Мастер-класс Рисунок Арабская стать. Этапы работы

Магия рукоделия
Содержание статьи:

Рисование нитью и красками. Как называется, мастер-класс для детей

Творчество помогает детям развивать мышление и навыки в рукоделии своими руками, а взрослым — отвлечься от повседневных сложностей и является способом получения дополнительного дохода. Многие поделки, сделанные своими руками, например, рисунки красками и нитью, становятся практически произведениями искусства.

Рисование с помощью нитей и красок называется ниткографией. Эта техника проста и очень увлекательна. Картины и схемы для начинающих и детей в мастер-классах далее помогут понять принципы и особенности такого замечательного изобразительного искусства.

Картинки нитками. Примеры

Инструменты для рисования

Рисование нитью и красками – техника, которая не отличается особой сложностью. Навыки приобретаются быстро и не требуют длительного обучения. Особое значение имеет творческая фантазия человека.

Для такой работы необходимо приготовить следующее:

Дополнительно потребуется клей ПВА и тара для складывания отработанных нитей, чтобы не пачкать стол. К тому же их можно использовать еще раз, поэтому следует не смешивать цвета.

Мастер-класс по графике «Затерянный переулок». Учимся рисовать городские зарисовки с натуры.

Для ниткографии следует брать армированные нити и нити для вязания.

При создании красочных полотен с помощью нитей с красками, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • нитки лучше выбирать белые, чтобы можно было видеть, как меняется их цвет при окрашивании.

Лучше всего использовать армированные: они оставляют более четкие следы на листе. Их толщина не должна превышать 60 мм. Шерстяные не слишком хороши для такой работы: от них остаются едва заметные ворсинки, и рисунок кажется нечетким;

  • отрезки ниток не должны быть маленькими или слишком длинными (40-45 см). Слишком короткие не дадут нужного рисунка, а длинные будут неудобны в работе;
  • брать нитку нужно особым способом: слегка зажав ее между большим пальцем и указательным. Если необходимо выкладывать витки, можно зафиксировать ее одним витком на пальце;
  • одной заготовки может хватить на несколько рисунков, затем она станет бесформенной и ее придется выкинуть. Лучше использовать для нанесения цвета тушь или чернила. Они содержат немного спирта, способствующего быстрому высыханию. Удобнее всего наливать красящий состав в блюдце;
  • маркер для коррекции лучше брать другого оттенка, чтобы получить четкую картину прорисовки.

Техника рисования ниткография интересна необычностью и возможностью проявить творческое видение. Картина с помощью ниток привлекает возможностью создания ярких форм с помощью простых красок и несложных инструментов.

Мастер-классы

Рисование нитью и красками пока не очень популярно, однако с каждым годом людей, которые ее используют, становится больше. Работы, которые получаются при рисовании нитками, отличаются оригинальностью и разнообразием.

Каждый создаваемый образ уникален и зависит от видения его автором. Часто в детских садах проводятся занятия по освоению приемов такой техники.

Ниткография с детьми развивает у них не только фантазию, а и:

  • образное видение;
  • усидчивость;
  • мелкую моторику пальцев.

Основы процесса

Начинать освоение техники лучше с создания простых образов. После освоения правил управления нитью можно делать сюжеты более сложными по исполнению. Клей требуется использовать густой, жидкий быстро впитается в бумагу.

Основные этапы будут следующие:

  • Нарезать нитку на небольшие отрезки – 30-40 см.
  • Провести окрашивание нитей в разные цвета. Опустив их в краску, нужно следить, чтобы концы были чистыми.

Так проще работать и не нужно опасаться, что на картинке останутся лишние следы. Если цветов не хватает, можно создать нужный оттенок путем смешивания красок. Носится цвет на нитку при помощи кисточки, максимально ее пропитывая.

  • Сложить лист пополам и разложить нити на одной из сторон согласно фантазии и видения образа автором. Опытные художники могут раскладывать на обеих сторонах.

Для этого нужно иметь уверенность и опыт работы в данной технике, ведь при сгибе листа нити могут сползти со своего места. Детали раскладывания могут быть разными по форме и стилю. Круги, петли, полоски и зигзаги дадут интересный орнамент.

  • Сухие концы нитей вывести за пределы листа в нижней части. Верх рисунка плотно прикрыть. Лист согнуть и прижать к ровной поверхности грузом. Лучше использовать доску или книгу.
  • Нити по очереди вытянуть наружу. От резкости или плавности этого процесса зависит получаемый рисунок. Тянуть можно за 1-2 конца.
  • Лист разогнуть и оценить полученное изображение.
  • Сделать прорисовку созданного образа. Для этого недостающие сегменты дорисовывают с помощью красок, фломастеров или цветных мелков.

Ниткография развивает воображение не только детей, но и взрослых. Сделать картину более разнообразной по фактуре помогут нити. Шерстяные, шелковые или льняные нити дадут разное изображение. Мулине или ирис создадут плавные, нежные линии, а шерсть сделает картину объемной.

Однако нужно следить, чтобы материал не сильно отличался по толщине. Чтобы более тонкие линии не смазались, работу с разными текстурами проводится в несколько этапов. После работы с одним видом, рисунку дают высохнуть. Затем делают еще один заход другими нитями.

Можно использовать для создания картин разные краски и их сочетания.

Ниткография может быть разнообразной по технике. Для одной нужен клей и ножницы, чтобы создавать контур, на который выкладываются окрашенные нити. Другой использует только нитки, покрытые цветовым пигментом и альбомный лист.

Мастер-класс: создание картины нитками

Чтобы реализовать творческие амбиции и способности детей и взрослых, можно заниматься нетрадиционными техниками рисования.

Для работы с нитками и красками понадобится:

  • кусок картона или лист альбома;
  • карандаш простой;
  • ПВА клей с удобным дозатором;
  • нитки разных цветов;
  • краски акварельные или гуашь;
  • кисточка, ножницы, салфетка.

Мастер-класс по графике «Свежий хлеб». Рисуем реалистичный натюрморт простым карандашом.

Поле этого можно выбрать рисунок и начать работать над картиной.

Пошаговая инструкция следующая:

  1. Вместе с ребенком нарисовать контур будущей картины карандашом.
  2. По внешнему краю картины нанести ПВА тонкой ниткой.
  3. Подобрать нитки нужного цвета, которые будут подходить к придуманному рисунку.
  4. По линии нанесения клея выложить нити максимально аккуратно, срезав нить, когда требуется острыми ножницами. Все детали рисунка выполнить по этому принципу.
  5. Для большей яркости после высыхания работы использовать краски и фломастеры для раскрашивания.

Мастер-класс: рисунок «9 мая», выполненный нитками

Красивую композицию можно сделать к любому празднику, включая ко дню Великой Победы. Картину можно сделать на уроке с детьми или самостоятельно. Если рисование происходит в классе, то учитель может предварительно нарисовать эскиз со всеми деталями.

Для работы понадобится:

  • нитки (лучше из шерсти);
  • клей ПВА;
  • кусок картона;
  • ножницы.

Рисование нитью и красками картины ко Дню Победы будет выполнено в следующие этапы:

  • Нарисовать эскиз простым или цветным карандашом.
  • Раскрасить карандашами, чтобы было понятно, какие цвета использовать.
  • Порезать на сегменты пряжу. Можно складывать их в несколько раз и разрезать сразу несколько деталей.
  • Поверхность картона смазать клеем. Можно делать это по частям, чтобы он не высох слишком быстро.
  • На клеевую основу выложить нити по контуру эскиза.
  • Выложив цифры и дату 9 мая, приступить к украшению, например, цветами гвоздики. Здесь основной трудностью будет подбор цветов.
  • Выполнить изображение Вечного огня и постамента темно-серыми нитками. Затем, синим цветом сделать небо с облаками.

Мастер-класс: «Причудливые узоры»

Данная работа будет интересна для развития творческого мышления детей.

Для создания картины необходимо подготовить следующее:

  • краски или гуашь;
  • нитки;
  • альбомный лист;
  • емкости для воды и красок.

Пошаговое выполнение будет следующее:

  • Центр листа, где будет выполнен рисунок, покрыть белой краской как грунтом. Он должен быть плотным, поэтому лучше брать акрил и закашивать в 2 слоя.
  • На застеленный защитной пленкой стол, поставить инструменты.
  • Нарезать нитки не слишком большой толщины. Каждый отрезок должен быть около 40 см, тогда его хватит для выкладывания узора и останется конец, за который нужно тянуть в конце. Их количество и цветность зависит от выбранного рисунка.

Рисование нитью и красками — причудливые узоры

  • Нитки сложить в емкость, согнув в несколько раз и оставив концы на поверхности.
  • Нитки залить красящим акрилом полосами. При помощи кисточки цвет втолкнуть внутрь.
  • Бумагу залить белым акриловым слоем, тщательно разровняв его кистью.
  • Осторожно взяв за концы, нитки поднять по одной и уложить основу красивыми зигзагами.
  • Когда конфигурация будет устраивать художника, нитку медленно или резко стянуть с полотна. Таким же образов поработать с остальными нитями.
  • Небольшие дефекты поправить и оставить сушиться.

Когда полотно просохнет, можно показывать его окружающим и вставить в рамку.

Мастер-класс «Спелая вишня»

Для работы в стиле ниткографии нужно подготовить:

  • прочную основу;
  • тонкий и слегка заостренный стикер;
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • нитки нескольких цветов (черного, зеленого и светло-зеленого, красного и коричневого).

Порядок действий следующий:

  1. Взять кусок картона или дерева и нарисовать несколько вишен.
  2. Перейти к созданию нужной формы. Для этого на рисунок нанести немного клея.
  3. На клей прикрепить черную нить. При помощи стикера ее выложить четко по рисунку и слегка прижать к доске или картону.
  4. Когда клей высохнет перейти к отделке внутреннего пространства. Чтобы она быстрее высохла можно положить рядом с радиатором отопления или на солнечный подоконник.
  5. После нанесения клея на край, на него положить красную нить и расправить стикером. Ее лучше положить ближе к черной нитке и прижать их друг к другу.
  6. Витки выложить с наклоном направо, и зафиксировать по краям зеленой нитью.
  7. Создать ветвь. Она будет коричневой. Листки сделать темно-зелеными. Все это прикрепить с помощью клея.

Мастер класс: «Осеннее дерево»

Для работы будут необходимы:

  • нитки хлопчатобумажные средней толщины;
  • газета;
  • альбомный лист;
  • краски акварельные или гуашь;
  • кисть и емкость для смешивания цветов.

Порядок выполнения изображения следующий:

  1. Взять альбомный лист и согнуть его по длинной линии пополам. После этого его можно разогнуть.
  2. Кусок нити, отрезанный от мотка, растянуть на газете и на нее нанести красящий пигмент при помощи кисти.
  3. Концы оставить чистыми, а середину прокрасить несколько раз.
  4. Окрашенную нитку осторожно выложить на альбомный лист так, чтобы хвосты немного свисали.
  5. Сложить половинки. Лист, на котором нить остается на подложке, а свободный его накрывает. Так нить не соскользнет со своего места.
  6. Придерживая одной рукой лист, второй вытянуть нитку наружу за чистый хвост.
  7. Нитку снова окрасить. Если цвет будет тот же, то менять ее необязательно. Для другого оттенка нужно брать новую, как и подложку для окрашивания.
  8. Процедура повторять до того момента, пока изображение не будет напоминать экзотический цветок.

Если работают несколько человек в классе, то одного и того же изображения у них не получится. Каждый художник сделает так, как ему нравится и картина отразит его старания.

Создание цветов

Рисование цветов при помощи ниток и красок – увлекательное и познавательное занятие. Художник заранее должен продумать схему картины и действовать, держа ее в своем воображении.

Изображение может быть выполнено нитками в различной технике. Допускается монохромное (одноцветное) окрашивание или использование нескольких цветов. Однако нужно учитывать, что для создания определенного рисунка необходимо выбирать цвета, подходящие для создания красивого полотна.

Например, чтобы оформить цветок, контур выкладывают нитками, которые стягиваются с основы особенным образом. Необходимо тянуть вниз, в стороны или в одну из сторон, создавая нужную конфигурацию.

При такой работе можно экспериментировать с формами и цветом. Краски, которые накладываются одна на другую, могут принять разные невероятные оттенки, которых не бывает в природе.

Картину можно сразу нарисовать целиком и потом прорисовать по желанию художника. Допускается использование аппликации.

Особенности техники изонити

Еще одна техника рисования нитками получила название изонити. Она более сложная в работе, чем рисование красками.

Чтобы выполнить работу, нужно дополнительно приготовить:

  • шило;
  • пенопласт;
  • иголку;
  • доску с гвоздями;
  • подложку;
  • схему картинки.

Есть несколько вариантов выполнения таких картин:

Близок к вышиванию. Для него на картоне создается карандашный рисунок. Затем, согласно схеме, прокалываются соответствующие дырки шилом. Чтобы не сбиться и получить рисунок, отверстия нумеруются с обратной стороны работы.

После окончания подготовительных действий в иголку и широким ушком вставляют нитку, и начинается вышивка с обратной стороны работы.

Данный вариант предполагает протягивание нити между гвоздями в специальной доске. Так создают нужную форму, которую после спускания пропитывается клеем.

На доске раскладывается подложка из целлофана. По заданной схеме вставляются гвозди, и наматывается нитка, предварительно смазанная клеем.

Техники рисования нитью и красками представляют собой разновидность искусства. Чтобы достичь хороших результатов, необходимо много и упорно тренироваться. Тогда созданные полотна порадуют окружающих оригинальностью и свежестью.

Мастер класс

«Мастер класс» для начинающих. Цветы «голландские» Этапы работы.

Есть в наличии копия картины.

1 ЭТАП. НАНЕСЕНИЕ РИСУНКА НА ХОЛСТ

«Мастер класс» для начинающих

Рисунок карандашом на холсте. Наносится рисунок основных пропорций картины и последующая графическая детализация возникающая по мере необходимости в ходе работы над картиной.

2 ЭТАП. ПОДМАЛЕВОК

«Мастер класс» для начинающих

Подмалевок наносится темперой на всю плоскость холста. Просушка 1-2 дня

3 ЭТАП. ЧЕРНОВАЯ ПРОПИСКА

«Мастер класс» для начинающих

Черновая прописка маслом всего сюжета. Наносятся основные цветовые пятна. Просуска 1-2 дня. Просушка 1-2 дня

4 ЭТАП. ЭСКИЗНАЯ ПРОПИСКА

«Мастер класс» для начинающих

Сейчас идет более тчательное прописывание отдельных цветов и листьев. Просушка 1-2 дня

5 ЭТАП. ЭСКИЗНАЯ ПРОПИСКА

«Мастер класс» для начинающих

На этом этапе прописывается эскизно верхний тюльпан и колокольчик справа. Просушка 1-2 дня

6 ЭТАП. ПРОПИСКА БОЛЕЕ ТЧАТЕЛЬНАЯ

«Мастер класс» для начинающих

Прописывается более тчательно маслом вержний тюльпан. Более тчательный подмалевок бордовой розы и зеленых листьев аправа. Эскизно намечаем общую тональность передней части стола. Просушка 1-2 дня

7 ЭТАП. ПРОПИСКА ЦВЕТОВ

«Мастер класс» для начинающих

Свинцовыми белилами грубо намечаем розы и нарцыссы. 2 гвоздики прописываем кадмием пурпурным и тиоиндиго красно-коричневым. Просушка 1-2 дня

8 ЭТАП. ПРОПИСАВАЕМ ЛИСТЬЯ РОЗЫ, ИРИСЫ

«Мастер класс» для начинающих

Прописаваем листья розы, ирисы (краска №402 Классико), намечаем глории на столе, перед этм прописываем как можно тчательнее кувшин. Просушка 1-2 дня

9 ЭТАП. ПРОПИСКА ЦВЕТОВ. ЛЕССИРОВКА.

«Мастер класс» для начинающих

Эскизно прописываем букетик примулы на столе и листьев розы. Делаем светло синий подмалевок для другого букетика примулы. Прописываем стол. Лессируем дописанные и высушенные цветы. Просушка 1-2 дня

10 ЭТАП. ДОПИСЫВАЕМ ОСТАВШИЕСЯ ЦВЕТЫ

«Мастер класс» для начинающих

Намечаем лепестки у 4 розовых роз и 2-х желтых у центрального пиона. Прописаваем букетик примулы под пионом. Дописываем оставшиеся цветы. Просушка 1-2 дня

11 ЭТАП. ПРОДОЛЖАЕМ ЛЕССИРОВКУ

Мастер-класс по графике «Дверь в стиле модерн: внутри»

«Мастер класс» для начинающих

После просушки колонковой кисточкой 0 размера пишем тонкие стебельки и мелкие цветочки. Продолжаем лессировку роз и пиона. Прописываем до конца синюю примулу. Просушка 1-2 дня

12 ЭТАП. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ЛЕССИРОВКА

«Мастер класс» для начинающих

Окончательная лессировка роз и стола. Пишем капли росы на листьях (на видео). Слева в углу стола ставим подпись и после просушки лакируем покрывным лаком акрил-фисташковым или дамарным. Натюрморт готов.

ПРОПИСКА ЛИСТЬЕВ В НАТЮРМОРТЕ (часть 1)

Все натюрморты выполняются в «стиле старых мастеров» с соблюдением всех традиций и технологий, которыми пользовались живописцы 17-18 веков.

ПРОПИСКА ЛИСТЬЕВ В НАТЮРМОРТЕ (часть 2)

Копия не является точной копией какой-то определенной картины, а является самостоятельнымы произведениями искусства, выполненные в единственном, эксклюзивном варианте

ВАМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РИСУНКИ ПОЭТАПНО КАРАНДАШОМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХОТ ОТ ЛУЧШИХ ХУДОЖНИКОВ МИРА, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ЭТОМ ВИДЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Энкаустика — рисуем за 1 час!

ЭНКАУСТИКА (греч. egkaustike от egkausis — «выжигание») — техника росписи восковыми красками горячим способом. Использовалась в античности с V в. до н. э. Древнегреческие художники писали по деревянным доскам (см. пинака; «Пёстрая стоя»), терракотовым плитам, по мрамору, слоновой кости, а также, в настенных росписях, по штукатурке. При этом связующим веществом обычных минеральных красителей был воск. Чистый пчелиный воск долго варили в морской воде и таким образом отбеливали. Затем в полученную пластичную и горячую массу добавляли смолу и мелко растертые пигменты. Такую пасту накладывали на основу с помощью разогретых инструментов. Специалисты считают, что в античности использовали три основных способа работы в этой технике.

Первый способ заключался в том, что красочную пасту накладывали на основу каутерием (греч. kauterion — «прожигатель») — металлическим стержнем, на одной стороне которого была ложечка для набирания краски, а на другой — лопаточка для заглаживания красочного слоя (предполагают, что этот инструмент появился только в IV в. до н. э.).


Второй
способ заключался в том, что на основе прочерчивали контуры кестром (греч. kentron, лат. cestrus) — иглой или острием наподобие штихеля. Углубленный контур препятствовал растеканию краски, что особенно важно при работе на вертикальной поверхности. Далее роспись осуществляли, вероятно, кистью.

Мастер-класс «Как создать сценарий урока в МЭШ?»

Третий способ заключался в свободном письме кистью. Согласно Плинию, последний способ использовали для росписи кораблей. Предполагают также, что техника росписи с помощью кестра, как более графичная, — самая древняя, затем она была усовершенствована с помощью каутерия, а свободная и более живописная работа кистью преобладала в позднее время. После наложения красок на основу картина выглядела мозаичной (без тональных переходов).

Поэтому вторая стадия работы заключалась в том, что разогретыми в печи каутериями краски разглаживали и, одновременно, перемешивали по границам цветовых пятен, создавая плавные переходы одного тона в другой. По завершении работы краски «прижигали», пододвигая вплотную к картине (стене) жаровню с горячими углями. Таким способом писали картины знаменитые живописцы V-IV вв. до н. э.


Современная энкаустика
начала развиваться в Европе в прошлом веке. Благодаря научному прогрессу изобретено множество приспособлений, облегчающих техническую сторону работы с восковыми красками. Современные мастера данной техники живописи используют металлические столы с подогревом и вакуумом, паяльники, газовые горелки и печи. Некоторые мастера предпочитают самостоятельно делать краски на основе воска, добавляя смолу и сухие пигменты.

Мастер-класс по энкаустике — инструкция.
Мы будем использовать готовые материалы для удобства и быстроты исполнения графических работ. Итак, начнем.
1. Для начала организуем рабочее место — застелим стол газетами или ненужной бумагой формата А3.
2. Подготовим утюг, желательно без отпаривателя, а еще лучше легкий дорожный утюг со съемной плоской ручкой. Нагреваем утюг на минимальной отметке 1.
3. Возьмем лист белого мелованного картона формат А4, набор масляной пастели или восковые мелки для детского творчества (продаются в канцелярских товарах), мастихин, свечу хозяйственную толстую, бумажные салфетки (для очистки утюга).

4. Алгоритм действий:
На разогретый утюг наносим быстрым движением воск (одной рукой держим рабочую плоскость утюга паралельно полу и второй рукой проводим свечкой по ютугу равномерно «смачивая» поверхность) — воск выступает в качестве расстворителя мелков, чем больше воска — тем прозрачнее светлее будет рисунок. Затем наносим штрихами цвета какие вам больше нравятся. Для удобства можно заранее поделить мелки на две категории «теплые» (желтые, красные, оранжевые, коричневые) и «холодные» (голубые, синие, фиолетовые, зеленые).

Проводим утюгом по картону слева направо или справа налево, как вам будет удобнее. Фон вы можете сделать утюгом одним из способов: провести одним движением из стороны в сторону, сделать волну, круг, «восьмерку» и т.д.

Ремесла — Мастер по дереву Ахмат Салпагаров (13.07.2018)

5. Последние штрихи. Смотрим что получилось, если сюжет читается хорошо — по возможности добавляем яркие контрастные элементы для усиления эффекта. Для рисования можно использовать носик и грани утюга, мастихин, шило. Чтобы нарисовать деревья, камыш, птиц — используем утюг, наносим более темный тон на грань утюга и прикладываем легким быстрым движением тонкими штрихами, рисуя ветки деревьев или траву и цветы. Для более тонких и четких контуров лучше использовать узкий мастихин — для работы нужно нагреть мастихин на утюге или над огнем и быстрыми движениями прорисовывать контуры, например, в портретах. Третий способ — по остывшей работе рисуем шилом тонкой штриховкой как твердым карандашем выбирая лишний воск до цвета бумаги (см. первую иллюстрацию с портретом).

Удачи и вдохновения всем первооткрывателям и творческим личностям! С Любовью, Анаис :-))

Такие работы могут получиться и у вас. Дерзайте!

Мастер – класс «Айрис Фолдинг».
презентация к уроку (старшая группа)

Айрис Фолдинг — художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Появилась впервые в Голландии. Название этой техники можно перевести как «радужное складывание», заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками, которые, накладываются друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали, радужной оболочки глаза или диафрагму у фотоаппарата.Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства современных детей, все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук.

Способствует развитию у ребенка: сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; мелкой моторики пальцев, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; волевых качеств. В процессе занятий дети знакомятся с основными геометрическими понятиями: учатся ориентироваться на листе бумаги, тренируются в развитии чертежных навыков, учатся владеть ножницами, закрепляют навыки сгибания бумаги.Занятие техникой «Айрис Фолдинг» расширяет представление детей об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в различные предметы, сохранять целостность восприятия при создании различных образов на бумаге. Формирует настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Воспитывает аккуратность и усидчивость.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация к мастер-классу 1.8 МБ
Выступление на мастер-классе 39 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Воспитатель: Косенкова М. С. МБДОУ «Детский сад №3 «Хрустальный башмачок»

Технология «Айрис Фолдинг» Айрис Фолдинг (Iris Folding) – радужная оболочка + складывание/сворачивание. Иными словами Айрис Фолдинг – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Техника Айрис Фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываются друг на друга под определенным углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали.

Актуальность: Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства современных детей, все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук. Занятие Айрис-Фолдингом совершенствует моторику рук, тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе. Значительно влияет на формирование таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление. Айрис-фолдинг помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус. Рукоделие в технике айрис-фолдинг — это способ самовыражения, ощущения радости творчества, изображения своего состояния, креативного мышления, целеполагания, рефлексии.

Цель: Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приёмами технологии Айрис Фолдинг, как художественного способа конструирования из бумаги.

По развитию математических представлений По развитию физических представлений По развитию нравственных представлений По развитию эстетических представлений По развитию речевых представлений По развитию сенсорных представлений По развитию трудовых представлений Блок задач:

Материалы и оборудование: Картон Бархатная бумага Цветная бумага Ленты Ножницы Линейка Копировальная бумага Канцелярский нож Карандаш Схемы-шаблоны Клей

Треугольник Квадрат Пятиугольник Шестиугольник ШАБЛОНЫ-СХЕМЫ

Веер Ёлочка Зигзаг Способы укладывания полос

Горизонтально Вертикально Диагонально

Постройте треугольник необходимых вам размеров Двигаясь по часовой стрелке, отложите на каждой стороне от вершины по одинаковому отрезку. Этот отрезок называется шагом, обычно он одинаковый для всего построения шаблона. Чаще всего он бывает 10—15 мм. Соедините точки, отмеченные на сторонах, прямыми линиями. У вас получился новый треугольник. На этом новом треугольнике снова отложите отрезки той же длины, двигаясь от вершин по часовой стрелке. На примере треугольника

Соедините новые точки между собой. Получился новый треугольник. Продолжайте построения точно так же. В итоге, в конце получится маленький треугольник, а построенные линии создадут интересный эффект закручивающихся спиралей.

Детские работы в технике Айрис-Фолдинг ЯБЛОЧКО

ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Практическая часть мастер-класса. Изготовление панно «Голубь мира». Этапы работы: Для начала нужно подготовить полоски из цветной бумаги, для этого необходимо с помощью линейки и карандаша расчертить полоски шириной 3 см (заготовки предварительно сделаны). 1.Часть полосок разрезаем пополам и часть полосок оставляем длинными, делаем небольшой сгиб на всех полосках; 2.На картоне обводим шаблон голубя и аккуратно вырезаем по контуру канцелярским ножом (заготовки предварительно сделаны); 3.Закрепляем схему на картоне так, чтобы она совпала с готовым шаблоном вырезанным ранее; 4.В соответствии с указаниями на шаблоне, начинаем приклеивать полоски по порядку по возрастанию номера (начиная с цифры1) сгибом в направлении к центру рисунка; 5.В конце работы останется только отверстие в середине – iris — «Зрачок», давший название технике. Его следует заклеить цветной бумагой; 6.Перевернув панно убираем схему с картона; 7.С обратной стороны панно приклеиваем картон, чтобы скрыть все полоски.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте. Вашему вниманию предлагается презентация на тему: мастер – класс «Айрис Фолдинг».

Туман на озере. Мастер-класс для начинающих. Татьяна Зубова

Айрис Фолдинг — художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Появилась впервые в Голландии. Название этой техники можно перевести как «радужное складывание», заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками, которые, накладываются друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали, радужной оболочки глаза или диафрагму у фотоаппарата.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства современных детей, все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук.

Способствует развитию у ребенка: сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; мелкой моторики пальцев, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; волевых качеств. В процессе занятий дети знакомятся с основными геометрическими понятиями: учатся ориентироваться на листе бумаги, тренируются в развитии чертежных навыков, учатся владеть ножницами, закрепляют навыки сгибания бумаги.

Занятие техникой «Айрис Фолдинг» расширяет представление детей об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в различные предметы, сохранять целостность восприятия при создании различных образов на бумаге. Формирует настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Воспитывает аккуратность и усидчивость.

Владение технологией выполнения работ в технике «Айрис Фолдинг» выполняет функцию не только украшательства, но и несет в себе определенный блок задач:

1)Блок задач по развитию математических представлений. Даёт понятия о различных углах: величине, длине сторон, окружности; упражняет детей в количественном и порядковом счете; закрепляет знание направлений: вверх ,вниз, вправо, влево; дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

2)Речевой блок. Развивает активный и пассивный словарь детей.

3)Блок задач по нравственному восприятию. Воспитывает усидчивость, терпение, внимательность и старательность.

4) Блок задач по сенсорному развитию. Развивает цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону; учит различать толщину бумаги, изнаночную и лицевую сторону изделия, закрепляет навыки сгибания бумаги,.

5) Блок задач по трудовому восприятию. Учит детей владеть ножницами, схемой, клеем, скотчем.

6) Блок задач по физическому восприятию. Развивает мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения, координацию движения. 7)Блок задач по эстетическому восприятию. Знакомит с новым видом художественной деятельности; развивает умение подбирать цвета, прививает умения использовать полученные знания на других видах деятельности.

Материалы и оборудование Картон цветной, белый; бархатная бумага; цветная бумага, ленты, косая бейка; копировальная бумага; скотч; клей ПВА; линейка; ножницы; канцелярский нож; карандаш; схемы.

Как построить шаблон-рисунки в Айрис Фолдинг? Делаются они с помощью Айрис- шаблонов. Можно пользоваться готовыми шаблонами, шаблоны можно сделать и самим. Для этого нужно выбрать рисунок несложной формы, который ты хочешь выполнить в этой технике. Затем нужно построить геометрическую фигуру, которая по форме приблизительно будет напоминать твой рисунок и будет близка к ней по размерам. Такой фигурой может быть треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция, неправильный четырёхугольник, пятиугольник, реже — шестиугольник. Айрис-шаблон строится на любом листе бумаги при помощи карандаша и линейки.

Способы укладывания полос перед вами…

Рассмотрим построение шаблона на примере треугольника

Как использую данную технологию в своей работе с детьми?

При изучении темы «Фрукты» сделали вместе с детьми яблочко и спелую грушу.

Дети сами подбирают цвета, выкладывают полоски в соответствии с размером.

При закреплении темы «Домашние и дикие животные» сконструировали веселого медвежонка и забавного зайчика, домашних животных: рыжего котенка и пушистого щеночка.

Особое внимание уделяется у нас в детском саду уголкам по дорожному движению, наш уголок пополнили интересной машиной.

Дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры в зонах активности, им нравится перевоплощаться в поваров, домохозяек и официантов, поэтому мы сделали разноцветный чайничек.

Ребят очень увлекает подводный мир, у нас получились вот такие необычные представители морского дна — рыбка и дельфин.

Все дети очень любят играть в музыкальном уголке, мы его коллекцию пополнили волшебной гитарой.

Мама – это самое главное слово в жизни ребёнка, поэтому ко Дню матери сделали с детьми душевные цветы в технике Айрис Фолдинг.

Практическая часть мастер-класса.

Изготовление панно «Голубь мира».

Для начала нужно подготовить полоски из цветной бумаги, для этого необходимо с помощью линейки и карандаша расчертить полоски шириной 3 см (заготовки предварительно сделаны).

1.Часть полосок разрезаем пополам и часть полосок оставляем длинными, делаем небольшой сгиб на всех полосках;

2.На картоне обводим шаблон голубя и аккуратно вырезаем по контуру канцелярским ножом (заготовки предварительно сделаны);

3.Закрепляем схему на картоне так, чтобы она совпала с готовым шаблоном вырезанным ранее;

4.В соответствии с указаниями на шаблоне, начинаем приклеивать полоски по порядку по возрастанию номера (начиная с цифры1) сгибом в направлении к центру рисунка;

5.В конце работы останется только отверстие в середине –iris- «Зрачок», давший название технике. Его следует заклеить цветной бумагой;

6.Перевернув панно убираем схему с картона;

7.С обратной стороны панно приклеиваем картон, чтобы скрыть

Мастер-класс «Красота павлово-посадских платков»

Разделы: Технология

Оформление кабинета. Приложение 1.

1. Приветствие педагога: сообщение темы и цели занятия.

2. Всё о павловопосадских платках:

  • выступление обучающихся;
  • танец с павловопосадскими платками;
  • песня «Павловопосадская шаль»;
  • показ моделей «Русские традиции в современной моде»;
  • резюме педагога.

3. Практическая работа: роспись на ситце Розочки из орнамента павловопосадских платков:

4. Анализ работы.

1. Приветствие педагога дополнительного образования:

– Здравствуйте дорогие коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер – классе «Красота павловопосадских платков».

Мастер-класс – это презентация опыта, наиболее удачных приёмов, методов обучения видам художественной росписи, демонстрация успехов обучающихся, которые занимаются в студии «Палитра» по индивидуальной программе дополнительного образования детей «Художественная роспись».

Цель занятия:

  • Ознакомление с историей и техникой развития промысла павловопосадских платков, его художественными особенностями как декоративно-прикладного искусства.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной «Розочки» из орнамента павловопосадских платков.
  • Развитие художественного вкуса и эстетической культуры.

Сначала – коротко об истории производства павловопосадских платков.

Далее на экране демонстрируется видеоряд «История промысла и особенности производства павловопосадских платков», который комментируется ведущими (в роли ведущих выступают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»)

2. Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского Посада – один из старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы занимались изготовлением павловских платков ещё в 18 веке, когда село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.

Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки

– Перед нами рисунок: А.Корзухин «Возвращение с сельской ярмарки» (Приложение 2). В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине – белой посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту?! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!

– Массовое производство павлово-посадских платков и шалей было организовано павлово-посадскими купцами. Основой будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.

Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Учитывая многоцветье павло-вопосадского узора, неудивительно, что для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.

Позднее стали внедряться паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами.

– На протяжении 1920–1930-х годов в Павловском Посаде выпускались хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного платка было возрождено в послевоенные годы. В 1954году в Павловском Посаде открывается платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел. С конца 1950-х годов машинное производство стало вытеснять ручное, технология производства этих платков модернизировалась: набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шаблонов, что позволило существенно упростить процесс изготовления.

Виноград. Как нарисовать ��АКРИЛ | Сезон 5-8 | Мастер-класс ДЕМО

Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности композиции.

– Посмотрите на репродукцию: И. Куликов. «Баба в платке» (Приложение 3). Настоящая слава, пришедшая к павловопосадским платкам и шалям, шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором во второй половине 19 века, живёт и ныне. В наши дни используют способ фотопечати. Ткань называется набивной. Живописные, с дивным рисунком, павловопосадские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира.

– Уникальность павловопосадского платка в его актуальности: узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.

Стихотворение неизвестного автора «Павлово-посадский платок»
(Читает педагог В.Н.Аршинова)

– Я вчера разбиралась в шкафу,
И нашла мамин павловопосадский платок.
Что-то важное вспомнила сразу душа,
Как свободы глотнула глоток.
А в платке-то самом: поле, поле цветёт!
А цветы в нём безумно красивы.
В каждой нитке Россия родная живёт.
Реки… горы… дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором.
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!
Не смогла удержаться, надела, кручусь
Возле зеркала как лепесток.
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павловопосадский платок…

Рассказ о павловопосадских платках продолжают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»:

– Одним из направлений нашей деятельности является популяризация павловских платочных изделий. Знакомство с историей возникновения традиций русского платка помогает понять богатый и неповторимый стиль этих, воистину, народных шедевров нашей страны

– Предшественник платка на Руси – урбус, которым женщины покрывали голову.

С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль» – большой узорный платок. Огромную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного так и праздничного наряда.

– Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивках на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок тесно вплетаются в повседневный быт простого народа.

– Посмотрите на собранную нами коллекцию платков и шалей! Павловопосадские платки, богато украшенные цветочными, растительными узорами, пышными розами и восточным орнаментом «турецкий огурец», заимствованным у индийских кашемировых шалей…

– В платке гармонично сочетается ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы.

Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон.

– Композиционное и цветовое великолепие павловопосадского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов – набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает нескольких десятков.

Танец с павлово-посадскими платками в исполнении обучающихся музыкально-театральной студии «Куликово болото»

– Русская шаль не только согревает, но и подчёркивает привлекательность женщины. Красота павловопосадских шалей удивительно сочетается с картинами русской природы.

Поэт Александр Блок посвятил России такие строки:

– А ты всё та же – лес да поле.
Да плат узорный до бровей…
Наверное, «плат узорный», который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьма. Имя города – Павловский Посад.

– Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение.

Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.

– Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица! (Приложение 11)

Песня «Павловопосадская шаль» на мелодию песни «Синенький скромный платочек» в исполнении педагога по вокалу ДДТ Е.В.Скопиной

Павловопосадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазах

Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомодны и не угодны
Оставьте, пустой разговор.

Красный и чёрный, и синий-
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся наша Россия
Их берегут, словно честь.

Красив узор,
И заворожен мой взор.
Царский орнамент кружит и манит
Женщин Руси с давних пор.

Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павловопосадскую шаль!

Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомоден и не угоден
Оставьте, пустой разговор.

– Павловопосадские платки и шали вот уже более двух веков радуют наших женщин своими неповторимыми красками. В наши дни искусство древних мастеров переживает настоящий бум: интерес к павловопосадским платкам растёт. Об этом свидетельствуют журналы мод, где можно увидеть, как актуально выглядят традиционные русские платки, шали и косынки на известных моделях. Правда, сегодня ношение павловопосадских платков изменилось: особенно интересны в этом плане эксперименты юных красавиц. Помимо традиционного использования, девушки носят павловопосадские шёлковые платки, повязывая их на манер банданы, небрежно накидывая на одно плечо или завязывая вокруг талии.

Показ моделей с использованием павловопосадских платков с комментариями:

– Разнообразие расцветок, рисунков и фактур, а также материалов, из которых изготовлены современные павловопосадские платки, дают модельерам широкий простор для фантазии.

– Платье. Лёгкие шелковые платки стали изящным дополнением к летнему женскому гардеробу: изящно повязанная на шее или голове косыночка придают женскому облику особое очарование. Приложение 6

– Пальто. Роскошные павловопосадские шали с изысканным растительным узором, повязанные поверх элегантного пальто, становятся стильным украшением для любого женского гардероба. Приложение 7

– Причёска русская коса и накинутый на плечи платок. Платки из хлопка или шерсти с крупным и мелким цветочным рисунком, накинутые на плечи, прекрасно сочетаются с однотонным женским платьем или костюмом, создавая некий загадочно-романтический образ. Приложение 8

– Последний «писк» моды – павловопосадские платки с «огурцовым» орнаментом моментально стали любимцами русских девушек и женщин. И уже сегодня на улицах российских городов можно увидеть стильных модниц с павловопосадским «бобом» на плечах.

Резюме педагога: Уникальность павловопосадского платка – в его непреходящей актуальности: платок украшал головы и плечи русских простолюдинок и дворянок, его с удовольствием носили наши бабушки и мамы, а сегодня он стал одним из остромодных аксессуаров наших современниц. Как предмет истинного народного искусства, павловопосадский платок не знает ни временных, ни возрастных границ: он одинаково подходит к лицу, как взрослым, солидным дамам, так и юным красавицам.

3. Практическая часть

Педагог (на фоне мелодии): На сегодняшнем мастер-класс мы с вами выполним мини-картину с изображением розочки в технике павловопосадских платков. Розочку мы будем расписывать на ситцевой ткани, размером 15х15, после чего все смогут забрать домой свою работу на память. Получившуюся

работу мы поместим в рамку 14х14, здесь же имеется картон, размером 12х12,стекло, размером с картон, и белая бумага. Все эти вещи лежат перед вами.

«Розочку» мы с вами возьмём из орнамента Павлово-Посадских платков. Начнём роспись. Приложение 9

1 этап – Рисунок 1 Возьмём лежащий перед вами рисунок розочки на бумаге и переведем его на ситцевую ткань через копировальную бумагу (копирование рисунка).

2 этап – Цветовые решения на Павлово-Посадских платках очень яркие, и поэтому мы её будем тонировать в двух оттенках красного и зелёного цветов.

К светло-розовому оттенку мы добавим белый и в итоге получим нежно– розовый цвет. Этим цветом мы с вами будем тонировать лепестки, как показано на рисунке 2 (тонирование).

3 этап – Далее мы будем тонировать тёмно-красный цвет, как показано на рисунке № 3 (тонирование). Приложение 10

4 этап – Переходим к зелёным листьям, они так же имеют 2 оттенка-салатовый, и тёмный зелёный цвет. Возьмём средний желтый и к нему добавим немного изумрудного зелёного цвета, получим салатовый оттенок, и этим цветом мы затонируем самые светлые места на листьях, смотри рисунок 2 (тонирование). Приложение 13

5 этап – Затем мы затонируем тёмный зелёный цвет из набора красок, добавим немного воды и раскрасим тёмные места, рисунок 3 (тонирование).

6 этап – Следующий этап работы – подчёркивание контура темнее по тону. а) Мы подчеркнём лепестки вишнёвым цветом. б) А листья мы будем подчёркивать так: к тёмно-зелёному цвету из набора мы добавим лазуро-железный цвет и получим тёмно-зелёный , и подчеркнём этим цветом все листья (подчёркивание). Рисунок 4.

7 этап – Покажем тычинки у нашей розочки средним жёлтым цветом из набора (роспись тычинок). Рисунок 5. Приложение 12

8 этап – И последнее, покажем блики на лепестках. Возьмём темперный белый и разбавим её водой. Этим цветом мы закрасим бликовые части, как показано на рисунке 5 (роспись бликов).

Вот и завершили цветовое решение.

9 этап – Самый последний этап, это помещение нашего рисунка в рамку. Это делается так: берём стекло, на него ложем ситец, затем, белый лист бумаги, размером 12х12, далее накладываем картон и вставляем в рамку, на обратной стороне закрепляем зажимы. Вот работа и готова! (Оформление работы). Рисунок 6.

У нас получился фрагмент из орнамента павловопосадского платка. Полюбуемся на свои работы! Приложение 14. Приложение 15 – Фото мастер-класса.

4. Анализ работы

Педагог: Сегодня мы познакомились с красотой павловопосадских платков, с историей промысла, его технологией, с сохранением традиции и современным звучанием промысла.

А самое главное – мы выполнили мини-картину на ткани в технике павловопосадских платков – подарок для себя и память об этом мастер-классе.

Мне нравится проводить мастер-класс. Они требуют от педагога высокого профессионализма и мастерства. Первое и самое главное, они имеют познавательную ценность, так как многие педагоги знакомятся с тем или иным промыслом впервые. Второе – они имеют практическую ценность, так как каждый участник выполняет художественную роспись, овладевая её приёмами. И третье: в проведении мастер-класс необходим богатый наглядный материал: предметы быта, одежды, использование компьтерных технологий, дидактический материал, принадлежности выполнения росписи. Всё это позволяет глубоко погрузиться в этот вид декоративно-прикладного искусства и позволяет развивать нашу эмоциональную сферу.

А сейчас приглашаю вас к русскому самовару.

Оцените статью
Магия рукоделия: подборка лучших видео-мастерклассов
Добавить комментарий