Мастер-класс Реставрация старинного шкафа. завершающая

Магия рукоделия

Реставрация старинного шкафа. Часть 1: вступление и небольшой экскурс в историю

Как я недавно написал в своем блоге, закончил реставрацию старинного шкафа. Там же я обещал опубликовать «долгоиграющий» мастер-класс по его реставрации. Сдерживаю свое слово. Напомню читателю, что процесс реставрации заключается в максимальном восстановлении первоначального вида изделия. А то сейчас очень модно стало так называемое «состаривание» выполненного сегодня новодела, но в моем случае состаривать что-либо не было необходимости.

Предупреждаю, что читателю необходимо набраться терпения, так как работа сделана большая и материала в мастер-классе будет очень много, одних фотографий сделано несколько сотен, все их, конечно, публиковать не буду, но.

На заглавном фото показан рабочий момент реставрационных работ. Мои читатели знают, что это фото будет сопровождать все части мастер-класса.

В процессе работы прочитал достаточное количество литературы, ознакомился с очень, на мой взгляд, любопытными фактами, поэтому решил на страницах журнала поделиться с наиболее интересными из них с моими читателями, тем более они позволяют более точно понять историю «рождения» этого шкафа.

Итак, вот какой шкаф попался ко мне в руки.

Шкаф был приобретен заказчиком реставрационных работ в Браславском районе, расположенном в Витебской области Белоруссии. Сегодня северная граница Браславского района проходит по государственной границе Республики Беларусь с нынешней Литвой и Латвией.

При первоначальном знакомстве со шкафом получилось, что его период его создания относится ко второй половине — концу ХIХ века. В те времена Браславский район по административному расположению находился на территории Новоалександровского уезда Ковенской губернии Российской империи. Центр уезда — село Новоалександровское (ныне литовское село Зарасай), а центр губернии — это город Ковно (ныне литовский город Каунас).

Ковенская губерния была создана указом Николая I из семи северных уездов Виленской губернии в 1842 году. Ковенская губерния занимала западный угол Великого Княжества Литовского (не путать его с современной Литвой). Граничила с севера и востока с Курляндской губернией, с юга — с Виленской и Сувалкской губерниями (от последней отделялась рекой Мемелем (нынешним Неманом) и с запада — с Германией и Гробинским уездом Курляндской губернии.

В состав Ковенской губернии входила почти вся территория бывшего Жмудского старостатства Великого Княжества Литовского, а так же части Трокского и Виленского воеводства Речи Постолитой. По занимаемому ею пространству 35711,9 кв. версты (40641,36 кв. км) Ковенская губерния принадлежала к числу наименьших губерний в России. Новоалександровский уезд занимал восточную часть Ковенской губернии. В настоящее время вся территория в составе Литвы, небольшая часть в составе Латвии и Белоруссии.

Из исторической справки становится понятно, почему стиль шкафа относится к так называемому «западному стилю», который был распространен именно в те времена в Германии, Польше, других западных странах. Можно даже сказать, что это стиль, похожий на «необарокко». Особенно это ярко выражено в верхней части шкафа, в его украшающем элементе, так назваемой короне,

а так же конструкции и внешнем виде дверок шкафа.

Такой «западный» стиль был очень распространен именно в ХIХ веке.

Есть еще несколько моментов, которые так или иначе подтверждают возраст шкафа.

1. Состояние древесины.

Если внимательно посмотреть на состояние древесины элементов шкафа, которые приводятся далее в нескольких фотографиях, то становится ясно, что возраст шкафа является весьма почтенным.

Жук-древоточец основательно повредил элементы шкафа, особенно, в нижней его части. Ясно, что в любом «новоделе» такого повреждения не будет.

2. Наличием определенного вида гвоздей.

Гвозди являются одним из лучших ключей в определении исторического возраста здания, мебели, других памятников деревянного зодчества. Особенно это ярко выражено в период ХVIII — начала ХХ веков, т.к. в это время производство гвоздей переживало настоящую революцию.Такая ситуация с гвоздями определялась в то время переходом от ручного труда к труду механизированному, бурным развитием промышленности. Если, к примеру, история кованых гвоздей (т.е. гвоздей ручной работы кузнеца) во временных рамках занимает не меньше тысячелетия, с начала кузнечного дела, а кованные гвозди вошли в широкий обиход в период Х — ХVIII веков, то гвозди, пришедшие на смену кованым, продержались не больше столетия.

Гвозди раньше были очень дорогими, ведь ручной труд кузнеца всегда был тяжелым и ценился очень дорого. Поэтому даже, если случался пожар, то на пепелище люди собирали гвозди, несли на подработку кузнецу и снова пускали их в оборот. Запасы гвоздей были по-настоящему целым капиталом.

Стоимость гвоздей немного снизилась во второй половине ХVIII века, когда их перестали изготавливать вручную. На смену кованым гвоздям появились так называемый «резаные гвозди». Был изобретен первый агрегат промышленного производства гвоздей, и назывался он «резальная машина». Что касается названия «резаные гвозди», то правильно было бы назвать их «выстриженными», потому что они как бы выстригались устройством, похожим на большие ножницы из листовой стали. Толщина стального листа становилась толщиной гвоздя. Резанные гвозди, таким образом, имели два параллельные стороны, образованные плоскостями листа стали из которого они были выстрижены. Поэтому их второе название — квадратные гвозди. Это и является их главным отличием от кованых гвоздей, которые были тоже квадратными, но в процессе ковки суживались в направлении от шляпки к заостренному концу. Резальная машина, к сожалению, не была такой совершенной, чтобы совместить в себе все процессы производства гвоздей. Она делала только стержень гвоздя, шляпку нужно было формировать на другой машине. В любом случае, доля ручного труда в таком производстве была велика. Своего расцвета резанные гвозди достигли к 1820 году, а в середине ХIХ века они уже преобладали на рынке.

Резаные гвозди перестали изготавливать только к началу ХХ века, когда при изготовлении гвоздей стали применять проволоку, равную в сечении по всей длине. На мой взгляд, интересно и то, что первая машина на которой можно было производить проволоку появилась в начале ХIХ века, но та проволока была тонкой и для производства гвоздей не годилась. Проволоку достаточно большого сечения и, к тому же, прочную, из стали, придумали только в 1910 году. Это изобретение позволило делать круглые в сечении проволочные гвозди. Процесс был полностью механизирован, гвозди стали доступны по цене и появились в каждом доме.

В шкафу были резаные гвозди.

При этом двух видов. Их характеристики следующие.

1. Сечение 3,2 мм х 3,2 мм, длина 83 мм, диаметр шляпки 8,5 мм

2. Сечение 1,8 мм х 1,8 мм, длина 51 мм, диаметр шляпки 4,8 мм.

Приведу любопытные данные, которые содержатся в «Энциклопедическом словаре» под редакцией Ф.А.Брокгауза и И.Е.Ефрона издания 1890-1907 гг. В словаре можно почерпнуть много информации по гвоздям, в частности, можно прочитать следующее:

«В настощее время почти все потребляемые в Росси гвозди выделываются на русских заводах: по «Сборнику статистических сведений о горной промышленности в России (изданному С.Кулибиным в 1893 г), в 1889 году гвоздей выделано было всего 608000 пудов. . По изданию департамента таможенный сборов: «Внешняя торговля России по европейской границе», 1891 году ввезено гвоздей разных всего в количестве 2000 пудов. Ввозятся гвозди дорогие, стоящие в среднем 10 руб. за пуд; это все, или очень мелкие сапожные и обойные гвозди, машинные или литые, или же гвозди с изукрашенными головками для обойщиков»

Проштудировав много материалов по истории гвоздей, я обнаружил, что в России первое упоминание о гвоздильных станках можно отнести к 1835 году, когда, вернувшись из Англии Ефим Александрович Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Ефимович Черепанов (1803 — 1849 ) спроектировали и построили на тагильском заводе гвоздарный станок. Массовое использование в России гвоздильных станков началось в 1870-1880 гг. В основном, оборудование для производства гвоздей поставлялось из Германии и Англии. Интересно, что в 1880 году был основан гвоздильный завод и в тогдашней Минской губернии (братьями Леопольдом и Александром Лурье в городе Пинске).

Поэтому становиться ясно, что если шкаф сделан где-то в 60-х годах ХIХ века, то в нем гвозди не отечествекнного производства, а полученные из-за границы (импортные), если в конце ХIХ века — то гвозди наши, отечественные, российского, возможно даже и пинского производства.

Если посмотреть справочную литературу, то в те времена их маркировка указывалась в дюймах (2,54 см), тогда у меня гвозди были «двухдюймовые» и «три дюйма с четвертью «, если они были отечественные. А вот если они были импортные, то их называли «шестипенсовый» и «двеннадцатипенсовый».

Чтобы пояснить такое название, остановлюсь на этом несколько подробнее. Оказывается, что понятие «пенс» применительно к гвоздям, которое сохранилось и по сей день в некоторых странах, особенно в Англии, появилось в Англии в ХVII веке. Тогда фунт стерлингов (английская денежная еденица) делился на шиллинги и пенсы, а пенс был самой мелкой монетой. До ХVII века у гвоздей не было каких-либо стандартных размеров. Каждый гвоздарь (так назывались кузнецы, изготавливающие гвозди) делал гвозди такой длины, какой считал нужным. Но вот цены на гвозди оставались постоянными, или почти постоянными очень долгое время. Поэтому в конце концов стандарт гвоздей сформировался на основе цен на них. В то время сто самых маленьких гвоздей стоили один пенс, гвозди размером побольше — четыре пенса, сто больших гвоздей стоили восемь пенсов, 16 и т.д., Так их и называли «однопенсовый», «четырехпенсовый» и т.д. Конечно, сегодня есть специальные таблицы, с помощью которых можно перевести стандартные размеры гвоздей, к примеру, из пенсового размера в дюймовые или в миллиметровые (которые приняты, кстати, у нас сегодня).

Чтобы закончить с гвоздями, замечу, что применительно к моему шкафу можно отметить, что, если бы гвозди в нем были бы кованые, то с вероятностью 100% его дату создания можно было бы отнести где-нибудь к периоду начала ХIХ века.

3. Конструктивные особенности.

В пользу того факта, что шкаф создан в указанный мною выше период времени говорит метод устройства филенчатой конструкции задней стенки шкафа.

Ведь к конце ХIХ века изобрели фанеру и, как правило, уже в начале ХХ века стали массово применять ее при устройстве мебели.

4. Прменением оригинальной металлической фарнитуры, способу их установки.

Если посмотреть на навесные петли дверок шкафа,

то можно сказать, что такие петли применялись в ХIХ веке. Сейчас их аналог называется «пяточная петля». При установке дверок верхняя приемная петля ставилась на краю передней наружной рамы шкафа.

А вот на самой дверке петля стоит почти посередине.

Сама дверка своей, на нашем предыдущем фото, левой частью при открывании немного заходила во внутреннюю часть шкафа, а при закрывании утапливалась в специально выбранный объем внутренней вертикальной поверхности наружной рамы шкафа (на следующем фото эта выборка видна справа от патрона дрели).

Такое оригинальное расположение петель позволяло при закрывании шкафа дверке заходить за наружную боковую поверхность наружной рамы и создавать красивый рельеф лицевой стороне шкафа.

В шкафу было установлено необычное запорное устройство левой дверки шкафа.

На нем я остановлюсь подробнее в своих других частях мастер-класса.

Безусловно, по-настоящему, являются старинными замки правой дверки и левого ящика шкафа с их оригинальными гвоздями для крепления. Уж точно эти гвозди выделывались за границей, они-то не резаные.

5. Применением оригинальной конструкции деревянной внутренней вешалки шкафа.

Внутри шкафа была устроена очень оригинальная вешалка, состоящая из двух элементов, поворачивающихся вокруг основного, зафиксированного на задней стенке шкафа, рамочного элемента почти на 180 градусов.

Об этом элементе также поговорим подробнее в моем мастер-классе далее.

Не секрет, что при оценке возраста шкафа я опирался на мнение моих коллег, занимающихся реставрацией.

Как я написал в начале этой части, шкаф был приобретен и вывезен с севера Белоруссии из нынешнего Браславского района. Те, кто владел этим шкафом, к сожалению, моему заказчику рассказать его историю не смогли. В литературе, которую мне удалось прочитать, какую-то информацию о таких работах найти мне не удалось. Да это и неудивительно, так как в книгах по реставрации, как правило, описываются работы известных мастеров, приводятся примеры по реставрации дорогих, зачастую уникальных работ.

В моем случае совершенно понятно, что этот шкаф не является каким-то произведением искусства, а судя по всему, выполнен, хоть и очень качественно, в какой-то кустарной мастерской (плотницкой артели), которых в те времена было великое множество.

По всей видимости, покупателем этого шкафа являлся либо же какой-то не богатый дворянин, весьма возможно — представитель духовенства, военного звания, купечества или местной интеллигенции. Крестьянам такая вещь была совсем не по карману. Хорошая мебель в те времена производилась из ценных пород древесины, инскрустировалась золотом, серебром, другими металлами и стоила очень дорого. Ее приобретение могли позволить себе только очень состоятельные люди.

Мои слова косвенно может подтвердить уже упомянутый мной «Энциклопедический словарь», который сообщает, что к 1 январю 1896 года население Новоалександровского уезда Ковенской губернии составляло около 230000 человек. Преобладали крестьяне — 170000, насчитывалось дворян — 4402, духовного сословия — 821, почетных граждан и купцов — 294, мещан — 30889, военного сословия — 8693.

Мой шкаф, за исключением украшающих элементов, был выполнен из сосновых досок. Хотелось бы отметить, что доски перед работой были очень грамотно и хорошо высушены. Об этом можно судить по тому факту, что несмотря на то, что в элементах шкафа много досок с сучками, по прошествии стольких лет, сучки из досок не выпали. Применение сосновых досок также подтверждает мою версию о том, что владел шкафом человек небогатый.

Замечу, что в том же «Энциклопедическом словаре» есть указание на то, что в Новоалександровском уезде в 1896 году размещалось помимо 3 винокуренных, 7 мукомольных и ряда других заводов, 1 лесопильный завод. Вполне возможно, что именно на этом заводе и были изготовлены доски из которых был сделан наш шкаф.

Хотелось бы рассказать и об основных размерах шкафа. Его высота с учетом 9 см ножек составляет 185 см, ширина 129 см., глубина 63,5 см. Все элементы основного каркаса выполнены из досок толщиной 30 мм. Перегородки — из досок толщиной 18 мм. Выдвижные ящики имеют размер 50х21 см по наружной части, боковые поверхности ящиков выполнены так же из досок толщиной 1,8 см, а вот дно — из досок толщиной 0,8 см. Такую же толщину имеют и доски полочки в шкафу.

При работе, прикасаясь к деталям шкафа, постоянно думалось о тех мастерах, которые создали этот шкаф. Было очень приятно работать с мебелью из дерева, очень грамотно изготовленной вручную много лет назад по всем классическим правилам и технологиям столярного дела. Ведь шкаф, да и другая мебель, изготовленная в те времена и сегодня радует наши глаза. А этот конкретный, отреставрированный мною шкаф еще долгие годы прослужит его новым хозяевам. Не в пример современной мебели, которая производится, несмотря на дороговизну, ненадлежащего качества в нарушении всяческих технологий и, зачастую, разваливается чуть ли на сразу же после покупки…

Ну, и в заключении своего вступления хотелось бы показать на фото, какой красавец получился из моего шкафа на выходе.

На этом позвольте закончить свое небольшое, но, думается, достаточно интересное вступление.

Реставрация старинного шкафа. Часть 2: разборка и демонтаж металлической фурнитуры

Итак, перехожу ко второй части своего мастер-класса. В начале хотелось бы поблагодарить всех моих читателей за ваши комментарии к первой части моей публикации. Я решил на страницах журнала не вступать в полемику. Ведь, думаю, понятно, что спорить в интернете — это то же самое, что сражаться с ветрянными мельницами. Статью читает очень много людей, у каждого свой взгляд на те или иные вопросы. Да и мастер-класс посвящен ведь самому процессу работы. Рад, что мои коллеги «по цеху» высказали свое положительное мнение, спасибо им большое.

Начинаем собственно работу по разборке шкафа. При этом нужно это сделать так, чтобы, если так можно выразиться, «не переборщить», чтобы, выполняя разборку, не повредить те или иные детали предмета реставрации. Иначе поврежденные детали, как Вы понимаете, придется восстанавливать, что усложнит и так не простую реставрационную работу. Определить эту грань иногда довольно сложно, но нужно. В этой части мастер-класса я на конкретном примере расскажу про такую ситуацию.

Хочу сказать, что из-за большого объема работы, мне приходилось совмещать некоторые ее этапы, и именно сама разборка, выполнялась, фактически параллельно с другими видами работ (склеиванием, к примеру) но, думается, это не так важно.

Ясно, что в моем случае разборку нужно начинать с украшающих элементов. На фото — нижний украшающий элемент.

Здесь гвозди тоже «резаные».

Вот какая картина получается с нижними элементами.

Они повреждены настолько, что восстанавливать их дороже, чем сделать новые. Согласовываю этот вопрос с заказчиком. О том, что получилось в результате, расскажу в отдельной части мастер-класса.

Снимаем верхние украшающие элементы.

В принципе, они достаточно хорошо сохранились. Будем их «лечить» в других частях мастер-класса.

Снимаем украшающие элементы дверок шкафа.

И украшающие элементы нижних выдвижных ящиков.

Снимаем переднюю наружную раму, которая прикреплена к стенкам шкафа клеем и деревянными нагелями. На следующем снимке видно, что уже демонтирована самая верхняя часть наружной рамы, куда крепятся верхние украшающие элементы. Разборка этой верхней части не предоставила трудности, она была соединена с основной рамой на клею двумя шипами продолговатой прямоугольной формы (на снимке можно сбоку, чуть левее топора заметить одно гнездо шипового соединения).

После снятия передней рамы получилась такая картина.

Хорошо видно внутреннее устройство шкафа:

— вертикальная перегородка, делящая шкаф на две части;

— горизонтальная перегородка, являющаяся как бы верхней частью отделений для ящиков шкафа и одновременно нижней частью (дном) основных отделений;

— полка вверху правой половины шкафа, она состоит из трех не склеенных досок и хорошо видна на следующем фото.

����Мастер класс: Старинный шов, как зашить

Эти две перегородки к тому же придают шкафу в собранном виде дополнительную крепость, к ним с помощью гвоздей крепились элементы филенчатой задней стенки. Говоря современным языком, эти перегородки являются ребрами жесткости шкафа.

По периметру стенок видны нагеля, которые заходят в переднюю раму шкафа. Прибитые сбоку дощечка салатового цвета — это какой-то новодел, эти дощечки закреплены с двух сторон: на стенке и на внутренней вертикальной перегородке шкафа, а поверх них была устроена полукруглая перекладина, на которой хозяева шкафа располагали свои вешалки для одежды.

Такой же новодел был выполнен и во втором вертикальном отделении.

Ясно, что эти новоделы нужно убрать.

Шкаф, как я говорил ранее, выполнен из массива, поэтому имеет весьма большой вес. Переворачиваем его на бок и начинаем разбирать заднюю филенчатую часть. Склеенная филенка из-за большого возраста шкафа расклеилась. Поэтому без особого труда, достав гвозди, которыми она крепилась к перегородкам, выдвигаем одну из ее частей.

Хочется заметить, что при разборке следует помечать отдельные части любого предмета, чтобы потом при сборке не запутаться. Я это делаю наклеиванием на тот или иной элемент, в нашем случае шкафа, куска малярной ленты, на которой пишу карандашом его наименование.

К примеру, по описанному мною этапу, на наклеенной ленте на демонтированной части филенки я написал «Правая задняя филенка, правая крайняя часть».

Вторая часть филенки прибита к нижней горизонтальной полке шкафа, поэтому, чтобы разобрать ее, приходится в начале вытащить гвозди.

Эта часть филенки, склеенная из двух досок не расклеилась, поэтому после вытаскивания всех гвоздей, ее закрепляющих, извлекается из рамы целиком, вместе с вешалкой, расположенной на задней стенке шкафа.

Эту «родную» вешалку также следует отделить от стенки.

Вот верхний элемент демонтированной передней рамы шкафа, на которую навешиваются дверки.

А вот элемент нижний.

С помощью отвертки вывинчиваем шурупы навесов и снимаем дверки.

На последнем снимке хорошо видны три отверстия под шурупы и широкое сквозное отверстие, куда для удобства навешивания и снятия дверей шкафа, заходит специальный штифт в «пяточных» навесах, которые крепятся к самим дверкам шкафа. Это часть навесов со штивтами.

А вот «принимающий» элемент навесов.

Кстати, такое же сквозное отверстие выполнено и в верхней части рамы в месте расположения навесов.

Отделив раму задней стенки от каркаса шкафа, демонтируем оригинальную вешалку, которая крепится к задней стенке.

Если присмотреться внимательно, то рядом с топором видны своеобразные зарезы. Это следы от болгарки, с помощью которой пришлось несколько звоздей, которыми задняя стенка была прибита к стенкам шкафа просто обрезать. Соединение резаными гвоздями очень прочное, поэтому просто вытащить с помощью топора, сильно не повредив древесину, несколько первых гвоздей я не смог. Пришлось, приподняв с помощью двух топоров заднюю раму, в образовавшуюся щель ставить круг болгарки и обрезать несколько гвоздей. Потом работа по вытаскиванию гвоздей пошла без проблем. Это, кстати, тоже можно отнести к моему замечанию в начале мастер-класса, где я говорил о том, что всегда следует «не переборщить».

Вот отделенная от задней стенки вешалка. К ней мы еще вернемся в других частях мастер-класса.

На снимке видна левая часть каркаса задней стенки после разборки филенок. Теперь с помощью киянки разбираем каркас филенчатой задней части, здесь имеем дело опять с шиповым соединением. Посмотрите, рядом с киянкой остались наброски карандаша мастера. Мне было даже как-то не по себе — здесь карандашом делал разметку деревянных деталей человек, которого давно нет.

Вот шкаф лежит на боку со средней вертикальной перегородкой.

Вот эта перегородка убрана.

А вот каким образом раньше мастера закрепляли эти перегородки. С помощью специальных двух реек-направляющих, прибитых гвоздями, между которыми плотно и загонялись элементы.

Таким же образом крепилась и вертикальная перегородка, только здесь рейки-направляющие прибивались ко дну и верхней крышке шкафа. На фото — нижняя часть основного отделения шкафа с рейками-направляющими на только что демонтированной части.

Эта часть стоит вне основной конструкции шкафа, а слева — дно шкафа. Там закреплены большими гвоздями бруски-полозья, по которым двигаются нижние ящики. Здесь я опять не стал разбирать эти узлы, сделанные очень крепко, на совесть.

Получается, что мы, в основном, шкаф разобрали. По идее, нужно еще разобрать и основной корпус шкафа. Его четыре элемента соединены так называемыми «ящичными в ласточкин хвост» шиповыми соединениями, а так же для дополнительной прочности пробиты большими гвоздями.

Я совсем недавно рассказывал вам, что при разборке задней стенки, пришлось воспользоваться болгаркой. В этом случае болгарка была бы бесполезной. Достать большие гвозди в таком соединении, без серьезного повреждения деталей, по-моему мнению, было бы очень проблематично. Учитывая тот факт, что при последующей шлифовке элементов, у меня будет хороший доступ ко всем сторонам каркаса шкафа, я решил далее разборку не продолжать. Конечно, такое положение вещей в дальнейшем создавало некоторые неудобства в работе, но это неудобство компенсировалось сохранением в целостности всех четырех элементов основного каркаса шкафа. Это как раз тот случай, когда следует «не переборщить».

Для удобства последующей шлифовки придется демонтировать и рейки-направляющие для крепления съемных стенок.

Для окончания разборки шкафа нужно демонтировать всю оставшуюся фурнитуру: замки, ручки, внутреннее запирающее устройство.

Здесь больших проблем не возникло. Для демонтажа замков просто нужно было вытащить очень своеобразные гвозди, которыми они были прикреплены к корпусу шкафа.

Сами замки имели такой вид в правой двери шкафа.

И в правом выдвижной ящике.

На левой стороне средней перегородки шкафа стояло оригинальное запорное устройство. Там нужно было просто отвиньтить четыре шурупа, и все.

Более подробно об этом устройстве остановился в нужном месте следующих частей мастер-класса.

На правой дверце была установлена металлическая ручка, явно не старинная. Можно с достаточно большой уверенностью сказать, что, когда был утерян ключ от внутренного замка дверки шкафа, то рядом с новой ручкой появилась металлическая проушина с накладкой под навесной замок. Это нужно было тоже снять.

С помощью отвертки была снята ручка.

Мои предположения о том, что эта ручка установлена гораздо позднее подтвердились. На следующем снимке хорошо видно, что на месте расположения ручки сохранились оригинальные отверстия от установки «родной» ручки. Они расположены как бы внутри расположения новых отверстий (новые отверстия я обвел карандашом). А если присмотреться внимательнее, то можно угадать и достаточно замысловатую форму основания старинной ручки, которая, судя по снимку, крепилась на шести специальных гвоздиках

То, что эта ручка не оригинальная, подтверждается и штампом на обратной стороне.

Подобная ручка, только немного другой формы, была на правом видвижном ящике. Какую-либо информацию о таком штампе мне найти не удалось. Имеет ли это изделие отношение к эпохе Никиты Сергеевича Хрущева или же это какое-то название, скажем населенного пункта «Хрущево», где размещался в каком-то году какой-то кооператив, сказать не могу. Может кто-то из читателей моего мастер-класса это подскажет?

На этом позвольте закончить эту часть мастер-класса.

Как обновить старый шкаф?

В современной жизни ничего не стоит на месте. Меняются вкусы, предпочтения, интерьер жилья. Поэтому часто после завершения ремонта главным вопросом становится, что делать со старой мебелью, особенно это касается шкафов.

Можно, конечно приобрести новую модель шикарного шкафа, которая бы гармонично вписывалась в новый дизайн комнаты, но если предыдущий вариант конструкции изготовлен из качественного материала или натурального дерева не стоит спешить его выбрасывать. Такой мебели вполне реально дать шанс на новую жизнь, для этого стоит лишь запастись терпением и узнать как обновить старый шкаф с помощью декорации.

На сегодняшний день существует множество способов обновления предметов. Это может быть роспись, покраска, декупаж или наклейка пленки, имитирующей различные материалы. Каждый из методов реставрации не потребует больших материальных затрат.

Благодаря таким современным технологиям отделки, шкаф приобретет оригинальный вид, а декорирование орнаментом или рисунком позволит установить конструкцию в любой комнате. Следует заметить, что в роли самостоятельного дизайнера может попробовать себя каждый, выбирая на свой вкус вид оформления и цветовую гамму.

Преимущества ручного оформления

Новая мебель это всегда модно, красиво и престижно. Ее можно приобрести как в готовом виде, так и изготовить под заказ. Но в последнее время большинство хозяев дома предпочитает брать в руки краски, кисти и начинать творить индивидуальные шедевры из старых моделей мебели. И это не зря, так как существует множество причин не выбрасывать на свалку устаревшие шкафы.

Самостоятельная реставрация имеет множество преимуществ, это:

  • Стильно. Главной причиной замены мебели считается ее несоответствие с новым стилем. Так, например, если в комнате выполнено декорирование в направлении кантри или прованс, то даже новый приобретенный шкаф придется «подгонять» под общий вид помещения. Поэтому, благодаря ручной стилистике, находящийся в эксплуатации шкаф, ничем не уступит дорогой новинке из магазина.
  • Модно. В последнее время стало популярным не только быть хозяином восстановленной мебели, но и уметь своими руками преображать старые предметы. Используя свою творческую фантазию можно из ненужной «рухляди» сделать настоящее произведение искусства.
  • Эксклюзивно. Как правило, все модели шкафов производятся серийно, поэтому часто в магазинах встречаются сотни похожих аналогов. А вот если конструкцию самостоятельно отреставрировать, то она будет в одном экземпляре. Кроме этого, шкафы можно декорировать оригинальным приемом в виде слияния палитры. После стилизации мебели в подходящий цвет, интерьер комнаты получается либо ярким или нейтральным, все зависит от личных вкусов.
  • Экономно. Купить новый шкаф бесплатно не получится. Что же касается обновленного вида конструкции то она окажется доступной и экономной. Например, чтобы приобрести банку краски, рулон наждачной бумаги и фурнитуру потребуется немного денег. Кроме этого, реставрация считается отличным способом для отдыха.

Как и чем можно украсить

Со временем все шкафы теряют свой первоначальный вид и становятся не актуальными для дизайна жилья. Но не стоит их сразу же выбрасывать. Таким устаревшим моделям вполне реально подарить эстетику и оригинальность. Для того, чтобы выполнить декорацию мебели в домашних условиях, достаточно запастись терпением и приобрести нужные материалы.

В современной отделке различают следующие виды восстановления:

  • Покраска. Это самое эффективное и простое решение. Обновить покраской шкаф возможно различными способами, применяя для этого не только шикарную палитру, но и множество вариантов нанесения краски. Чтобы шкаф преобразился, достаточно его полностью покрыть одним цветом или же обновить только определенные части: боковые стороны, дверцы, ящики, ручки. Необычно смотрятся конструкции покрашенные под омбре, когда тусклые оттенки красок плавно переходят в насыщенный тон.

Для данного вида отделки, как правило, используют акриловые растворы, они не оставляют запаха, легко смешиваются и смываются.

Декупаж старого шкафа в нежной голубой гамме

Я решила облагородить своё рабочее место. Декупажем раньше никогда не занималась, но уж очень хотелось добавить красоты и оригинальности в комнате. Сам процесс мне очень понравился. Давайте вместе посмотрим, как я это делала.

Для работы нам понадобится:

-старый шкаф 
-акриловая краска для дерева
-колер коричневого цвета
-акриловый лак
-салфетки для декупажа
-ножницы
-клей ПВА
-кисточка для клея
-кисточка для краски
-валик для краски
-лоток для маляра
-резиновые перчатки
-губка для посуды
-мисочка для клея
-наждачная бумага

Реставрация старой мебели. Туалетный столик для дочки

Итак, приступим. Вот такой шкаф у меня был изначально:

Вынимаем из него полочки.

Снимаем заглушки с комформатов.

А вот теперь в помощь зовём мужа, вручаем ему наждачную бумагу, и просим, чтобы он всё это дело зашкурил.

Если у вас есть возможность, то шкурить лучше на улице, потому-что, то, что творилось потом в комнате, словами не опишешь! Я замучалась убирать. Да, и ещё, шкурить лучше, надев респиратор, дабы не дышать этой гадостью.

После того, как весь шкаф и полочки зашкурены, можно приступать к покраске. Краску делим на две равные части, в одну из них добавляем коричневый колер и размешиваем до однородного цвета.

Сначала будем красить коричневой краской. Надеваем резиновые перчатки. Берём кисточку для краски и внутри прокрашиваем все углы.

Как обновить старый шкаф своими руками│Креативные идеи для дома│МАСТЕР-КЛАСС

А вот теперь наливаем краску в лоток и берём валик.

Валик обмакиваем в краску, лишнее скатываем на поверхности лотка и начинаем красить наш шкафчик.

Прокрашиваем в один слой и даём немного подсохнуть.

Пока сохнет шкаф, покрасим полочки. На пол застилаем клеёнку, кладём на неё полочки и красим их при помощи валика.

Шкаф уже немного подсох, теперь пока будут подсыхать полки, красим весь шкаф вторым слоем.

Полочки тоже покрываем вторым слоем краски. Как только они высохнут, переворачиваем и красим со второй стороны в два слоя.

Теперь валик, кисточку и лоток отмываем от коричневой краски. Всё хорошенько вытираем и приступим к использованию белой краски. В лоток наливаем краску и начинаем с полочек.

Прокрашиваем сначала в один слой, потом, как подсохнет первый, красим вторым слоем.

Подготавливаем ёмкость с водой и губку для посуды. Минут через 7-10, как только краска схватится, но ещё не полностью застынет, начнём состаривать нашу поверхность. Мочим губку в ёмкости с водой, отжимаем и обратной стороной губки имитируем разводы.

Растираем по своему желанию, как понравится по всей поверхности.

Так делаем со всеми полочками.

Как только краска полностью высохнет, переворачиваем полочки.

Покрываем сначала одним слоем краски.

Потом вторым слоем.

И как только подсохнет опять состариваем при помощи губки.

Полочки оставляем высыхать, и приступаем к покраске шкафа. Кисточкой прокрашиваем все углы.

После того, как все углы будут прокрашены, берём валик и начинаем покрывать шкаф первым слоем.

Красим шкаф со всех сторон.

Теперь приступим к покраске второго слоя.

И тут вам мой совет. Лучше красить не всё сразу, а по частям, потому-что краска быстро высыхает и потом будет сложнее её растирать губкой. Я этого ещё не знала, покрасила весь шкаф, он очень быстро высох и тут пришлось помучится. На состаривание ушло много времени и усилий, руки просто отваливались! Муж говорил, приляг, отдохни. Но хотелось скорее получить результат, так что трудилась, как говорится, не покладая рук.

Шкафчик оставляем высыхать. Теперь можно приступать к декупажу, начнём с полочек. Подготавливаем клей, кисточку для клея, мисочку, ножницы, салфетки.

Отделяем верхний слой салфетки с рисунком.

Вырезаем подходящие элементы.

Выкладываем рисунок на полочке.

Под основным рисунком промазываем клеем ПВА.

Сверху салфетку промазываем клеем.

Приклеиваем остальные элементы.

Оставляем сохнуть. И декупажим остальные полочки.

На шкафчике располагаем элементы салфеток и приклеиваем клеем ПВА.

Я сделала отметку на своём шкафчике, немного корявенькую, но свою)

После того, как клей высохнет можно начинать покрывать лаком. У меня такой лак. Мне он вообще не понравился! Уже прошло больше недели, как я покрыла этим лаком поверхность, он до сих пор липнет. Хотя на упаковке написано, что полное высыхание через 3-6 часов. Пришлось покупать другой лак и заново лакировать.

Лак наливаем в лоток.

Кисточкой промазываем углы.

Валиком лакируем весь шкаф.

Полочки с двух сторон покрываем лаком. Я лаком прошлась в два слоя.

Даём высохнуть и можно использовать по назначению.

Реставрация старинного шкафа. Часть 1: вступление и небольшой экскурс в историю

Как я недавно написал в своем блоге, закончил реставрацию старинного шкафа. Там же я обещал опубликовать «долгоиграющий» мастер-класс по его реставрации. Сдерживаю свое слово. Напомню читателю, что процесс реставрации заключается в максимальном восстановлении первоначального вида изделия. А то сейчас очень модно стало так называемое «состаривание» выполненного сегодня новодела, но в моем случае состаривать что-либо не было необходимости.

Предупреждаю, что читателю необходимо набраться терпения, так как работа сделана большая и материала в мастер-классе будет очень много, одних фотографий сделано несколько сотен, все их, конечно, публиковать не буду, но.

На заглавном фото показан рабочий момент реставрационных работ. Мои читатели знают, что это фото будет сопровождать все части мастер-класса.

В процессе работы прочитал достаточное количество литературы, ознакомился с очень, на мой взгляд, любопытными фактами, поэтому решил на страницах журнала поделиться с наиболее интересными из них с моими читателями, тем более они позволяют более точно понять историю «рождения» этого шкафа.

Итак, вот какой шкаф попался ко мне в руки.

Шкаф был приобретен заказчиком реставрационных работ в Браславском районе, расположенном в Витебской области Белоруссии. Сегодня северная граница Браславского района проходит по государственной границе Республики Беларусь с нынешней Литвой и Латвией.

При первоначальном знакомстве со шкафом получилось, что его период его создания относится ко второй половине — концу ХIХ века. В те времена Браславский район по административному расположению находился на территории Новоалександровского уезда Ковенской губернии Российской империи. Центр уезда — село Новоалександровское (ныне литовское село Зарасай), а центр губернии — это город Ковно (ныне литовский город Каунас).

Ковенская губерния была создана указом Николая I из семи северных уездов Виленской губернии в 1842 году. Ковенская губерния занимала западный угол Великого Княжества Литовского (не путать его с современной Литвой). Граничила с севера и востока с Курляндской губернией, с юга — с Виленской и Сувалкской губерниями (от последней отделялась рекой Мемелем (нынешним Неманом) и с запада — с Германией и Гробинским уездом Курляндской губернии.

В состав Ковенской губернии входила почти вся территория бывшего Жмудского старостатства Великого Княжества Литовского, а так же части Трокского и Виленского воеводства Речи Постолитой. По занимаемому ею пространству 35711,9 кв. версты (40641,36 кв. км) Ковенская губерния принадлежала к числу наименьших губерний в России. Новоалександровский уезд занимал восточную часть Ковенской губернии. В настоящее время вся территория в составе Литвы, небольшая часть в составе Латвии и Белоруссии.

Из исторической справки становится понятно, почему стиль шкафа относится к так называемому «западному стилю», который был распространен именно в те времена в Германии, Польше, других западных странах. Можно даже сказать, что это стиль, похожий на «необарокко». Особенно это ярко выражено в верхней части шкафа, в его украшающем элементе, так назваемой короне,

а так же конструкции и внешнем виде дверок шкафа.

Такой «западный» стиль был очень распространен именно в ХIХ веке.

Есть еще несколько моментов, которые так или иначе подтверждают возраст шкафа.

1. Состояние древесины.

Если внимательно посмотреть на состояние древесины элементов шкафа, которые приводятся далее в нескольких фотографиях, то становится ясно, что возраст шкафа является весьма почтенным.

Жук-древоточец основательно повредил элементы шкафа, особенно, в нижней его части. Ясно, что в любом «новоделе» такого повреждения не будет.

2. Наличием определенного вида гвоздей.

Гвозди являются одним из лучших ключей в определении исторического возраста здания, мебели, других памятников деревянного зодчества. Особенно это ярко выражено в период ХVIII — начала ХХ веков, т.к. в это время производство гвоздей переживало настоящую революцию.Такая ситуация с гвоздями определялась в то время переходом от ручного труда к труду механизированному, бурным развитием промышленности. Если, к примеру, история кованых гвоздей (т.е. гвоздей ручной работы кузнеца) во временных рамках занимает не меньше тысячелетия, с начала кузнечного дела, а кованные гвозди вошли в широкий обиход в период Х — ХVIII веков, то гвозди, пришедшие на смену кованым, продержались не больше столетия.

Гвозди раньше были очень дорогими, ведь ручной труд кузнеца всегда был тяжелым и ценился очень дорого. Поэтому даже, если случался пожар, то на пепелище люди собирали гвозди, несли на подработку кузнецу и снова пускали их в оборот. Запасы гвоздей были по-настоящему целым капиталом.

Стоимость гвоздей немного снизилась во второй половине ХVIII века, когда их перестали изготавливать вручную. На смену кованым гвоздям появились так называемый «резаные гвозди». Был изобретен первый агрегат промышленного производства гвоздей, и назывался он «резальная машина». Что касается названия «резаные гвозди», то правильно было бы назвать их «выстриженными», потому что они как бы выстригались устройством, похожим на большие ножницы из листовой стали. Толщина стального листа становилась толщиной гвоздя. Резанные гвозди, таким образом, имели два параллельные стороны, образованные плоскостями листа стали из которого они были выстрижены. Поэтому их второе название — квадратные гвозди. Это и является их главным отличием от кованых гвоздей, которые были тоже квадратными, но в процессе ковки суживались в направлении от шляпки к заостренному концу. Резальная машина, к сожалению, не была такой совершенной, чтобы совместить в себе все процессы производства гвоздей. Она делала только стержень гвоздя, шляпку нужно было формировать на другой машине. В любом случае, доля ручного труда в таком производстве была велика. Своего расцвета резанные гвозди достигли к 1820 году, а в середине ХIХ века они уже преобладали на рынке.

Резаные гвозди перестали изготавливать только к началу ХХ века, когда при изготовлении гвоздей стали применять проволоку, равную в сечении по всей длине. На мой взгляд, интересно и то, что первая машина на которой можно было производить проволоку появилась в начале ХIХ века, но та проволока была тонкой и для производства гвоздей не годилась. Проволоку достаточно большого сечения и, к тому же, прочную, из стали, придумали только в 1910 году. Это изобретение позволило делать круглые в сечении проволочные гвозди. Процесс был полностью механизирован, гвозди стали доступны по цене и появились в каждом доме.

В шкафу были резаные гвозди.

При этом двух видов. Их характеристики следующие.

1. Сечение 3,2 мм х 3,2 мм, длина 83 мм, диаметр шляпки 8,5 мм

2. Сечение 1,8 мм х 1,8 мм, длина 51 мм, диаметр шляпки 4,8 мм.

Приведу любопытные данные, которые содержатся в «Энциклопедическом словаре» под редакцией Ф.А.Брокгауза и И.Е.Ефрона издания 1890-1907 гг. В словаре можно почерпнуть много информации по гвоздям, в частности, можно прочитать следующее:

«В настощее время почти все потребляемые в Росси гвозди выделываются на русских заводах: по «Сборнику статистических сведений о горной промышленности в России (изданному С.Кулибиным в 1893 г), в 1889 году гвоздей выделано было всего 608000 пудов. . По изданию департамента таможенный сборов: «Внешняя торговля России по европейской границе», 1891 году ввезено гвоздей разных всего в количестве 2000 пудов. Ввозятся гвозди дорогие, стоящие в среднем 10 руб. за пуд; это все, или очень мелкие сапожные и обойные гвозди, машинные или литые, или же гвозди с изукрашенными головками для обойщиков»

Проштудировав много материалов по истории гвоздей, я обнаружил, что в России первое упоминание о гвоздильных станках можно отнести к 1835 году, когда, вернувшись из Англии Ефим Александрович Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Ефимович Черепанов (1803 — 1849 ) спроектировали и построили на тагильском заводе гвоздарный станок. Массовое использование в России гвоздильных станков началось в 1870-1880 гг. В основном, оборудование для производства гвоздей поставлялось из Германии и Англии. Интересно, что в 1880 году был основан гвоздильный завод и в тогдашней Минской губернии (братьями Леопольдом и Александром Лурье в городе Пинске).

Поэтому становиться ясно, что если шкаф сделан где-то в 60-х годах ХIХ века, то в нем гвозди не отечествекнного производства, а полученные из-за границы (импортные), если в конце ХIХ века — то гвозди наши, отечественные, российского, возможно даже и пинского производства.

Если посмотреть справочную литературу, то в те времена их маркировка указывалась в дюймах (2,54 см), тогда у меня гвозди были «двухдюймовые» и «три дюйма с четвертью «, если они были отечественные. А вот если они были импортные, то их называли «шестипенсовый» и «двеннадцатипенсовый».

Чтобы пояснить такое название, остановлюсь на этом несколько подробнее. Оказывается, что понятие «пенс» применительно к гвоздям, которое сохранилось и по сей день в некоторых странах, особенно в Англии, появилось в Англии в ХVII веке. Тогда фунт стерлингов (английская денежная еденица) делился на шиллинги и пенсы, а пенс был самой мелкой монетой. До ХVII века у гвоздей не было каких-либо стандартных размеров. Каждый гвоздарь (так назывались кузнецы, изготавливающие гвозди) делал гвозди такой длины, какой считал нужным. Но вот цены на гвозди оставались постоянными, или почти постоянными очень долгое время. Поэтому в конце концов стандарт гвоздей сформировался на основе цен на них. В то время сто самых маленьких гвоздей стоили один пенс, гвозди размером побольше — четыре пенса, сто больших гвоздей стоили восемь пенсов, 16 и т.д., Так их и называли «однопенсовый», «четырехпенсовый» и т.д. Конечно, сегодня есть специальные таблицы, с помощью которых можно перевести стандартные размеры гвоздей, к примеру, из пенсового размера в дюймовые или в миллиметровые (которые приняты, кстати, у нас сегодня).

Чтобы закончить с гвоздями, замечу, что применительно к моему шкафу можно отметить, что, если бы гвозди в нем были бы кованые, то с вероятностью 100% его дату создания можно было бы отнести где-нибудь к периоду начала ХIХ века.

3. Конструктивные особенности.

В пользу того факта, что шкаф создан в указанный мною выше период времени говорит метод устройства филенчатой конструкции задней стенки шкафа.

Ведь к конце ХIХ века изобрели фанеру и, как правило, уже в начале ХХ века стали массово применять ее при устройстве мебели.

4. Прменением оригинальной металлической фарнитуры, способу их установки.

Если посмотреть на навесные петли дверок шкафа,

то можно сказать, что такие петли применялись в ХIХ веке. Сейчас их аналог называется «пяточная петля». При установке дверок верхняя приемная петля ставилась на краю передней наружной рамы шкафа.

А вот на самой дверке петля стоит почти посередине.

Сама дверка своей, на нашем предыдущем фото, левой частью при открывании немного заходила во внутреннюю часть шкафа, а при закрывании утапливалась в специально выбранный объем внутренней вертикальной поверхности наружной рамы шкафа (на следующем фото эта выборка видна справа от патрона дрели).

Такое оригинальное расположение петель позволяло при закрывании шкафа дверке заходить за наружную боковую поверхность наружной рамы и создавать красивый рельеф лицевой стороне шкафа.

В шкафу было установлено необычное запорное устройство левой дверки шкафа.

На нем я остановлюсь подробнее в своих других частях мастер-класса.

Безусловно, по-настоящему, являются старинными замки правой дверки и левого ящика шкафа с их оригинальными гвоздями для крепления. Уж точно эти гвозди выделывались за границей, они-то не резаные.

5. Применением оригинальной конструкции деревянной внутренней вешалки шкафа.

Внутри шкафа была устроена очень оригинальная вешалка, состоящая из двух элементов, поворачивающихся вокруг основного, зафиксированного на задней стенке шкафа, рамочного элемента почти на 180 градусов.

Об этом элементе также поговорим подробнее в моем мастер-классе далее.

Не секрет, что при оценке возраста шкафа я опирался на мнение моих коллег, занимающихся реставрацией.

Как я написал в начале этой части, шкаф был приобретен и вывезен с севера Белоруссии из нынешнего Браславского района. Те, кто владел этим шкафом, к сожалению, моему заказчику рассказать его историю не смогли. В литературе, которую мне удалось прочитать, какую-то информацию о таких работах найти мне не удалось. Да это и неудивительно, так как в книгах по реставрации, как правило, описываются работы известных мастеров, приводятся примеры по реставрации дорогих, зачастую уникальных работ.

В моем случае совершенно понятно, что этот шкаф не является каким-то произведением искусства, а судя по всему, выполнен, хоть и очень качественно, в какой-то кустарной мастерской (плотницкой артели), которых в те времена было великое множество.

По всей видимости, покупателем этого шкафа являлся либо же какой-то не богатый дворянин, весьма возможно — представитель духовенства, военного звания, купечества или местной интеллигенции. Крестьянам такая вещь была совсем не по карману. Хорошая мебель в те времена производилась из ценных пород древесины, инскрустировалась золотом, серебром, другими металлами и стоила очень дорого. Ее приобретение могли позволить себе только очень состоятельные люди.

Мои слова косвенно может подтвердить уже упомянутый мной «Энциклопедический словарь», который сообщает, что к 1 январю 1896 года население Новоалександровского уезда Ковенской губернии составляло около 230000 человек. Преобладали крестьяне — 170000, насчитывалось дворян — 4402, духовного сословия — 821, почетных граждан и купцов — 294, мещан — 30889, военного сословия — 8693.

Мой шкаф, за исключением украшающих элементов, был выполнен из сосновых досок. Хотелось бы отметить, что доски перед работой были очень грамотно и хорошо высушены. Об этом можно судить по тому факту, что несмотря на то, что в элементах шкафа много досок с сучками, по прошествии стольких лет, сучки из досок не выпали. Применение сосновых досок также подтверждает мою версию о том, что владел шкафом человек небогатый.

Замечу, что в том же «Энциклопедическом словаре» есть указание на то, что в Новоалександровском уезде в 1896 году размещалось помимо 3 винокуренных, 7 мукомольных и ряда других заводов, 1 лесопильный завод. Вполне возможно, что именно на этом заводе и были изготовлены доски из которых был сделан наш шкаф.

Хотелось бы рассказать и об основных размерах шкафа. Его высота с учетом 9 см ножек составляет 185 см, ширина 129 см., глубина 63,5 см. Все элементы основного каркаса выполнены из досок толщиной 30 мм. Перегородки — из досок толщиной 18 мм. Выдвижные ящики имеют размер 50х21 см по наружной части, боковые поверхности ящиков выполнены так же из досок толщиной 1,8 см, а вот дно — из досок толщиной 0,8 см. Такую же толщину имеют и доски полочки в шкафу.

При работе, прикасаясь к деталям шкафа, постоянно думалось о тех мастерах, которые создали этот шкаф. Было очень приятно работать с мебелью из дерева, очень грамотно изготовленной вручную много лет назад по всем классическим правилам и технологиям столярного дела. Ведь шкаф, да и другая мебель, изготовленная в те времена и сегодня радует наши глаза. А этот конкретный, отреставрированный мною шкаф еще долгие годы прослужит его новым хозяевам. Не в пример современной мебели, которая производится, несмотря на дороговизну, ненадлежащего качества в нарушении всяческих технологий и, зачастую, разваливается чуть ли на сразу же после покупки…

Ну, и в заключении своего вступления хотелось бы показать на фото, какой красавец получился из моего шкафа на выходе.

На этом позвольте закончить свое небольшое, но, думается, достаточно интересное вступление.

Оцените статью
Магия рукоделия: подборка лучших видео-мастерклассов
Добавить комментарий