевом приборе, он должен быть не меньше 1 кг.

Таким образом, при выборе радиаторов стоит учитывать: качество теплоносителя, давление в системе отопления, надежность производителя, теплоотдачу и размеры прибора. При этом полезно прислушиваться к рекомендациям управляющей компании дома по типам батарей и отзывам других покупателей.

Характерные черты батарей в стиле ретро

Ассортимент дизайнерских чугунных радиаторов широк: подобрать отопительный прибор можно практически под любой интерьер. Радиатор может быть выкрашен в любой оттенок, иметь красивые узоры или быть однотонным, иметь разное количество секций и ножки разной формы.

Чугунный агрегат полностью защищен от различных вредных примесей в воде. Можно не заполнять систему специальным теплоносителем, а использовать обычную водопроводную воду.

С помощью таких приборов можно эффективно обогревать даже самые холодные помещения, потому что радиатор из чугуна может бесперебойно работать при температуре воды в трубах в 110 градусов. Температура держится очень долго за счет распределения отдачи энергии: треть уходит конвекцией, то есть отдачей нагретого воздуха, а остальная часть – излучением.

Реставрируют старые отопительные приборы, покрывая чугунную поверхность грунтовкой или эпоксидной смолой, что позволяет перекрашивать устройство в любой цвет. Вся процедура может быть выполнена своими руками.

Негативные стороны:

  • очень высокая масса по сравнению с алюминием – на каждую секцию приходится не меньше 6 кг веса;
  • из-за формы устройства его сложно чистить – стенки секций расположены очень близко друг к другу, и между ними трудно просунуть тряпку;
  • поверхность шероховатая, из-за чего на ней легко накапливается пыль и грязь.

Выбор и средние расценки на чугунные радиаторы

Из-за своей большой массы такие отопительные приборы не могут подвешиваться на стену. Поэтому практически все доступные модели имеют ножки.

Основная часть чугунных батарей создается в стиле, возрождающем барокко, рококо или ампир. В ретро-стиле исполняется не только само устройство для теплообмена, но и трубы, вентили, и даже котел может быть сделан в старинном дизайне. Также важна и расцветка, которая может быть монотонной или узорчатой.

Как снять батарею. Чугунная батарея её замена.

Основные производители отопительных приборов из чугуна:

  1. Demir Dokum – турецкая фирма, изготавливающая элитные агрегаты в старинном стиле. Продукция этой компании станет отличным выбором для ценителей вечной классики, отличающейся непревзойденной элегантностью. Каждая секция прибора покрывается двумя слоями прочного лака, чаще всего это золотой, серый, черный или медный оттенок. В зависимости от размера и сложности дизайна цена на такие приборы колеблется в рамках 8 – 65 тыс. р.
  2. Guratec – немецкий производитель старинных приборов отопления. Изысканность и эстетичность внешнего вида в них совмещена с надежностью, эффективностью и долговечностью. Каждый агрегат отделывается порошковой краской, которая устойчива не только к температуре, но и к механическим повреждениям. Расценки находятся в пределах 36 – 131 тыс. р.
  3. Retro Style – отечественный производитель секционных батарей из чугуна. В продукции этой фирмы совмещаются дизайнерские идеи изделий XIX – XX веков. Выполняются приборы только из самого качественного металла. Типичная цветовая схема – серая, но по желанию заказчика возможно перекрашивание. Купить такой ретро агрегат можно за 7 – 54 тыс. р.

Красивые чугунные батареи, как часть интерьера: способы очистки, покраски и декора чугунных радиаторов

Сегодня люди не желают получать от батарей исключительно тепло. Стремление жить в красивой, уютной и стильной квартире толкает их на покупку обогревателей в духе модерна, ретро, минимализма или любого другого. Красивые чугунные батареи уже не редкость в современном интерьере и создать их можно самостоятельно, имея под рукой необходимые материалы и проявив фантазию.

Модели чугунных батарей

Многие люди считают, что такая часть интерьера, как батарея отопления либо не должна быть заметна вовсе, либо представлять собой неотъемлемый и стильный его элемент. Поэтому большим спросом пользуются секционные устройства с ровной и плоской поверхностью, среди которых частое предпочтение отдается изделиям из чугуна. Новое поколение этих конструкций в корне отличается от советских тяжеловесных «гармошек», хотя зная, как покрасить чугунные батареи старого образца, даже из них можно сделать интересную деталь интерьера.

Если рассмотреть виды обогревателей из этого сплава, которые присутствуют сейчас на рынке, то можно заметить, что это либо аккуратные секции с плоской поверхностью, либо дизайнерские модели, либо аналоги, привычные с советских времен.

Художественно оформленные чугунные батареи стоят дорого, но и выглядят не просто стильно, а по-настоящему шикарно. Украшенные рельефным рисунком, в разных цветовых вариантах, они станут дополнительным штрихом помещения в стиле барокко или модерна.

В отличие от них старые чугунные батареи нуждаются в том, чтобы им придали более интересный вид. Именно с этими моделями экспериментируют как опытные дизайнеры интерьера, так и домохозяйки, желающие придать своему жилью индивидуальность. Сегодня существует масса способов, как из чугунных «гармошек» сделать произведение искусства.

Секционные типы батарей из этого вида металла так же можно преобразовать, тем более что на ровной и гладкой поверхности легко как наклеить красивую пленку, так и нарисовать любой сюжет. Краска для чугунного радиатора отопления позволит не только осуществить любую фантазию, но и сохранить «шедевр», так как ей не страшны высокие температуры. В магазинах стройматериалов есть все необходимое для подобного творчества.

Важно: чтобы все получилось правильно, следует знать, как очистить чугунную батарею от старой краски, но любые работы можно проводить только после окончания отопительного сезона. Никогда нельзя осуществлять покраску по горячим радиаторам.

Как очистить радиатор от краски

Существует несколько способов, как сделать это, не повредив металл. Это очень важный момент, так как на батарее может быть 2-3 слоя краски + грунтовка и потребуется растворитель. Некоторые из химических средств могут вызывать коррозию, поэтому следует прежде узнать, какой краской она была окрашена, и подобрать подходящее по составу. В наше время выбор подобной продукции обширен: от аэрозолей до химических смывок на водной основе.

  • Растворители – аэрозоли стали популярны в связи с тем, что их очень легко наносить на любую поверхность и чугунные батареи не исключение. Их ребристая форма мешает качественно обрабатывать внутреннюю поверхность, например, кистью, и в этом случае распыляемое средство будет как нельзя кстати. Подобную процедуру следует проводить в защитных очках, респираторе и перчатках, не забыв обезопасить пол и окружающие предметы от попадания на них растворителя. Обычно, баллончика хватает на внутреннюю и внешнюю стороны одного радиатора. Распыляемый химраствор лучше применять универсальный, особенно если не известно, чем была окрашена батарея. По мере того, как он будет воздействовать на краску, она становится рыхлой, идет пузырями и лопается, давая возможность спустя 30-60 минут после нанесения снять ее шпателем или металлической щеткой. Как правило, подобные средства коррозии не вызывают, но лучше проконсультироваться с продавцом перед покупкой.
  • Химические смывки на водной основе более безопасны, но так же требуют предварительной подготовки к использованию. Лучше, если подобную процедуру проводить в ванной, предварительно накрыв ее плотной пленкой или мешковиной. Обычно, банки подобного средства хватает на устройство из 12 секций, но зная, какова площадь секции чугунного радиатора для окраски, можно рассчитать более точно необходимое количество. В любом случае, наносить ее нужно кистью, что не всегда удобно, если батарея состоит из большого количества секций и сильных неровностей на внутренней ее стороне. Спустя 15-20 минут после нанесения смывки, можно смело удалять краску железной щеткой, смыв ее остатки вместе со средством мыльной водой.

Важно: подобным средствам нельзя давать засохнуть, поэтому при наличии 10 и более секций нужно наносить его частями. Сняв с участка краску и промыв его, можно приступать к следующему.

  • Несколько хлопотный, но так же качественный способ очистки радиатора от краски – это термическая обработка поверхности устройства. Для этого подойдет горелка, паяльная лампа или строительный фен. Работа с огнем проводится исключительно на открытом воздухе в целях пожарной безопасности. Под воздействием огня краска лопается и ее нужно снимать сразу, пока батарея не остыла, поэтому для этой работы потребуется минимум две пары рук. Строительным феном можно обрабатывать батарею в домашних условиях, прикрыв предварительно стены и пол картоном. Как правило, лопнувшая краска в этом случае убирается тряпкой, а после окончания работ по всей поверхности батареи нужно пройтись щеткой по металлу, чтобы убрать ее возможные остатки.
  • Перед тем, как покрасить чугунную батарею в домашних условиях, можно применить старый «дедовский» способ и убрать старую краску механическим способом, то есть вручную. Для это потребуется напильник, шпатель или металлические скребки. Подобный способ подойдет в том случае, если нужно очистить только в местах, где краска облупилась или пошла пузырями. Для полного снятия старого покрытия можно применить болгарку, для чего на нее устанавливается крацовка.

Это основные способы удаления краски с радиатора перед его окраской или другого метода декорирования.

Способы декорирования старых радиаторов

Сегодня считается модным возвращать старым вещам и устройствам их первозданный вид или создавать для них новый «образ». Декор чугунной батареи своими руками, например, это не только способ применить свои способности и воплотить фантазию, но и повод похвастаться перед друзьями. Как правило, работа по снятию старого покрытия занимает больше времени, чем дальнейшая реставрация изделия.

Самый простой метод – это покраска чугунных батарей, и даже в этом можно проявить свою индивидуальность. Если интерьер требует наличия строгого белого цвета, то пусть будет так, но как показывает практика, все больше людей предпочитают придавать батареям отопления более радостный вид, раскрашивая их во все цвета радуги.

Перед тем, как приступить к работе, радиатор нужно очистить и покрыть грунтовкой. Чтобы точно знать, сколько потребуется материалов, следует рассчитать площадь чугунного радиатора отопления для покраски. Сделать это легко: площадь 1 секции умножается на количество секций в устройстве. Чтобы узнать площадь самой секции, потребуется техпаспорт изделия, где указаны его длина и высота.

После того, как грунтовка высохла, можно приступать непосредственно к покраске. Сегодня многие красители продаются в виде аэрозолей, что значительно облегчает работу, но можно сделать все по старинке кистью. Чтобы облегчить работу, умельцы приспосабливают для качественной и равномерной покраски меховую «варежку». Для этого можно взять любой кусок старого меха, сшить из него наподобие мешочка, и, надев на руку резиновую перчатку, а затем варежку, приступать к работе.

Важно: обязательно при выборе краски нужно уточнять, как она переносит высокие температуры. Если этого не сделать, то выбранное средство в первый же отопительный сезон потемнеет и помутнеет или, что хуже, при нагреве будет выделять вредные вещества.

Еще один способ придать старым «гармошкам» новый и яркий вид – это декупаж. На сегодняшний день – это самый излюбленный метод, как украсить чугунную батарею, создав по-настоящему стильные и индивидуальные рисунки на ней минимальными усилиями и средствами. Как правило, для этого подойдут подручные средства, например:

  • Матовая краска для фона.
  • Акриловые краски.
  • Специальная бумага для декупажа с красивым рисунком.
  • ПВА и кисточки.
  • Термостойкое покрытие, например, лак.

Последовательность действий следующая:

  • Прежде, чем красить чугунные батареи отопления, их поверхность подготавливается к этому одним из способов, описанных выше. Нанести матовую краску и дать ей высохнуть.
  • Развести клей, нанести на радиатор и наклеить заранее приготовленные части декупажа. Дать высохнуть.
  • Если сюжет требует создания цветного фона или каких-либо дорисовок, то пригодятся акриловые краски.
  • Последний этап – нанесение термостойкого лака.

В настоящее время рынок предлагает большое разнообразие специальных термостойких наклеек для батарей отопления. Выбрав сюжет, можно создать для каждой комнаты индивидуальный стиль.

Некоторые умельцы прикрывают чугунные радиаторы фальшь каминами. Смотрится такое дополнение интерьера интересно, создает уют и снабжает необходимым теплом. Сделать фальшь камин можно только в том случае, если батарея установлена не под окном, а на стене.

Как снять секцию чугунной батареи без ключа?

Если дизайн требует, чтобы радиаторы не были видны вовсе, пригодятся специальные экраны, которые можно сделать самостоятельно или купить готовые.

Экраны для радиаторов

По своей конструкции они представляют собой навесные плоские короба, соответствующие размеру радиатора. Они могут быть выполнены:

  • Из пластика – эконом дизайн. Считаются самыми простыми и недорогими, но при этом могут имитировать любую узорчатую поверхность. Встречаются пластиковые экраны под дерево, мрамор, оникс, гранит, кирпич или другие материалы.
  • Экраны из дерева стоят дороже, но и выглядят эффектней.
  • Металлические решетки могут быть с любым декоративным узором и сами по себе представлять произведение искусства.
  • Стеклянные экраны – самый хрупкий и дорогой способ «сокрытия» чугунных батарей, особенно если они витражные.

Экран можно подобрать под любой стиль интерьера, а в случае его изменений, просто установить новый.

Сегодня многих людей интересует не то, чем покрасить чугунные радиаторы отопления, а как сделать их по-настоящему красивыми и стильными. В современном дизайне эти устройства стали украшением интерьера, передающим индивидуальность или финансовое благополучие хозяев.

Старые батареи: что с ними делать

Природа рационально распоряжается своими ресурсами, и каждая ее составляющая проживает несколько жизней – тот же кленовый листочек сначала служит дереву органом «дыхания», перерабатывая углекислый газ с помощью солнечного света в кислород, а потом, когда отработает свой ресурс, превращается в пищу для того же дерева и бактерий. Только человек в природе, несмотря на свою разумность, действует иррационально, выбрасывая на помойку все то, что ему становится ненужным. Да, природа со временем съест и этот мусор, но с точки зрения человека, такой поступок все равно остается нерациональным поступком, и это касается буквально всего, созданного человеком. Не исключением являются и старые батареи, которые в лучшем случае сдаются на металлолом – в принципе, это правильное решение, но не единственное. В этой статье вместе с сайтом stroisovety.org мы поговорим о том, как рациональнее поступить с устаревшими чугунными батареями отопления.

Чугунные батареи старого образца фото

Старые батареи: вторая жизнь по прямому назначению

Чем привлекательны старые чугунные батареи, так своим, не побоюсь этого слова, огромным ресурсом работы – это практически вечные батареи, которым нет сноса. Судите сами – сегодня в домах и квартирах еще можно найти рабочие батареи, установленные при Сталине. Шутка ли? Почти век батареям. Практически такое же качество имеют и радиаторы, изготовленные до развала СССР – как минимум им еще работать полвека можно по прямому назначению.

Согласен, по современным меркам они некрасивые и неудобные в обслуживании, но кто вам помешает привести их в божеский вид и наслаждаться излучаемым им теплом до конца своих дней? Сделать это весьма несложно, и именно этот факт используют многие реставраторы, покупая за дешево старые батареи, приводя их в надлежащий вид и продавая намного дороже, зарабатывая тем самым себе на жизнь. Если говорить конкретно, то такая работа выглядит следующим образом.

  1. Сначала производится промывка батарей внутри с использованием химических реагентов, которые удаляют из батарей все загрязнения, в том числе ржавчину.
  2. Потом батарея разбирается на секции. Это, пожалуй, самый сложный этап работы – чтобы раскрутить старые резьбовые ниппели, соединяющие секции, нужно прибегнуть к сильному нагреву. Разогретый металл расширяется и освобождает немного ниппель – в этот момент и нужно производить разбор батарей.
  3. А дальше механическая очистка – пескоструйная обработка, после которой старые батареи отопления становятся новыми. Ни краски, ни ржавчины, ни окалины – только чистый металл с характерным для него блеском.

Старые батареи фото

После этого начинается творческий процесс, благодаря которому имеется возможность придать секциям уникальный и неповторимый вид. Даже простая их покраска теми же молотковыми красками сделает старые батареи очень привлекательными. Люди, которые знакомы с преимуществами старых чугунных батарей, заберут их с руками и ногами.

Батареи старого образца: что из них еще можно сделать

Реставрация с целью перепродажи или просто сдача чугунных батарей старого образца на металлолом – это не единственный вариант рационального использования данного элемента системы отопления. Из него можно сделать полезные вещи не только для продажи, но и для своих нужд.

  1. Первое, что приходит в голову, это электрические обогреватели – мобильные или стационарные. Изготовить их из старой батареи, можно сказать, элементарно просто – для этого кроме самой чугунной батареи, понадобится всего пара-тройка вещей. ТЭН с терморегулятором (такой, как используется в водонагревательных баках), кусок кабеля сечением 2,5 квадрата и вилка в розетку. Сборка простая – ТЭН вкручивается вместо одной из футорных гаек в нижней части батареи (резьба подходит безукоризненно) – подключаете кабель и вставляете вилку в розетку, предварительно наполнив батарею водичкой. Как вариант, залить в нее можно и масло, и антифриз. Кроме того, не лишним будет позаботиться и о сбросе воздуха – в одну из верхних футорных гаек нужно вкрутить кран Маевского.
  2. Если разобраться подробнее с описанным выше обогревателем, то можно прийти к выводу, что при небольших переделках его можно использовать и в качестве электрического котла для полноценной системы отопления небольшого размера. Оставшиеся свободными два подключения (одно сверху батареи, а другое снизу) можно использовать в качестве подачи и обратки. Для дачи вариант неплохой, но нужно помнить, что любой котел нуждается в группе безопасности, циркуляционном насосе и расширительном бачке – все это придется устанавливать самостоятельно.

Старые чугунные батареи фото

Кроме того, некоторые умельцы используют старые чугунные батареи в качестве теплообменников для твердотопливных печей. На мой взгляд, идея не очень привлекательная – чугунные секции придется сваривать друг с другом, чтобы избавиться от прокладок между ними. Да и громоздкий теплообменник получится, что вызовет некоторые проблемы в процессе его установки. Со старыми батареями и так проблем хватает, чего только стоит их разборка, с которой придется изрядно повозиться.

Старые чугунные батареи. Очистка и покраска.

Как снять, разобрать и почистить старую батарею

Реанимация старой чугунной батареи – это, пожалуй, самый сложный этап работ. Трудность его заключается в том, что за долгие годы эксплуатации изделия все ее соединения настолько прикипают и приржавливаются, что разобрать их ключами невозможно. Не хватает ни сил человека, ни прочности инструментов. Здесь действовать нужно тонко и продуманно.

  1. Как снять старую батарею? Смысла возиться со сгонами нет никакого – это излишний труд, избежать которого можно с помощью дисковой пилы. Говоря просто, батарея отрезается вместе с кусками труб, которые так или иначе придется резать в процессе замены старой батареи новой. Здесь все просто, но вот дальше придется туго.
  2. Как выкрутить футорные гайки? В принципе, рецепт простой – если с первого раза сорвать их не получилось (кстати, попробовать это сделать лучше, пока батарея висит на кронштейнах), то их нужно прогревать. Либо паяльной лампой, либо положив на конфорку газовой плитки – если есть автоген, то это вообще идеальный вариант. Кстати, насчет постучать по гайкам. Лучше этого не делать, так как чугун является весьма хрупким материалом. Ситуация усугубляется возрастом метала – сочетание этих двух факторов и неправильный удар могут привести к появлению трещины на батарее. Так что греть и еще раз греть – в нагретом состоянии металл расширяется, пакля и краска в резьбовом соединении выгорают и все выкручивается очень даже легко.

Как очистить старую батарею фото

Все! Батарея готова к повторному использованию – остается только привести ее в надлежащий внешний вид. Самым простым вариантом удалить с нее старую краску является механический способ – говоря просто, ее нужно ободрать с помощью специальной шарошки, установленной на дрель. Как вариант, выпалить паяльной лампой или просто в большом костре. Естественно, потом придется удалить с нее нагар, хорошенько обработать ортофосфорной кислотой, чтобы не ржавела, вскрыть грунтовкой и покрасить. А дальше на ваше усмотрение – хотите обогреватель, хотите назад в систему, а хотите на продажу.

старые чугунные радиаторы. наглядный пример что с ними трудно

В заключение темы, куда девать старые батареи, еще расскажу о том, что выбросить изделие на свалку или сдать в металлолом вы успеете всегда, к тому же это проще всего. Другое дело – дать батарее второй шанс и сэкономить львиную часть семейного бюджета – здесь уже нужно постараться. Но рассчитывать на то, что это будет легко, не стоит – на самом деле это весьма трудоемкий процесс, возиться с которым станет далеко не каждый человек.

Батарея чугунная вес одной секции

Преимущества чугуна

Чугун имеет массу неоспоримых достоинств. Он долговечен, стоек к коррозии, обладает высокой теплоэффективностью. Выпускаемые чугунные батареи в ретро-стиле поражают своей красотой. Да и современные обычные чугунные батареи выглядят очень привлекательно, выгодно отличаясь эффектным дизайном.

У чугунных батарей есть один недостаток — их вес. Сколько весит чугунная батарея, можно понять, приняв во внимание, что вес одной только секции колеблется от 7 до 7,5 кг. Среди современных разработок есть и более легкие модификации. У них вес секции составляет всего 5,7 кг.

Особенности монтажа чугунных батарей

Поскольку монтаж производится на стенки и перегородки, а они часто бывают выполнены из непрочного материала, то важно знать точно, сколько весит одна секция чугунной батареи. Это нужно для того, чтобы расчитать вес общей нагрузки. Если окажется, что расчетная нагрузка выше норматива, то от такой установки придется отказаться полностью, либо нужно будет делать специальные крепления, чтобы батарея не сломала стену, либо установить отопительную батарею на полу.

Обычно стандартные чугунные батареи состоят из нескольких секций — секционных элементов. Как правило, их количество колеблется от 4 до 10. Но иногда встречаются и батареи с 20 и более секциями. Но использовать такие громоздкие радиаторы неудобно, поэтому на практике обычно устанавливают несколько батарей, по 5-7 секций в каждой. Обычно габариты современной секции чугунной батареи составляют 140 х 500 мм. Рассчитать массу всей батареи несложно, зная точный вес одной секции.

К примеру, нужно определить, сколько весит батарея. Чугунная секция весит 7,5 кг. Следовательно, набор из семи секций будет весить 49-52,5 кг. Такая же батарея, но уже из десяти секций, окажется весом около 75 кг. Необходимо учитывать и то, что это вес батареи без учета веса теплоносителя.

Средний объем одной секции чугунной батареи составляет около 1,5 литра жидкости. Есть и более экономичные модели, с объемом от 1 литра. При решении вопроса о том, сколько весит старая чугунная батарея, необходимо знать, что в старых образцах чугунных батарей объем жидкости достигал 1,7 литра на секцию. Поэтому после запуска системы вес приборов увеличивается.

Технические характеристики батарей из чугуна

Чтобы правильно определить необходимое количество секций в источнике тепла, важно учитывать и другие характеристики чугунных батарей. Главным показателем эффективности радиатора отопления является мощность. Если точно знать мощность одного радиатора, то несложно определить и общее количество, которое требуется для обеспечения жилья теплом.

При неверном расчете нужного количества радиаторов отопления в помещении появится излишняя сухость воздуха, а это не менее неприятно, чем недостаток тепла. На радиаторах будет нагреваться осевшая пыль, из-за необходимости частого проветривания увеличатся сквозняки.

Номинальная тепловая мощность одной секции чугунного радиатора рядовой модификации составляет 160 Вт. При расчете размера каждого устанавливаемого радиатора необходимо сначала узнать, сколько весит чугунная батарея. 1 секция берется за стандарт. Затем нужно определить, какова величина теплового потока отапливаемого жилья. Эта характеристика во многом зависит от того, из какого материала выполнены стены, какова теплоизоляция дома, насколько профессионально установлены окна в здании.

Так, в панельных домах тепловой поток составляет около 0,041 кВт/м 3 . В кирпичных строениях этот показатель уже составляет 0,034 кВт/м 3 . А при качественно выполненной теплоизоляции — 0.02 кВт/м 3 . В последнем примере не имеет значения, из чего построены стены.

Расчет необходимого количества секций в батареях

После определения того, сколько весит батарея чугунная, необходимо расчитать необходимое число звеньев в радиаторе либо количество приборов, которое нужно установить в отдельно взятом помещении. Ту цифру, которая обозначает объем комнаты, умножаем на величину теплового потока помещения, полученную цифру делим на тепловой поток одной секции. Его величина составляет 0,160 кВт.

Полученную в результате вычислений цифру нужно округлить до целого — это и будет количество требуемых секций. При этом нет необходимости соединять все секции в один радиатор. Лучше распределить их в нескольких приборах, установив по одному под каждым оконным проемом. Вычислим таким образом, сколько весит батарея. Чугунная весит намного больше, это мы уже выяснили. Осталось определиться с местом для установки радиатора.

Размер оконного проема также влияет на выбираемое количество секций в устанавливаемом радиаторе. Чтобы использовать всю мощность отопительного прибора, его длина должна быть шире окна не менее чем на 70-75 %. При этом сам радиатор должен быть расположен на расстоянии от 8 до 12 см от подоконника.

Размеры чугунного радиатора

Отдавая дань традициям, радиаторы выпускают общепринятых размеров, обеспечивая этим еще и эффективную работу и безопасность отопления. Ширина одной секции составляет, как правило, от 30 до 60 сантиметров. Это объясняется тем, что конкурирующие производители стремятся выпускать как можно более уникальную продукцию. Кроме того, различные модели также могут иметь разные габаритные размеры. Типовые же изделия обычно имеют глубины 92, 99 и 110 мм.

На современном рынке можно встретить и множество дизайнерских модификаций. Высота чугунных батарей всегда больше межосевого расстояния и всегда может быть увеличена, если прибор планируется устанавливать на пол. Площадь одной секции чугунной батареи составляет около 0,25 кв. м.

Срок службы чугунных батарей отопления

Чугунные радиаторы служат десятилетиями, зачастую без ремонта. Поэтому, установив такие обогреватели, можно в ближайшие лет 20-25 не думать о замене батарей. Давление, которое считается рабочим для чугунных батарей, составляет 9 атмосфер, это дает возможность устанавливать их и в автономных, и в центральных системах отопления.

В домах дореволюционной постройки такие батареи исправно служат и по сей день. А ведь они были отлиты более 100 лет назад.

Помимо всего прочего, чугунные батареи спокойно переносят летний слив теплоносителя и не теряют своих свойств до следующего отопительного сезона.

Зная технические характеристики и то, сколько весит батарея чугунная, из соображений практичности лучше доверить расчет и монтаж специалистам, чем пытаться самому выполнять работу. Тогда не придется расстраиваться из-за совершенных ошибок.

РАДИАТОРЫ в стиле ЛОФТ своими руками.

Чугунная батарея считается одним из самых выгодных устройств для отопления дома, ведь кроме отличной теплопередачи, она радует высокой стойкостью к коррозии, длительным сроком службы (50 лет и старше) и нетребовательностью к качеству носителя тепла. Во время создания отопительной нужно учитывать ее вес.

Этот показатель позволяет:

  • подобрать оптимальное крепление;
  • выбрать нужный вид батареи в зависимости от конструктивных особенностей дома.

Классические батареи

К ним относят батарею МС 140.

Такая батарея должна устанавливаться на крепление, зафиксированное в стене. Стена должна выдержать дополнительную нагрузку в почти 104 кг. Если стену построили из кирпича или бетона, то такой чугунный радиатор можно спокойно вешать на стену.

Классический способ установки предусматривает фиксацию на стене горизонтальных кронштейнов с крючками на конце. На последние вешают батарею. Стены из пористых материалов или SIP-панелей не выдержат большое давление, и радиатор упадет на пол.

Выход в такой ситуации есть:

  1. Нужно использовать специальное крепление, которое следует фиксировать во многих точках.
  2. Нужно устанавливать чугунные батареи современных модификаций. Они легче и эффективнее в плане обмена тепла.
  3. Выбирать модели с возможностью установки на пол.

Переборка чугунного радиатора

Современные варианты радиаторов из чугуна

Они состоят из более легких секторов. Один из чешских производителей предлагает радиатор, одна секция которого весит 3,8 кг. При этом в ней может поместиться 0,8 литра воды. В результате общая масса сектора равняется 4,6 кг.

Для отопления вышеупомянутой комнаты нужно взять радиатор с 14 секциями. Он будет весить 64,4 кг. Эта цифра включает массу чугуна и воды.

Такой радиатор все еще будет тяжелым для стен из пористого материала, однако если его разбить на две части и разместить их на разных стенах, то о необходимости в дополнительных креплениях можно забыть.

Отечественные производители предлагают радиаторы с более легким сектором. Его характеристики таковы:

Ремонт 40 летних чугунных батарей отопления

  1. Вес – 3,3 кг
  2. Объем – 0,6 л.
  3. Общий вес с водой – 3,9 кг.

Однако они имеют худшую теплоотдачу. В результате для отопления помещения площадью 20 м² нужно брать 22 секции. Масса радиатора будет составлять 85,8 кг. Такой вес для современных домов из пеноблоков не совсем подходит. Ситуацию могут спасти радиаторы с ножками. Ножки имеют только первая и последняя секции.

Преимущества и недостатки

Рассмотрим основные преимущества чугунных батарей:

  1. Чугунные системы долговечны и имеют срок службы 50 лет, но при должном уходе прослужат намного дольше. Это известно всем и доказано временем.
  2. Выдерживают давление 9–12 атмосфер, что надежно защищает батареи от гидроударов. Именно поэтому их устанавливают в многоэтажных домах с центральным отоплением.
  3. Легко выдерживают температуру от 100 до 130°С.
  4. Одна секция может производить тепловую мощность до 160 кВт.
  5. Чугунные радиаторы, в отличие от всех остальных, наиболее устойчивы к воздействиям агрессивной среды вызывающей коррозию.
  6. Имеют широкие каналы, что так же защищает батареи от гидроударов, и не требует частой прочистки.
  7. Инфракрасное излучение, которым обладают только чугунные батареи, способно передавать тепло к другим предметам. От этого помещение после нагрева дольше сохраняет тепло.
  8. Легко модифицируются, давая возможность установить батарею нужной мощности. При необходимости, ее можно снять и увеличить, или же уменьшить. Например: чугунный радиатор старого образца обычно состоит из 8-10 частей. Чем больше площадь, которую нужно обогреть, тем больше нужно сборных частей отопления. Так, для нужного теплового эффекта и комфорта, в комнате 14 кв.м, понадобится всего 4 секции, что можно сделать обычным и простым разделением секций.
  9. Доступная стоимость.

Но и недостатки в использовании чугунных радиаторов отопления тоже подмечены:

Ремонт / СНЯТИЕ СТАРОЙ КРАСКИ С ЧУГУННОЙ БАТАРЕИ / Removing old paint from a cast iron battery

  1. Самый главный недостаток – очень тяжелые. Так, вес одной секции без воды достигает 7,5 кг. В среднем, устанавливают от 6 до 10 ребер, и весит такая конструкция 50–58 кг.
  2. Трудоемкая установка, требующая специальных навыков.
  3. Маленькая теплоотдача за счет большой теплоемкости. Но при этом, после полного отключения, это способствует более долгому сохранению тепла.

Популярные модели российских производителей

Наибольшей популярностью пользуются следующие модели:

МС 90. Используются для отапливания производственных и жилых помещений.

  • тепловая мощность от 130 Вт;
  • ширина одной секции от 7,1 – 9 см;
  • высота от 58 – 58,1см;
  • глубина от 9 см;
  • объем от 1,15 – 1,45 л;
  • вес 1–ой секции от 5,48 – 6,5 кг;
  • расстояние между осями от 50 см;
  • температура до 130°С;
  • давление рабочее 9 – 12 атм.

МС 140. Используются для отопления производственных и жилых помещений с низким подоконником.

Промывка чугунных батарей советского образца

  • тепловая мощность от 130 – 160 Вт;
  • ширина одной секции от 9,3 – 6,65 см;
  • высота от 38,8 – 58 см;
  • глубина от 14 см;
  • объем от 1,11 – 1,45 л;
  • вес 1–ой секции от 5,4 – 6,65 кг;
  • расстояние между осями от 30 – 50 см;
  • температура до 130°С;
  • давление рабочее 9 – 12 атм.

Современные модели чугунных радиаторов Российских производителей имеют вес одной секции радиатора 5,8 кг и ровную поверхность.

КАК И ЧЕМ СНЯТЬ КРАСКУ С СОВЕТСКИХ БАТАРЕЙ (РЕСТАВРАЦИЯ РАДИАТОРОВ Ч.1)

Сравнительный анализ российских и зарубежных производителей

На современном российском рынке представлено различное исполнение чугунных батарей. Их производство отлажено не только в России, но и Чехии, Китае и Германии.

Вес. Масса одной секции, произведенной в Чехии, составит от 5 кг, а германо-китайское производство представляет батареи, секция которой весит от 3кг.

Износостойкость. Чугунные батареи зарубежных производителей имеют более высокую стойкость к коррозии и гладкую поверхность, что уменьшает гидравлическое сопротивление.

Дополнительные параметры. Поверхность импортных систем окрашивают либо покрывают антикоррозийным напылением. В то время как батареи от российских производителей чаще всего требуют дополнительного окрашивания.

Монтаж. Произведенные за рубежом батареи не нуждаются в протяжке соединений.

Цена. Российские батареи стоят гораздо дешевле зарубежных.

Артем
Какой вес и объем у чугунной батареи?

Когда речь заходит о покупке чугунных батарей, сразу же возникает ассоциация с тяжеловесными старыми приборами, которые не могут ничем удивить, кроме как своими габаритами. Но оправданы ли подобные ассоциации, или это только стереотипы? Давайте разберемся и узнаем, какой же вес и объем одной секции радиатора из чугуна.

Батареи старого образца

Выделяют два типа чугунных радиаторов старого образца:

  • классические;
  • винтажные.

Одна секция классической чугунной батареи в среднем весит 7,1 кг. На практике возможны небольшие отклонения в сторону увеличения – до 7,5 кг, в зависимости от высоты прибора. Это масса полой секции, а вот вместе с теплоносителем ее вес составит 8,6 кг: объем секции радиатора старого образца – 1,5 л.

Тепловая мощность одной чугунной секции составляет приблизительно 170 Вт. Таким образом, для обогрева комнаты 20 кв.м. понадобится 12 секций, что по весу составит 85 кг, а после наполнения теплоносителем – 103 кг.

Совет. Чтобы не возникло проблем с монтажом радиатора, не рекомендуется покупать прибор с чистым весом более 43 кг – лучше вместо одной батареи на 12 секций установить две по 6 секций.

Второй тип чугунных приборов – винтажный радиатор. Его секция весит еще больше классической – 12-14 кг. А вот тепломощность прибора ниже – 156 Вт на одну секцию. Объем такой же – 1,5 л на секцию.

Современные радиаторы

Вес так называемых облегченных чугунных батарей в среднем в два раза меньше массы классических и в три раза меньше винтажных. Естественно, остальные параметры, включая объем и мощность, также отличаются:

  • Одна секция стандартной современной батареи из чугуна весит от 3,2 кг до 3,8 кг. В среднем – 3,5 кг.
  • Объем теплоносителя – 0,8 л. Наполненная секция весит 4,3 кг.
  • Тепломощность секции – 140 Вт. Для обогрева комнаты площадью 20 кв.м. понадобится 14 секций. Вес такой отопительной конструкции вместе с водой составит 60 кг.

Итак, имеем несколько разновидностей батарей, отличающихся и весом, и объемом. Так что, если хотите видеть в своем жилище именно чугунные радиаторы, у вас всегда есть выбор: от сравнительно легких современных до немыслимо тяжелых, но эффектных винтажных.

Плюсы и минусы чугунных радиаторов

Можно сказать без преувеличений, что недостатки ребристых батарей из этого металла компенсируются достоинствами. Начнем со вторых:

  1. Чугун хоть и хрупок, но прочен и долговечен. Изделия из него спокойно служат до 50 лет.
  2. Любой радиатор, вылитый из чугуна, отлично противостоит коррозии, а потому применяется в сетях с низкокачественным теплоносителем (например, в системах центрального отопления квартир).
  3. Широкий выбор по внешнему виду. Современные алюминиевые радиаторы здесь явно проигрывают красивым батареям отопления, сделанным из чугуна в различных стилях, — ретро, модерн и так далее.

Теперь о негативных сторонах. Учитывая, сколько весит радиаторная секция чугунной батареи (а их масса исчисляется десятками килограмм), можно выделить следующие недостатки:

  • инерционность;
  • сложность монтажа в плане крепления к стенам;
  • приличная стоимость греющих приборов.

Для справки. Некоторым производителям удалось существенно уменьшить вес чугунных радиаторов и таким образом улучшить их технические характеристики, о чем мы поведаем далее.

Инерционность – это длительный прогрев и остывание батарей отопления, проистекающий из массивности чугунных секций и большого объема воды. Требуется время, чтобы нагреть корпус прибора и теплоноситель, что затрудняет автоматическое регулирование температуры в комнатах с помощью радиаторных клапанов с термоголовками. Правда, при внезапном отключении котла подобная система дольше выделяет тепло, чем обогреватели из алюминия или биметалла.

Винтажные краны для ретро — батарей от
Carlo Poletti

Тяжелые радиаторные секции, выполненные из чугуна, трудно крепить к стенам, построенным из современных пористых материалов – газобетона и пеноблока, не говоря уже о каркасных домах и коттеджах из SIP-панелей. Приходится нести дополнительные затраты, дабы купить специальные кронштейны крепления чугунных тяжелых радиаторов и подходящие по дизайну краны.

Сколько весит одна секция

Проведем сравнительный анализ обогревательных приборов по этому показателю, а за точку отсчета примем старые советские «гармошки». Итак, вес одной секции чугунной традиционной батареи МС-140 составляет 7.12 кг, а вместительность – 1.5 л воды при стандартной межосевой высоте 500 мм. То есть, полная масса 1 секции радиатора в рабочем состоянии выходит 7.12 + 1.5 = 8.62 кг.

Пример расчета массы. Как правило, в частных домах используются приборы отопления с количеством секций от 4 до 12 шт. Возьмем среднее число – 7 секций, тогда масса батареи старого образца составит 8.62 х 7 = 60.34 кг, а без воды – 49.84 кг. Этакую махину в одиночку устанавливать непросто, обязательно нужен помощник.

Ниже в таблице мы представим различные варианты новых отопителей, в том числе чугунные евро батареи, где укажем волнующие домовладельцев показатели — вес ребра, его вместительность, теплоотдачу и цену в условных единицах.

Бренд и модель радиатора Страна Вес, кг Объем теплоносителя, л Тепловая мощность, Вт Цена, у. е.
Viadrus KALOR 500/70 Чехия 4 0.8 70.3 20.05
Viadrus Bohemia 450/220 Чехия 9.9 2.4 110 78.25
Demir Dokum Nostalgia 500/200 Турция 9.6 2.3 163 52.20
Retro Style Anerli 560/230 Россия 17 3.29 189 229.60
EXEMET Modern 600/100 Турция 4.3 0.7 102 32
EXEMET Classica 500/176 Турция 9.3 1.95 145 76.85

Примечание. Цифры после названия бренда и модели означают следующее: расстояние между осями пробок / глубина в мм.

Как промыть батарею (радиатор)?

Как видите, мы подобрали изделия примерно одинаковой высоты и разной глубины, влияющей на массивность каждого ребра. Чтобы оценить реальную массу радиаторов, предлагаем ее посчитать исходя из потребной тепловой мощности для обогрева стандартной комнаты площадью 20 м². Положив на квадрат площади 100 Вт тепла, получаем потребную мощность отопления 2 кВт.

Расчет реального веса отопительных приборов

Теперь посчитаем, какой получится вес и число секций у чугунных обогревающих батарей, обеспечивающих теплоотдачу 2 кВт. Начнем со старого образца – МС-140, чья мощность составляет 160 Вт с одного ребра. Чтобы набрать 2000 Вт, нужно их поделить на 160 Вт, получим 12.5 секций, округленно 13 шт. Общий вес готовых батарей составит 13 х 7.12 = 92.6 кг, а с водой – 112 кг. То есть, на каждый киловатт теплоотдачи приходится 112 / 2 = 56 кг массы радиатора, наполненного теплоносителем.

Тем же способом вычислим удельный вес представленных выше батарей из чугуна и узнаем, как далеко ушли вперед технологии изготовления подобных обогревателей. Результаты занесем в таблицу:

Бренд и модель радиатора Мощность 1 ребра, Вт Число секций, обеспечивающее 2 кВт тепла Вес с водой, кг Какой вес приходится на теплоотдачу 1 кВт, кг Цена радиатора на 2 кВт, у. е.
Viadrus KALOR 500/70 70.3 29 139 69.5 582
Viadrus Bohemia 450/220 110 19 234 117 1487
Demir Dokum Nostalgia 500/200 163 13 155 77.5 679
Retro Style Anerli 560/230 189 11 223 111.5 2526
EXEMET Modern 600/100 102 20 100 50 640
EXEMET Classica 500/176 145 14 158 79 1076

Замечание. Из представленной таблицы хорошо видно, сколько стоит современный чугун для отопления квартир и частных домов. Для сравнения: цена секции МС-140 составляет 8.3 у. е., а целого радиатора на 2000 Вт – 108 у. е. Подобные цены ограничивают количество домовладельцев, способных купить дизайнерские изделия.

На основании проведенного анализа можно сделать такие выводы:

  1. Тепловая мощность греющего прибора практически не зависит от его массы, только от площади поверхности.
  2. Производители изготавливают как массивные, так и более легкие модели чугунных батарей, которые крепятся к стенам.
  3. Наиболее тяжелые радиаторы из чугуна сделаны в стиле «ретро», облегченные – в стиле «модерн».
  4. Если сравнивать новые обогреватели от разных брендов с «гармошками» по объему теплоносителя, то становится ясно, что данный показатель почти не изменился.
  5. Массивность обеспечивается за счет толщины чугунных стенок. Это значит, что наиболее тонкие стенки – у изделий от турецких брендов EXEMET и Demir Dokum, а самые толстые – у российского производителя Retro Style.
  6. Заметьте, что вес чугуна влияет на конечную цену продукта. Чем тяжелее изделие, тем оно дороже.

Для справки. Винтажные модели обогревательных приборов, обладающие большой массой, обычно предлагаются в напольной версии. То есть, 2 крайних секции оснащены ножками, а в длинных чугунных отопителях ставятся дополнительные опоры посередине. О монтаже дизайнерских батарей смотрите на видео:

Заключение

Поскольку чугун – хрупкий металл, отливать из него тонкостенные изделия бессмысленно. Поэтому радиаторы из этого материала навсегда останутся тяжеленными по сравнению с алюминиевыми и биметаллическими «собратьями». С другой стороны, они смотрятся куда красивее и гармонируют с любым интерьером жилища. Благодаря чему нынешние батареи, сделанные из чугуна, могли бы стать очень востребованным товаром, если бы не высокая стоимость.

Вес одной секции чугунной батареи

О чугунных батареях

Радиатор из чугуна принадлежит к классике жанра. Его применяют уже более 100 лет и полностью вытеснить с рынка пока еще неспособна ни одна современная модель. Чугунные радиаторы пользуются спросом благодаря характеристикам самого материала.

Важными преимуществами чугуна являются:

  1. Устойчивость к коррозии,
  2. Долговременность эксплуатации,
  3. Нетребовательность к качеству теплоносителя,
  4. Отличная теплопередача,
  5. Нетребовательность в применении.

Не может быть все так гладко, и два недостатка все же находятся.

  • Один кроется в массе. Сколько весит секция чугунной батареи? Вес 1 секции чугунного радиатора составляет примерно 7,5 кг. Благодаря несложным умозаключениям можно прийти к выводу, что стандартная батарея из 7 секций будет весить 52,5 кг. Чтобы обеспечить комфортную температуру в комнате, одной секции нагревательного элемента, как правило, недостаточно. Исходя из данных обстоятельств, осуществляя надежность конструкции, приходится продумывать способы крепления радиаторных элементов к стене. Давайте произведем расчет на примере. Советская модель МС 140 , которая до сих пор присутствует на рынке, имеет немалую массу — 7,12 кг. Объем ее одной секции составляет 1,5 литра воды, общая масса получается равной 8,62 кг. Тепловая мощность при этом равна примерно 170 Вт. Сколько нужно секций для обогрева комнаты площадью 20 м2? Если необходимо обогреть комнату 20 м2, то потребуется 12 секций, тогда масса будет составлять 85,4 кг, плюс вода – 103,4кг.
  • Вторым отрицательным моментом чугуна является его хрупкость. Поэтому, чтобы осуществить перенос изделия с большой массой и его крепление, необходимо все манипуляции с ним проделывать максимально осторожно, предотвращая малейшие удары во избежание невидимых глазу микротрещин. Так как в процессе работы с неизбежным ростом давления в сети отопления, образовавшиеся трещины начнут увеличиваться, что закончится протечками радиатора.

Базовые характеристики классического радиатора

Стандартная чугунная батарея состоит из 4-10 отдельных секций. Ее размер зависит от выбора теплового режима в помещении и архитектурных особенностей дома.

Несмотря на возникающие сложности при установке тяжелого радиатора отопления из чугуна, все же основной проблемой это не считается. Основная задача состоит в выполнении правильного монтажа батареи. Чтобы его осуществить, недостаточно знать лишь массу изделия, необходимо учесть следующие моменты:

Реставрация старой чугунной батареи.

  • Расстояние между осями. Стандартные модели могут иметь 350 или 500 мм. Батареи с большой высотой характеризуются пропорциональными размерами между осями.
  • Глубину. Стандартные размеры 92, 99, 110 мм.
  • Ширину секции. Размеры находятся в несколько большем диапазоне – 35 — 60 мм.
  • Объем секции. Это количество теплоносителя, которое необходимо для полного заполнения элемента радиатора. Объем находится в зависимости от размера секции. Средние значения колеблются от 1 до 4 литров.

Важной проблемой установки чугунной батареи классического образца является то, что она предназначена только для крепления на стене. В то же время большинство домов современности изготавливаются из пористых материалов, таких как газобетон, пенобетон, а также SIP-панели с пенопластовым наполнением. Данные стены нуждаются в специальном креплении сложной конструкции с многоточечной фиксацией, что вряд ли будет вам по душе.

Современные модели радиаторов отопления

Для крепления на стенах различными производителями разработаны новые модели из серого чугуна, их масса гораздо меньше старых классических образцов. К примеру, опишем чешский радиатор отопления Viadrus STYL 500. Сколько весит 1 секция данного радиатора отопления? И сколько выйдет масса всей конструкции?

Масса 1 секции составляет 3,8 кг, воды вмещается 0,8 литра, поэтому масса одной секции радиатора с водой составит 4,6 кг. При тепловом потоке 140 Вт для обогрева комнаты в 20 м2 потребуется 14 секций, по весу соответственно выйдет 64,4 кг с водой. Таким образом, этот показатель отличается в меньшую сторону на 40%, чем у классического образца МС 140 . Если это значение разделить на две части (по 32 кг), то можно сделать вывод, что установку на стены из современных материалов, включая пористый бетон, осуществить вполне возможно без дополнительных крепежных элементов.

Еще более легкая конструкция разработана российскими производителями. Их отопительные приборы предлагаются под брендом EXEMET, модель MODERN отличается следующими весовыми характеристиками:

Одна секция у этого производителя весит 3,2 кг, теплоотдача 93 Вт. Чтобы обогреть комнату в 20 м2 потребуется 22 секции, тогда общая масса составит 70,4 кг. Данные параметры неплохи, особенно если учесть, что компания производит модели с возможной установкой на полу.

Винтажная модель

Несколько слов о винтажной батарее из чугуна. Ее вес превосходит советский образец, который может достигать 14 кг. Данные отопительные приборы внешне очень напоминают старинные, которые устанавливали в далеком 19 веке в резиденциях и усадьбах.

Модель EXEMET FIDELIA весит 12 кг, теплоотдача 156 Вт, общая масса прибора для нашего примера выходит просто чудовищной – 154 кг. Сложный вопрос установки здесь неактуален, так как первая и последняя секции снабжены ножками для размещения прибора на полу.

Итак, чтобы обеспечить отопительной системе бесперебойную службу, нельзя игнорировать такие важные показатели, как вес и объем секции батареи. Благодаря правильному подсчету нагрузки на крепежные элементы, можно рассчитывать на надежность установки и долгосрочную эксплуатацию прибора.

Добрая старая классика

Радиаторы отопления из чугуна бывают различных конфигураций.

Классическими считаются батареи «советских времен».

Новая жизнь чугунных радиаторов

Благодаря качеству изделий, способности выдерживать перепады давления в сети, большой теплоотдачи их целесообразно устанавливать в домах с централизованной системой подачи тепла.

Популярный среди покупателей классический тип батарей, широко представленных на рынке, их вес:

  • Модификации радиатора «советского образца» МС 140 (7,14 кг)
  • МС – 110. Массой 5,7 кг
  • МС – 90. Батарея старого образца. Пустая одиночная секция весит 6,52 кг
  • Т 90. Точный вес – 4, 57 кг
  • МС 85. Масса ребра – 4, 45

Следует учесть, что единого стандарта для изготовления чугунных радиаторов не существует. ГОСТ обязывает производителей выпускать продукцию, которая должна выдерживать температуру носителя (до 150°С), давление (0,9МПа), а вес не регламентируется.

При заливании внутрь воды 1 секция чугунной отопительной батареи при весе (к примеру классическая модель МС 140) 7,14 кг увеличится до 8, 59 кг. Она рассчитана примерно на 1,45 литра воды. Соответственно возрастает общий вес.

Именно этот показатель надо учитывать при монтаже, чтобы подобрать правильное крепление.

Классические секции – настенные, другой вариант не предусмотрен. Они подходят для помещений из кирпича, бетона – прочного материала с толстыми стенами.
Это не значит, что обладатели квартир в панельных домах, владельцы жилья из СИП панелей должны отказаться от чугунных батарей. Для них производители создали новые облегченные настенные и напольные модели радиаторов.

Варианты новых моделей из чугуна

Радиаторы нового поколения выпускают по всему миру. В России популярны такие производители:

  • Производственная строительная компания «ТомБат». Качество продукции не уступает мировым производителям, а цена радует. Широкий модельный ряд: от наибольшей «советского образца» весом 7,5 кг до меньшей МС 90-300 – 5,2 кг.
  • Китайская компания «KONNER» предлагает модели «Хит», «Модерн», «Легенда». Вес секции с расстоянием между осями 300 – 3,4 кг, 500 – 4,9 кг, 600 – 7,7 кг. Они соответствуют отечественному стандарту, прошли адаптацию погодными условиями.
  • Чешская фирма «VIADRUS» поставляет следующую модификацию: «STIL», «KALOR», «TERMO». Межосевое расстояние колеблется в отдельных моделях от 300 до 900. Масса секции варьируется. Можно найти модели по 10,6 кг и 3.2 кг – зависит от модели, ее технических возможностей.

К современным моделям относятся изделия под старину. Специализируются на таких «произведениях искусства» немецкие, французские американские, белорусские производители. За основу были взяты старинные батареи 19 века, стоявшие в именитых домах. Каждая секция отливается в специальной форме с причудливыми узорами. Отдельный сегмент покрывают только грунтовкой, после – предлагают покупателю.

Каждый может подобрать краску, подходящую под дизайн помещения, создавая неповторимое общее восприятие всего дома. Такие радиаторы не прячут за экранами. Их выставляют на всеобщее обозрение. Вес секции отопительной батареи из чугуна по новому образцу может достигать 14 кг. Поэтому с двух сторон проектируют ножки.

Точный расчет массы радиатора

Вес просчитать не сложно самому. В помощь надо взять техническую характеристику, прилагаемую к каждому изделию.

  • Вес одного ребра.
  • Объем воды, которая может поместиться.
  • Тепловую мощность (от нее зависит количество секций необходимых для отдельно взятого помещения).
  • Вес одного звена умножить на полученное количество секций.

Как разобрать чугунные старые радиаторы — ремонт и сборка

Для стандартной комнаты с потолками – 2,50 м требуется в среднем 12 секций. Чтобы узнать точный вес собранной батареи умножаем 12 на вес одного звена (указан в технических характеристиках). На конечный вес радиатора влияет количество, размер, состояние окон, тепловые потери помещения, отделка фасада, размещение комнаты (торцевая, угловая), материал возведенных стен.

Не обязательно монтировать огромные громоздкие батареи. Можно аккуратно разместить несколько радиаторов под каждым окном. Они отсекут холодный воздух, прогреют помещение, а зрительно комнату не испортят.

Оцените статью
Магия рукоделия: подборка лучших видео-мастерклассов
Добавить комментарий