Мастер-класс Роспись по дереву для начинающих

Магия рукоделия
Содержание статьи:

Роспись по дереву для начинающих: виды и особенности красок

Важное место в культурном наследии Древней Руси занимает роспись по дереву. Вазы, дощечки, шкатулки, лари, деревянную посуду, настенные панно, подносы, прялки раскрашивали яркими красками и передавали из поколения в поколение.

Расписные предметы быта и интерьера украшают дома, квартиры и современных любителей этого старинного искусства. Сегодня широко используют декор мебели, посуды, музыкальных инструментов и различной сувенирной продукции.

Виды росписи по дереву

Прежде чем определиться, какой стиль подойдёт для новичка, необходимо ознакомиться с классикой. Существует множество техник и видов росписи по дереву. Этим искусством издревле занимались и взрослые, и дети. Они изображали цветы и сцены из былин на деревянной посуде, предметах интерьера, панно. Орнаменты, рисунки, узоры — в каждом уезде имели особенности и значение. Зачастую название роспись получала от названия города, где зародилась техника.

Главное место в этом виде искусства занимает классическая роспись по дереву.

К ней относятся:

  • мезенская;
  • хохломская;
  • северодвинская;
  • городецкая.

Мезенский декор

Мезенская роспись — один из старейших видов декорирования. Она зародилась ещё до крещения древней Руси. Это отображается в орнаменте, который содержит языческие символы.

Для этого вида характерной чертой является использование в рисунках геометрических фигур — ромбов, крестов, дисков, а также схематических изображений лошадей и оленей. Каждый элемент имеет свое значение. Цветовая гамма — черный и красный.

Дерево перед работой не грунтуют, окрашивают красной краской, затем делают черную окантовку.

Особенности хохломы

Зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Отличается яркостью и насыщенностью цветовой палитры. Для изображения цветов, ягод, веток, реже — зверей и птиц, используют три основных цвета: черный, красный и жёлтый (золотой), один из которых фоновый.

Хохлома использует старинную иконописную технику золочения. Для экономии фон раскрашивается серебром либо оловом, затем наносится основное изображение и покрывается варёным льняным маслом (олифой) несколько раз (каждый слой просушивается отдельно в печи). От высокой температуры образуется золотистая пленка и серебряный фон переливается золотом. Расписываются деревянные изделия от руки без предварительного контурирования.

Северодвинская роспись

Эту роспись по дереву называют международной. Издавна на берегах реки Северная Двина останавливались поляки, старообрядцы, крестьяне-переселенцы — все, кто хотел уединиться и найти спокойное место. Они внесли свой вклад в развитие искусства росписи Севера.

У знать технику можно по следующим признакам:

  • выполнение работ желтыми, красными и чёрными цветами;
  • использование в изображениях мифических существ (русалки, птицы);
  • присутствие изображений медведя и льва;
  • разделение мира на три части — земной, небесный, подземный.

На свадьбу молодым дарили изделие с изображением дерева жизни и пары голубей.

Городецкие узоры

Городецкая роспись, как и хохлома, появилась в Нижнем Новгороде, только гораздо позже — в 19 веке. Сюжеты из сказок и былин, городские сцены, цветочные композиции — основные изображения этой техники. Художники наносили рисунок без предварительного эскиза, вручную. Расписывали изделия темперными красками по яркому фону.

В первую очередь наносится фон, затем крупными цветовыми пятнами эскиз, рисунок раскрашивается тонкой кистью, и завершается роспись тонкими штрихами и точками белого цвета для детализации и контрастности. Кроме классических техник росписи, существует множество других, не менее ярких: владимирская, петриховская, гжель, волховская и др.

Подготовка к работе

Изучив основные виды и техники росписи, перед работой над изделием нужно подготовить все необходимое для творчества:

  • деревянную заготовку либо предмет для росписи;
  • карандаш и ластик;
  • мягкую и жёсткую наждачную бумагу для очистки дерева;
  • листы для эскизов или шаблоны;
  • палитру;
  • набор кистей;
  • краску;
  • посуду для жидкости;
  • морилку, чтобы подчеркнуть рельефность дерева и придать определенный оттенок;
  • грунтовку;
  • лак для защиты изображения.

Начинающему мастеру важно правильно подготовить поверхность к работе. Нужно очистить и отшлифовать заготовку наждачной бумагой. В качестве грунтовки можно использовать краску для фона. После нанесения и просыхания рисунка важно закрепить результат прозрачным лаком, тогда произведение будет дольше радовать своим насыщенным и ярким цветом.

Выбор кистей также немаловажен. Для росписи чаще используют кисточки натуральные — беличьи, соболиные и колонковые. Для акриловой росписи подойдут и синтетические. Размеры кисточек обозначены цифрами. В работе используются кисти разных размеров, в зависимости от величины элементов рисунка, которые расписываются.

Виды красок

Для создания красивого и качественного изделия насыщенного цвета необходимо правильно подобрать краски. Поскольку дерево — это материал, который обладает разными свойствами (рассыхается, трескается со временем), важно выбрать краску стойкую и качественную.

Сегодня выбор красящих средств очень широк, в зависимости от мастерства и самого изделия для творчества, можно выбрать оптимальный вариант.

Чтобы расписанные предметы быта и мебели, посуда, игрушки, сувениры, шкатулки и доски не меняли свой цвет под воздействием солнца и воды, мастера-художники с незапамятных времён использовали темперную краску. Преимуществ у темперы достаточно.

  1. Легко растворима в воде.
  2. После высыхания ее нельзя размыть.
  3. Имеет однородную текстуру и покрывает рисунок непрозрачным слоем.
  4. Она не трескается, в отличие от аналогов.
  5. Хранится в закрытой посуде, не загустевает, не покрывается плесенью.

Изготавливается краска вручную, процесс довольно трудоемкий. Основа состоит из яичного желтка, который растирается с красителем.

На сегодняшний день представлены несколько вариантов темперы:

  • казеиновая — основой служит белок из молока животных;
  • яичная — состоит из яйца, масла растительного, лака;
  • гуммиарабиковая — на основе затвердевшей смолы дерева акации.

Важно знать, что ингредиенты темперной краски не взаимодействуют с металлами.

Особенности росписи акрилом и маслом

Для получения стойкого и насыщенного цвета изображения применяют акриловую и масляную краску. Они удобны в использовании, довольно густые по консистенции, их можно смешивать для достижения большего эффекта. Акрил сохнет быстрее масляной краски и имеет более насыщенную палитру цветов — это их основные отличия. Главным преимуществом акрила является создание защитной пленки на деревянной поверхности, поэтому нет необходимости в дополнительном вскрытии лаком (исключение — посуда, которая в дальнейшем будет использоваться).

Роспись по дереву акриловыми красками для начинающих включает: шлифовку заготовки; выравнивание поверхности; перевод рисунка; саму роспись; сушку готового изделия.

Акварельная роспись по дереву

Особенность росписи акварелью по дереву заключается в быстром нанесении. Поскольку дерево от переизбытка влаги может испортиться, необходимо раскрасить деревянную заготовку быстро. С помощью акварели можно создавать воздушные образы, оттенять, делать плавные переходы. Для большего эффекта ее можно смешивать с другими видами красок.

Эта краска наиболее точно передает натуральные цвета, оттенки и идеально подходит для рисования портретов. Новичкам для тренировки можно выбрать деревянную заготовку матрёшки. Для начала необходимо перевести рисунок на изделие. Чтобы краска лучше ложилась, по нужному участку провести раз мокрой кисточкой. Сначала расписываются большие элементы рисунка, после чего они придаются цвету. После росписи изделие просушивается и вскрывается лаком.

Художественная гуашь

Альтернативой акриловой, масляной и акварельной краске для начинающих мастеров станет гуашь. Однако она уступает акриловой краске в яркости и насыщенности цвета. Процесс росписи гуашью трудоемкий, но увлекательный. Для создания деревянного изделия необходимо:

  • отшлифовать и отполировать доску наждачной бумагой;
  • покрыть заготовку морилкой для защиты структуры дерева;
  • прогрунтовать акриловой краской, подобрав нужный цвет;
  • перевести рисунок на доску либо от руки нарисовать эскиз будущего орнамента;
  • расписать изделие, предварительно добавить в гуашь клей ПВА, чтобы лучше ложилась краска;
  • покрыть лаком после окончания работы.

Способы перевода изображения на заготовку

Начинающие мастера и любители в процессе работы используют разные способы и методы перевода изображения. Умение самостоятельно рисовать по дереву приходит со временем и с большим опытом. Чтобы перевести сложный орнамент или узор, используется калька. Ее накладывают на заранее выбранный рисунок, обводят его контуры, переворачивают и натирают графитом. Затем кальку необходимо приложить к деревянной поверхности и обвести изображение чем-нибудь острым.

Если фон будет темный, можно вместо графита использовать мыло. Самый простой способ перевода — копирка. Между листом бумаги с рисунком и заготовкой кладется копирка. Изображение обводится ручкой и отпечатывается на деревянной поверхности, после чего расписывается красками.

Мастер-класс росписи по дереву для начинающих

Одним из самых простых предметов для творчества является разделочная доска. С нее можно начать свой путь начинающему художнику.

Чтобы подготовить дощечку к работе и скрыть недостатки, необходимо ее прогрунтовать. Для этого используют картофельный крахмал или олифу. Выбрать простой узор (цветы, листья), чтобы отработать навыки. Перевести изображение на поверхность с помощью копирки. Для первой работы выбрать гуашь или акрил. Роспись досок начинать с крупных деталей, затем добавлять цвет и переходить к более мелким элементам. Последний этап работы — покрытие прозрачным лаком несколько раз. Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. После освоения техники, можно переходить к более сложным предметам для росписи.

Уроки росписи по дереву для начинающих

Как расписать мебель своими руками: мастер-классы по росписи разделочной доски, стула и шкафа

Росписью акриловыми красками по дереву – увлекаются все больше и больше начинающих мастеров. Этот вид декорирования мебели находит применение абсолютно в разных стилях, поэтому стал очень популярным среди декораторов.

Конечно, как и для любого самостоятельного декора, для росписи необходимы уроки, тренировки и опыт. И если у вас нет ни того, ни другого, то данный материал – для вас. Вы узнаете основные стили росписи мебели, основы техники, а также найдете интересные идеи для ваших будущих работ.

Как расписать мебель: техника и материалы

Для росписи мебели своими руками, необходимо подобрать подходящий рисунок. Воспользуйтесь для поиска книгами, каталогами готовых рисунков и т. д.

Если рисунок вы нашли в книге, его можно перерисовать, наложив сверху прозрачную кальку. С помощью компьютера или сканера можно увеличить или уменьшить рисунок до нужного вам размера, а затем перенести его на поверхность мебели используя копирку.

Копирку для работы возьмите желтую канцелярскую или портняжную любого цвета. Эти виды копирки, в отличие от синей и черной, не оставляют на поверхности мебели грязных следов, да и контур переведенного рисунка легче закрасить.

Но как расписать мебель, если вариантов выбора нет? В этом случае воспользуйтесь синей и черной копирками осторожно, не оставляя пятен, или сделайте копирку самостоятельно, заштриховав бумагу простым карандашом.

Кисти для работы с акриловыми красками используйте синтетические, разного размера. После работы тщательно их промойте, иначе краска засохнет и кисть придется выбросить. Переходя в процессе работы от одной краски к другой, кисть мойте и вытирайте о хлопчатобумажную ткань.

Предлагаем посмотреть подборку фото росписи мебели, где продемонстрированы самые разнообразные варианты этого декора:

Роспись разделочной доски: мастер-класс поэтапно

Начнем роспись с самого простого уровня. Попробуем для начала расписать разделочную деревянную доску. Роспись в стиле прованс – тренд этого года, поэтому выберем именно этот стиль для росписи.

Вам понадобится:

  • рисунок на кальке или бумаге;
  • простой карандаш;
  • акрил художественный —набор красок;
  • синтетическая круглая кисть № 2;
  • деревянная разделочная доска;
  • устойчивая емкость с водой;
  • палитра (можно использовать одноразовую тарелку);
  • хлопчатобумажная ткань.

Роспись разделочной доски выполняйте поэтапно, как указано в подробном мастер-классе, который представлен ниже:

Сделаем копирку самостоятельно, заштриховав поверхность рисунка с обратной стороны листа простым карандашом.

После этого положите лист с рисунком на подготовленную загрунтованную и окрашенную поверхность рисунком вверх и обведите контуры изображения шариковой ручкой.

Теперь пригодятся ваши детские навыки по раскрашиванию. Акриловая краска легко разводится водой до нужной консистенции. Наносите краску, делая легкие и тонкие мазки, покрывая ими листья и окрашивая их в зеленый цвет. Для этого вам понадобится краска с названием окись хрома.

  • Роспись разделочной доски продолжайте раскрашиванием цветов в разные оттенки фиолетового, розового и белого. Краску смешивайте с небольшим количеством воды, чтобы она наносилась равномерно. Наносите легкие, прозрачные мазки через некоторое время, чтобы слои краски успели высохнуть.
  • Следы копирки закрасятся, но, если необходимо, можно сначала обвести рисунок краской по контуру, а затем раскрасить. Также декору доски можно добавить патину и, используя трафарет, нарисовать амурчиков.

    Роспись мебели на примере шкафа (с фото)

    Приступайте к росписи мебели, не думая о рисунке. Ориентируйтесь на общий результат декора всего предмета мебели. Выберите несложный, но понравившийся мотив и идею, только то, что вас вдохновит.

    Если у вас уже появилась уверенность, что раскрасить рисунок несложно? Переходите к работе на деревянной мебели. Предлагаем освоить более сложные техники росписи, о которых мы расскажем на примере росписи шкафа:

    1. Перенести на поверхность шкафа только контуры рисунка, используя копирку.
    2. Цвет выберите самостоятельно, по вашему вкусу. Краску наносите в два слоя, первый слой полупрозрачный.
    3. Наносите второй слой краски пастозными мазками.

    Если есть возможность снять дверцы или вытащить ящики комода и расположить декорируемую поверхность горизонтально, то расписывать будет легче и результат будет лучше.

    Роспись сидения стула акриловыми красками по дереву

    Возьмем красивую декупажную салфетку с розами, выполненными в акварельной технике. Но для декорирования сиденья стула декупажная техника не совсем подходит. Поэтому сделаем декоративную роспись, взяв за образец рисунок на салфетке, но слегка изменив его.

    Для начинающих роспись по дереву в данном мастер-классе не составит труда, главное следовать четкой инструкции:

    • Вам понадобиться:
    • моющее средство;
    • старый стул;
    • акриловые краски;
    • одноразовая тарелка;
    • цветная копирка;
    • декупажная салфетка;
    • синтетическая круглая кисть № 2 для росписи;
    • емкость для воды.
    1. Роспись стула необходимо начать с подготовки — вымойте с моющим средством, высушите и протрите спиртом.
    2. Сделайте с салфетки ксерокопию и прикрепите рисунок к поверхности стула
    3. Обведите контуры рисунка шариковой ручкой, игнорируя мелкие детали.
    4. Контуры рисунка хорошо видны на поверхности сидения стула.
    5. Раскрасьте рисунок золотым акрилом, используя синтетическую кисть.
    6. Приготовьте краску для листочков: 30% окиси хрома, 60% белой краски, 10% охры светлой. Для роз: 98% белой, 2% охры светлой.
    7. После высыхания золотого акрила сверху прокрасьте листья зеленым цветом. Прокрашивайте неплотно, оставляя в просветах золото.
    8. Розы раскрасьте белым и ванильным цветом пастозными мазками, без добавления воды. Покрывайте поверхность неплотно, с просветами золота.

    Техника мезенской росписи по дереву

    Современную мебель можно декорировать, используя традиционные росписи народных художественных промыслов. Эти росписи — городецкая, мезенская, петриковская, хохломская, жостовская и др. — богаты декоративными возможностями и способны украсить любую мебель.

    Мезенская роспись — один из самых красивых и наиболее древних образцов художественных промыслов. Предлагаем освоить технику мезенской росписи по дереву, декорировав комод.

    Вам понадобиться:

    • комод;
    • акриловые краски:
    • синтетическая круглая кисть (№ 2 и № 3) для росписи;
    • клей ПВА;
    • спирт или водка;
    • хлопчатобумажная ткань;
    • мел, линейка, карандаш, одноразовая тарелка, лист бумаги А4;
    • калька, цветная копирка;
    • образец мезенской росписи;
    • емкость для воды.
    1. Перед тем как начать расписывать этот деревянный комод, протрите его поверхность хлопчатобумажной тканью, смоченной в водке или спирте.
    2. Выберите образец мезенской росписи с понравившимися орнаментами и мотивами. Его можно перерисовать на кальку, предварительно увеличив.
    3. С помощью линейки и мела нанесите на поверхность линии, определяющие месторасположение рисунков и орнаментов.
    4. Для того чтобы провести ровные линии на ящиках, а в дальнейшем без проблем расписать поверхность, снимите с ящиков ручки.
    5. Заложите на поверхность комода копировальную бумагу красящей стороной вниз, сверху поместите рисунок и обведите его по контуру.
    6. Контуры фрагмента росписи хорошо видны на поверхности. Для лучшего сцепления краски с поверхностью комода рисунок можно покрыть клеем ИВА, то есть загрунтовать.
    7. Краской, используя кисть № 2, обводите контуры рисунка. В краску добавьте немного воды. Обведите рисунок по контуру два-три раза.
    8. Окрасьте рисунок в два-три слоя получившимся цветом с добавлением небольшого количества воды. Используйте кисть № 3.

    Роспись по дереву

    Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.

    Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками . Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.

    Виды росписи по дереву

    Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

    Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.

    Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

    Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

    Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

    Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

    Основные цвета в хохломе:

    Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

    2. Городецкая роспись.

    Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.

    Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.

    Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

    Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

    3. Мезенская роспись.

    Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

    Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный .

    Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

    Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

    Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

    Смотрите наши мастер-классы и используйте промокод BLOG20 на скидку 20% в нашем интернет-магазине! Скопируйте промокод в поле «ввести купон» при оформлении заказа.

    С чего начать и как делать роспись по дереву

    Роспись по дереву акриловыми красками – это художественный процесс, в котором каждый мастер стремится найти свою изюминку и индивидуальность. Прежде чем пытаться сформировать индивидуальный стиль, стоит ознакомиться с существующими традиционными видами росписи. Перед тем, как переходить к росписи непосредственно по дереву, стоит сперва отточить на бумаги навыки владения кистью и рисование базовых элементов.

    После этого необходимо научиться подготавливать деревянную поверхность к работе

    Алгоритм росписи по дереву для начинающих:

    1. Очистка древесины щеткой и шлифование дерева наждачной бумагой.

    2. Покрытие грунтовкой. Иногда в качестве грунта может выступать краска, создающая основной цвет фона.

    3. Нанесение рисунка кисточкой и красками.

    4. Закрепление акриловым лаком.

    Материалы для росписи

    Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву, это:

    • наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.

    • защитный материал – морилка. В некоторых росписях принято наносить рисунок сразу на деревянную поверхность, но иногда цвет сырой необработанной древесины довольно невыразителен. В таких случаях, можно воспользоваться морилкой, которая придаст древесине какой-нибудь оттенок и подчеркнёт естественный рельеф и фактуру.

    • грунтовку можно наносить кистью, но если область большая и широкая, то используют валик.

    • для закрепления готовой росписи на декоративном предмете можно воспользоваться акриловым лаком. Однако, если изделие часто планируется использовать в быту (подставки под горячее, подносы), лучше воспользоваться специальными мебельными лаками.

    Подходящие краски

    После того как предмет для росписи подготовлен, наступает время художественной части работы. Многие задаются вопросом, какие краски для росписи по дереву лучше использовать. Обычно для того, чтобы получился стойкий и насыщенный цветом рисунок, берут акриловые или масляные краски. Их существенное различие лишь в том, что масляные краски дольше сохнут. Акриловые краски сохнут быстро, имеют яркие тона и по стойкости они превосходят масляные.

    Отличным выбором для любой росписи станут специальные краски для росписи (так называемая акриловая темпера), которые отличаются мягкой консистенцией, пастозностью, высокой кроющей способностью и приятной матовой бархатистой поверхностью после высыхания.

    Стоит отметить, что те, кто только начинают постигать азы народной росписи по дереву, могут для оттачивания навыков использовать обычную художественную гуашь.

    Кисти для росписи по дереву

    Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти.

    Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.

    Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!

    И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.

    Креативная роспись по дереву

    С помощью специальных стилистических эффектов мы имеем возможность красиво и уникально оформить любой предмет. Роспись по дереву — один из таких трюков, с помощью которого можно украсить и улучшить внешний вид любого объекта. За всю историю существования росписи по дереву можно заметить большое количество уникальных и особых вариантов, с помощью которых данный эффект легко реализовать и проверить в действии.

    Ручная роспись на деревянном подносе для подачи от IKEA. Сделан в подарок для мамы. Каждое застолье радует своей красотой.

    Мне нравится расписывать дерево и создавать разделочные доски, которые можно применять не только для декора, но и по их функциональному назначению.

    Если у вас есть старый комод или новая, но не очень красивая мебель, можно преобразить ее при помощи простых акриловых красок. Такой комод, раскрашенный специально для детей, будет служить верой и правдой.

    Росписью по дереву занимаюсь временами, этот разделочные доски подарю на 8 марта. Расписные разделочные доски являются очень популярными у хозяек, так как они способны украсить кухню.

    Сегодня мы расскажем вам, как можно легко расписывать дерево в домашних условиях. С помощью этой статьи вы сможете научиться превращать старые, наскучившие вещи, в новые элементы модного декора, а любители.

    Роспись матрешки: мастер класс для начинающих поэтапно и фото-шаблоны

    Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским «изобретением», хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать «спасибо»… японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. И появилась матрешка отнюдь не в древности, а в конце XIX века. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей и традиционным русским сувениром.

    Перед Вами поэтапный мастер-класс по росписи матрешки. Сразу скажу, что существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера).

    К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, майданскую, вятскую, тверскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения.

    И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи.

    Когда я расписывала свою матрешку, я придерживалась кое-каких правил росписи, но все же назвать традиционной эту матрешку нельзя, она авторская на 100%.

    Как уже писалось выше, нам потребуются заготовки для матрешек. Если заготовки не очень гладкие, необработанные, то можно пройтись по ним мелкой наждачкой.

    Покрываем заготовку грунтом. Очень многие мастера говорят, что лицо матрешки не грунтуют, чтобы была видна текстура дерева. Я загрунтовала всю заготовку. От лака дерево темнеет, а мне хотелось, чтобы моя матрешка была белолицей �� Грунт разбавляем водой в пропорции примерно 1:2.

    Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.

    Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.

    Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).

    Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель (на рисунке помечена галочкой) и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.

    Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки. Лучше для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) использовать мягкие кисти. У меня была старенькая кисть «Пони», которую я обычно использую для клея или лака. Она подошла очень хорошо, было меньше разводов.

    Перламутровой белой акриловой краской расрашиваем рукава.

    Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.

    Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки. Опять же лучше использовать мягкую кисть. Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.

    Прорисовываем ягодки. Для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрите один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью.

    Акриловой золотистой краской декорируем корзинку:

    Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.

    Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.

    Приступаем к самому ответственному этапу — росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица охрой желтой очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.

    Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.

    Далее расписываем глаза и губы. Сначала задаем основной цвет.

    Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.

    • В точечной технике оформляем кокошник и серьги.
    • Декорируем сарафан:
    • Низ также оформляем в точечной технике:
    • Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!

    Приятного Вам рукоделия! С наилучшими пожеланиями в творчестве, автор росписной матрешки Анна Лаврентьева.

    Данный мастер-класс написан специально для сайта world-hmade.ru, поэтому копировать материал целиком ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

    При частичном копировании обязательно размещать ссылку на источник.

    Как раскрасить матрёшку деревянную поэтапно. Мастер-класс

    Русская матрёшка из дерева. Раскрашивание. Мастер-класс с пошаговыми фото.

    Автор: Мамонтова Наталья Сергеевна, учитель математики МКС(К)ОУ школа-интернат VIII вида пгт Опарино Кировской области. Описание: мастер-класс предназначен для детей среднего и старшего школьного возраста, педагогов, воспитателей, любителей создавать интересные поделки своими руками. Цель: раскрасить поделку своими руками. Задачи: — развивать творческое воображение, любовь к декоративно-прикладному творчеству; — воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе; — патриотизм.

    Техника безопасности при работе с красками, лаком и клеем.

    — Аккуратно обращайтесь с красками, лаком и клеем: — не разливайте и не разбрызгивайте. — При попадании в глаза – промыть водой.

    Материалы и инструменты:

    1. Деревянная заготовка матрёшки. 2. Акварельные краски. 3. Клей «ПВА» 4. Кисточки. 5. Бесцветный лак для ногтей. История Матрёшки Матрёшка – символ женщины, символ хранительницы семейного очага, символ прочности семьи, символ продолжения рода. Матрешка — русская игрушка из дерева в виде куклы. Имя «Матрена» на Руси было широко распространенным. Отсюда и пошло название — «матрешки». Внутри куклы находятся подобные ей, только меньшего размера, их число может варьироваться от 6 до 12 штук. Последняя изображала младенца. Первая матрешка появилась в мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы Мамонтова. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В своей мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. Многие считают матрешку исконно русской, но на самом деле это только миф. В XIX веке Анатолию Ивановичу привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Первая матрёшка — круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье. Матрёшка — это русская красавица, сувенир известный во всем мире. Хотя эта игрушка создавалась для детей, взрослые трепетно относятся к матрешкам и покупают для себя, для души. Сейчас она – не просто народная игрушка, матрёшка стала традиционным сувениром России и хранительницей исконной русской культуры. Попытаться раскрасить матрёшку может каждый, получится уникальная, только ВАША, Матрёшка!

    Последовательность выполнения работы

    1. Для начала нам нужна деревянная заготовка Матрёшки, 12-15 см высоты и 6-7 см в диаметре. Нам такие заготовки выточили на уроках столярного дела ребята под руководством учителя. 2. Мы будем раскрашивать простыми, акварельными красками, поэтому сначала заготовку зачистим шкуркой, затем прогрунтуем клеем ПВА с водой, в соотношении 1:1, можно несколько раз, чтобы краска не растекалась. 3. Простым карандашом нарисовать на матрёшке лицо, платок, сарафан, руки. 4. Начинаем раскрашивать так: от светлого — к темному, от толстого — к тонкому. Перед сменой краски нужно дождаться полного высыхания предыдущего цвета. Красим волосы. 5. Затем глаза, рукава. Конечно, цвет волос, глаз и других деталей зависит от ваших вкусов и фантазии. Мне, например, хотелось голубоглазую Матрёшку, но не приглянулось, глаза стали чёрными. 6. Раскрашиваем платок. 7. Красим сарафан. 8.Надо сказать, что при раскрашивании губ рука у меня дрогнула… Пришлось красить лицо розовым цветом, но краска не растекалась и получилось хорошо! Не забываем о бровях, носике и алых щёчках! Дорисовываем орнамент по платку и сарафану, цветочки. Покрываем Матрёшку любым бесцветным лаком. Я пользовалась бесцветным лаком для ногтей. 9. Вторая Матрёшка раскрашивалась по такому же принципу, но получилась совершенно другой! 10. Я получила огромное удовольствие от раскрашивания своих Матрёшечек!

    Удачи всем, кого вдохновила моя работа, кто будет раскрашивать свою Матрёшку!

    Подкова из глины своими руками Игрушки из папье-маше своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото Аппликация из пластилина для детского сада. Старшая-подготовительная группа Цветущее дерево своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

    Поделки для детей своими руками. Улитка

    Расписываем матрешку

    Сегодня мы будем расписывать комплект матрешек под кодовым названием «Чайку?»Нам понадобятся: деревянная заготовка (5 мест), клей ПВА, вода, акварель, темпера ПВА, золотой акрил, белая перламутровая гуашь, золотая гуашь, золотая гелевая ручка,кисти беличьи, кисти колонковые, чистая тряпочка, тряпочка для вытирания кистей, штыри для росписи (по возможности), лак ПФ.

    Внимание! Эта статья является авторской и принадлежит администрации сайта zen-designer, поэтому копирование ее, а также любых ее частей на другие ресурсы запрещено!

    Для начала нам нужно подготовить формы. Для этого напильником сглаживаем места соединения формы, чтобы одна часть не выступала над другой (если присутствует такой дефект, формы не всегда хорошо выточены). Если есть дырки или сучки на формах — шпаклюем шпаклевкой по дереву.

    Затем тщательно зачищаем мелкой наждачкой каждую форму. Бывает так, что формы не плотно приходятся друг к другу, спасет положение клей ПВА, просто капните несколько капель на место соединения формы и дождитесь высыхания, если получилось туго, то лишнее можно срезать.

    Теперь формы нужно прогрунтовать. Нужно это для того, чтобы акварель не так сильно растекалась по дереву. Грунтуем ПВА разведенным с водой примерно в такой пропорции:

    После того как формы подсохнут, наносим карандашный рисунок будущей матрешки. Карандаш с дерева вполне хорошо стирается ластиком. Если уже не получается ластиком, то в ход идет мелкая наждачка.

    После того, как рисунок нанесен, приступаем к покраске. Для фона платков я смешала довольно жидко оранжевую акварель с золотой гуашью, для придания блеска. Быстро и аккуратно наносим краску по рисунку, потому как акварель быстро впитывается, и могут остаться некрасивые разводы. Наносим в один слой.

    Красим дальше. Для рубашки я смешала белую перламутровую гуашь и голубую акварель в более густой пропорции и нанесла ее в несколько слоев.

    Теперь нужно добавить объема на рукавах и подоле рубашки. проходимся голубой акварелью в тенях, выделяя складки. Затем лиссеровкой выделяем белилами светлые места.

    С рубашкой покончили. Далее красим подол сарафана. Т. к. сарафан я задумала сделать черным, то подол будет отделан золотом. За одно с отделкой красим и самовар. Так же более темным цветом выделяем складки на платке. Я это делаю плоской беличьей кистью, один край которой окунут в краску.

    Мастер-класс» Воронежская роспись по дереву» Елена Васильевна

    Пришло время сарафана. Красим его черной темперой.

    • Не забываем покрасить более темным цветом внутреннюю часть складок на платке.

    И так, переходим к лицам. Самая ответственная часть. Лица я пишу по сырому дереву акварелью. Как по сырой бумаге. Для начала светлой охрой намечаем темные части лица. Затем темной охрой углубляем тени. Все по сырому дереву. Затем коричневой прохожу самые темные места. Так же поступаем и с руками. Чем лучше прописаны лица и руки, тем выгоднее смотрится матрешка.

    После нанесения теней, высветляем светлые участки лица. Белой темперой, очень жидко и опять же по сырому дереву. Не забываем про руки.

    Теперь рисуем глаза, губы и брови. Глаза — темпера смешанная с акварелью. Губы — акварель, сверху жидко белая темпера. Так же обводим четче контур лица. Коричневой акварелью прорисовываем пальцы на руках.

    Декорируем рубашку. Голубой акварелью рисуем цветочки и точки. Белой темперой обводим рукава, чтобы выделить их на темном фоне.

    Роспись по дереву

    Затем красим остальные предметы чайные предметы и декорируем их. Самовару добавляем деталей.Чайник и чашку расписываем под гжель. Баранку делаем с маком. У самой маленькой в руках ничего не делаем (по желанию и остроте зрения). Она у нас радуется — «Вах, вах, вах, чай будем пить, чай будем пить».

    С чайным набором почти закончили, позже вернемся к самовару. Продолжим с сарафаном. Золотой гуашью намечаю складки на сарафане.

    Теперь декорируем платок. Для орнамента я мешала белую и желтую темперу для получения такого бледненького желтого цвета. Орнамент я рисую сразу, без карандашного рисунка. Вы можете предварительно наносить легкий карандашный рисунок.

    1. После того как нарисовали орнамент желтым, пустые части закрашиваем аккуратно красной акварелью, чтобы через нее просвечивал блестящий фон платка.

    Оставим пока платок и вернемся к сарафану. Берем золотую гелевую ручку и наносим на него орнамент.

    Теперь берем белую темперу и завершаем орнамент на платке. Делаем окантовку платка белыми точками.Так же белыми точками декорируем подол сарафана. А-ля жемчуг.

    Так же белой темперой ставим блики на глазах, носу, губах, подбородке. Не забываем про руки. Затем черным красим ободок, декорируем его гелевой ручкой. Рисуем волосы.

    • Самая маленькая.
    • Делаем блики белой темперой на самоваре.

    Все, наша матрешка практически готова. Осталось ее покрыть лаком. Я использую лак ПФ-157 или ПФ-283. Для лакировки я использую деревянную планку с вбитыми в нее гвоздями — удобно лакироваь, удобно ставить на антресоли где я их сушу. Маленькие лакирую на штырях.

    Наливаем лак из банки в небольшую емкость с крышкой и добавляем скипидар в пропорции 1 часть скипидара на 2 части лака, если лак слишком густой. Я использую исключительно скипидар. Уайт-спирит — это нефтепродукт и почти что бензин, потому его не использую, а также вам тоже рекомендую не использовать, ведь это почти то же самое, что использовать в качестве растворителя бензин.

    Другие растворители, а также растворители для нитро-лака (№646, №647 или им подобные) использовать нельзя категорически.

    Первые два слоя уйдут в дерево. В среднем нужно где то слоев пять, чтобы матрешки были аки у кота… хм.. глаза.После третьего или четвертого слоя при необходимости обработать мелкой наждачкой. Потому как лак вздирает волокна дерева. Ну или пыль может попасть. Пыль и ворсинки можно вынуть из еще сырого лака иглой.

    1. Лакировка закончена и вуаля — наши матрешки красавицы готовы!

    Внимание! Эта статья является авторской и принадлежит администрации сайта zen-designer, поэтому копирование ее, а также любых ее частей на другие ресурсы запрещено!

    P.S. Последовательность покраски не имеет значения. Главное, чтобы вам было удобно. Забыла написать в начале — большие матрешки я расписываю держа их в чистой тряпке, потому как мне не удобно большие на штырях расписывать. Если нет возможности выточить штыри из дерева, то можно обойтись заточенными гвоздями воткнутыми в пробки от пластиковых бутылок.

    Тэг: Изобразительное искусство

    Роспись матрешки: поэтапное описание работы, мастер класс

    В некоторых источниках говорится о том, что матрешка – игрушка отнюдь не русская, а изначально сотворенная в Японии.

    Однако те экземпляры, что считались «первоначальными» и принадлежали мастерам из Азии, больше походили на слепки с русских матрешек, расписанных в Сергиевом Посаде.

    Отличало их отсутствие лакового покрытия на японских версиях, а также измененные черты лица. Как менялись традиции в их оформлении, и как выполнить роспись матрешек своими руками?

    Традиции в росписи матрешки: от древности до современности

    Самый популярный на сегодняшний день вариант росписи матрешки зовется «сергиевским» стилем, по имени города, где производились такие фигурки. Характерных особенностей у матрешек из Сергиева Посада немало, поскольку их образы видоизменялись с течением времени.

    Так, в самом начале 20-ого столетия матрешки расписывались под древнерусских витязей и бояр, а к годовщине Отечественной Войны были даже выпущены матрешки, изображающие великих полководцев – Кутузова и Наполеона. Поэтому нельзя говорить о том, что эта кукла может иметь лишь женское лицо.

    Отдельно стоит упомянуть и об исполнениях героев русских сказок: персонажи повестей Пушкина, Гоголя и Ершова, басен Крылова – все они нашли воплощение в деревянных фигурках с красочными лицами.

    Те же сказочные сюжеты повторились и в «тверских» матрешках, но здесь это скорее традиция, нежели однократное выполнение.

    Интересно, что при этом «сергиевские» матрешки также могли иметь дополнительные детали оформления – от головных уборов до мелких предметов «в руках».

    И все же, самая традиционная роспись матрешек отражала привычные русскому человеку моменты: простой быт, праздничные и повседневные образы, различные слои общества – от цыган до старообрядцев.

    Распознать такую матрешку можно по цветастому платку, если изображена девушка, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами.

    «Семеновская» роспись матрешки характеризуется не столько определенными деталями, сколько подбором цветов: здесь всегда присутствуют чистые теплые тона – желтый, красный, а также нередки добавления зелени и синего.

    При этом основные детали очерчены черным контуром, что придает четкости всем линиям. Наряд для женских и мужских образов не может быть праздничным или принадлежащим зажиточному слою – среди «семеновских» матрешек только сельчанки, в простых сарафанах с цветочными узорами.

    А вот платок, обязательно покрывающий ее голову, всегда расписан горохом.

    «Вятская» роспись легко отличается по общему образу: у такой матрешки сдержанная, даже застенчивая улыбка, свойственная северной девушке, светлые волосы всегда с рыжими бликами, глаза традиционно голубые.

    Одежда чистых цветов, особенно это касается передников, в которых всегда присутствуют детали красного цвета. У первоначальных образцов сарафаны были на тонких лямках, а в руках матрешки держали букет полевых цветов (безусловно, нарисованный).

    В то же время, сама по себе роспись «вятских» матрешек специалистами окрещена как плоская, поскольку они очень схематичны в некотором роде: простые круги-румяна на щеках, однотонные без бликов волосы и одежда.

    Здесь отсутствует глубина, и главное определение, которое подходит игрушке – простота. Помимо этого «вятскую» матрешку традиционно инкрустируют соломкой.

    Матрешки «Тверские» имеют интересную изюминку в своей росписи – это максимальная живость лиц.

    Если сравнить технику прорисовки глаз, можно заметить, что у «тверской» игрушки глаза настоящие, полноцветные и детализированные, в то время как у большинства иных матрешек они едва намечены половинчатыми дугами и обрамлены ресницами.

    Даже в переходах цветов на лице «тверская» матрешка по критерию натуральности выигрывает, поскольку здесь рисунок тяготеет к фотографии – настолько реальными кажутся лица. Да и не только они: волосы вместо сплошной заливки имеют разбиение на отдельные пряди и локоны, на обрамляющих лица платках немало складок.

    А вот «крутецкую» роспись можно узнать издалека по особой технике 1-ого мазка, которая также имеет альтернативное название «китайка» или «китайская роспись».

    Для ее выполнения на плоскую кисть набирается несколько оттенков краски, после чего кисть прикладывается и поворачивается особым образом: все это позволяет моментально воспроизвести объемную деталь за счет переходов цвета.

    У «крутецкой» матрешки данная техника используется абсолютно для каждой части изделия – и для узоров на одежде, и для волос, и даже для румянца на щеках.

    • Детские игрушки своими руками
    • Куклы из колготок и синтепона

    Роспись матрешек своими руками: основные способы и правила

    Все существующие способы росписи матрешек условно подразделяются на 2 группы: это традиционная роспись, уходящая корнями в историю игрушки, или же авторский стиль, который позволяет получить абсолютно новую фигурку.

    Если мастерица не углубляется в быт прошлых столетий, скорее всего она будет придерживаться основных правил в росписи матрешки, однако внесет немало и от себя.

    Какой бы способ росписи Вы ни выбирали, обязательно следовать нескольким рекомендациям:

    • Матрешка – образ преимущественно человека и в большинстве случаев женщины, даже девочки, о чем говорит задорный румянец, чистота лица и мягкость взгляда.
    • Красный цвет присутствует в любой росписи, даже если он лишь для нескольких деталей, а не основной. Это традиционный цвет.
    • Свободное пространство на поверхности всегда занимают изображения цветов, преимущественно, полевых, поскольку подавляющее большинство матрешек изначально изображало крестьянских девушек.

    Также необходимо отметить разность способов росписи с точки зрения используемых материалов.

    Изготавливаемые в Полховском Майдане игрушки обязательно загрунтовываются, прежде чем покрыть их анилиновой краской, разведенной слабым раствором спирта.

    Знаменитые «сергиевские» матрешки, напротив, не грунтуются, а также не имеют вообще никакой подложки, но могут иметь акварельный слой, который обязательно фиксируется лаком. За счет него же достигается и плотность цвета, если это необходимо.

    Поэтапная роспись матрешки: мастер-класс

    Вне зависимости от стиля, которого Вы будете придерживаться при росписи матрешки, Вам понадобится сама деревянная заготовка, которая будет расписываться, грунтовка, которую легко сделать самостоятельно из клея ПВА, разбавленного водой, акриловые и/или акварельные краски, причем последние можно заменить гуашью – она более податлива и не так быстро схватывается, что удобно для начинающих. Для разметки деталей – карандаш и резинка. Также потребуется набор кистей различных форм и размеров, с ними Вам помогут определиться в художественном магазине. Главное, не забудьте еще прихватить кисть для финишной лакировки изделия. Вдобавок, нужные тонкие зубочистки или иголки, которыми будут выполняться самые мелкие детали, и сам лак: мастерицы рекомендуют паркетный, очень плотный. Акриловый не допускается.

    1. Необработанная заготовка предварительно ошкуривается, после чего грунтуется: раствор наносится плотным слоем синтетической широкой кистью, изделие сушится. Если Вы используете готовый акриловый грунт, его нужно разбавить водой. Также, если Вам нужно сохранить естественную текстуру дерева, грунтовкой обрабатывается только зона лица матрешки – вырисовывается белый круг, изделие также сушится.
    2. Следом начинают уже красками оформляться основные части игрушки: начинайте с крупных – передника, платка. Прежде чем их прорисовывать, можете наметить линии карандашом: это упростит процесс, а под плотным слоем гуаши тонкие наметки будут не видны. При необходимости Вы можете предварительно даже полностью нарисовать желаемый образ на бумаге, просчитав все по ширине и высоте.
    3. Теперь можно переходить и к декоративным элементам, также работая от крупных к более мелким. Для этого уже рекомендовано использовать не только кисти, но и иглы, зубочистки и ватные палочки. Последние хорошо использовать, если совмещать несколько оттенков сразу. Краску распределяют по бумажному листу, создавая несколько разных островков. В каждый из них окунается край ватной палочки, которой начинают формировать узоры на поверхности фигурки.
    4. Более тонкие детали-линии уже рекомендовано выполнять кистью с длинным ворсом, также не забывая сначала распределять краску по бумаге, и лишь потом переносить на матрешку. Это позволит сделать слой плотным, но без неравномерных сгустков.
    5. Последний этап – прорисовка деталей лица, и начинается он с волос, не прикрытых платком. Следом рисуются румяна на яблочках щек, а также черные глазки, складка верхнего века, брови. При необходимости задается направление ресниц. Более тонкой кистью со светлой краской ставятся блики в зрачках и на завязках платка, темной – прорисовываются отдельные волоски.

    Последними добавляются губки, а также самые мелкие детали – горошки на платке, заполняющие пространство между цветами, тонкие усики возле листьев, темная кайма у лепестков, и пр. На этом роспись матрешки завершена, а для сохранения полученного результата достаточно будет лишь воспользоваться паркетным лаком и дать изделию полностью высохнуть.

    Роспись матрешки: мастер-класс для начинающих с шаблонами и фото в фото

    Примечательно, что сергиевская матрешка стала популярна в начале ХХ века и воплотила в себе образы сказок, советского быта и даже известных людей таких, как Кутузов и Наполеон

    Семеновская матрешка, пожалуй, самая узнаваемая. Основные отличительные черты этой росписи: пышные цветы (чаще всего розы) и исключительно теплые цвета – желтый, красный, оранжевый, зеленый. Здесь редко можно отыскать синие оттенки. Сами куколки, как правило, имеют большие глаза с загнутыми ресницами и темные волосы, спрятанные под платком.

    Хохломская матрешка украшена соответствующими узорами. Роспись легко узнать по используемым цветам (красный, золотой, черный) и пышным узорам, часто изображающим птиц, ягоды, листья.

    Существуют и другие стили росписи матрешек – вятская, тверская, крутецкая. Их художественные особенности можно рассмотреть по фото ниже:

    Как видно, раскрасить матрешку можно совершенно по-разному. Современные матрешки, сохраняя всю ту же традиционную форму, могут иметь узнаваемые лица или скрывать в себе целые сюжеты.

    Рассмотрим поэтапно, как можно расписать матрешку.

    Также для облегчения работы рекомендуется потренироваться рисовать лицо, руки, а также различные узоры. В качестве примера можно использовать изображения матрешек и раскраски или картинки с хохломой, гжелью или просто цветами и узорами. Для тех кто любит и умеет рисовать, не составит труда проявить фантазию и нарисовать свою, авторскую матрешку.

    Роспись матрешек: мастер-класс (фото)

    Искусство и развлечения 31 марта 2022

    Матрешка – расписная кукла из дерева, всемирно-известный русский сувенир, который первоначально появился в России в конце XIX века.

    Именно тогда, в период культурного и экономического развития, возникло художественное направление «Русский стиль».

    В короткое время русское народное искусство распространилось по всему миру, а роспись матрешек превратилась в его неотъемлемую часть.

    История появления

    Традициям народной крестьянской игрушки под названием «матрешка» положил начало русский художник Сергей Малютин, один из самых убежденных последователей русского стиля.

    Расписная матрешка, выточенная из цельного куска дерева, стала символом земли русской.

    Художественное изображение простой деревенской женщины с петухом в руках и одетой в праздничный наряд передавало всю глубину этнографических традиций России.

    Принцип вкладывания одной матрешки в другую был подсказан разъемной японской игрушкой «мудрец Фукурама», которую привезла из страны Восходящего солнца жена Саввы Мамонтова, известного российского промышленника. С того времени русская матрешка стала классическим сувениром мирового значения. Комплект кукол, состоящий из 37-ми экземпляров «мал мала меньше», вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

    Первая русская матрешка

    Художник Милютин встретился с известным мастером-игрушечником из Сергиева Посада Василием Звездочкиным и заказал ему восемь деревянных заготовок разного размера, которые можно было бы вложить одну в другую. Опытный токарь по дереву Звездочкин справился с задачей – так появился первый комплект из восьми матрешек.

    Заготовки были отшлифованы, и Сергей Милютин приступил к раскрашиванию кукол.

    С самого начала у художника возникли трудности специфического характера: краски растекались по поверхности, рисунок становился бесформенным, и приходилось все начинать заново.

    Казалось, что сделать роспись по дереву невозможно, но живописец Милютин, который до этого в своей работе пользовался только масляными красками, решил все же освоить процесс раскрашивания деревянных заготовок темперой.

    Водно-эмульсионная основа темперных красок уже позволяла обозначить рисунок в определенных пределах, а вязкость покрытия соответствовала поставленным задачам. Краски не растекались, и художник вновь приступил к росписи матрешек.

    Однако возникло новое препятствие, в некоторых местах красочный слой проваливался в микроскопические щели древесной структуры. В этом месте цвет покрытия радикально менялся, появлялось темное пятно.

    Сергей Милютин все больше убеждался в необходимости нанесения грунта, который должен будет выровнять поверхность заготовки и заполнить волокнистые участки древесины.

    В конце концов, упорство художника было вознаграждено, и ему удалось наладить роспись матрешек сначала в масштабе артели, а затем и в рамках крупного производственного предприятия.

    Роспись матрешек

    Процесс раскрашивания традиционных деревянных кукол связан со специальными технологиями, которые можно разделить на несколько частей.

    Матрешка, поэтапная роспись которой состоит из трех действий: грунтовка, раскрашивание и покрытие лаком, требует художественного подхода, поэтому с такой задачей сложно справиться обычному энтузиасту народного творчества. В противном же случае результат будет напоминать лубочное изображение.

    Другой стандарт предусматривает более подробную детализацию процесса, когда роспись матрешки выполняется в подлинно художественном стиле, с прорисовкой мельчайших признаков мимики куклы, от которых зависит выражение ее лица. Передать настроение Матрены, улыбку или грусть сможет только профессионал-живописец.

    Таким образом,матрешка, поэтапная росписькоторой является ответственным творческим процессом, обязательно станет художественным произведением, а качество исполнения при этом напрямую будет зависеть от уровня подготовки мастера.

    В настоящее время по причине высокого спроса на традиционные русские сувениры предприятия по их изготовлению повышают темпы производства, к сожалению, это сказывается на качестве изделий.

    Разновидности

    Прежде всего, роспись деревянной матрешкиразличаетсяпо территориальному признаку. Существует несколько видов популярного народного сувенира: Тверская, Сергиевская, Майданская, Вятская, Семеновская. Каждая разновидность отличается особыми признаками.

    Матрешка, виды росписи которой столь разнообразны, может претендовать на признание ее отдельным видом искусства. О столь высоком звании народного творчества говорит и его история – русские сувениры популярны во всем мире уже более ста лет.

    Виды матрешек и их различия:

    • Семеновская матрешка, роспись которой отличается условно-примитивным стилем, доступна народным мастерам без художественного образования. Еще одним признаком семеновской матрешки является фартук куклы с обязательными стилизованными цветами: огромной розой в середине или пышным букетом. Роспись матрешки из Семенова принято делать всего тремя красками: синей, желтой и красной, комбинации которых и дают неповторимую красоту сарафана, платка и фартука.
    • Роспись матрешек в стиле «тверская» отличается сюжетностью. Фирменной темой рисунка считается изображение исторических персонажей. Кроме этого, такие матрешки изготавливаются и в классическом стиле – русская красавица в платке и нарядном платье с фартуком, на котором доминирует изображение цветов, пейзажей, русских шедевров архитектуры.
    • Мастера по росписи матрешек в селе Полховский Майдан (Нижегородская область) придерживаются своего стиля. Их куклы отличаются более узкой, вытянутой вверх головой. Вместо сарафана и передника у такой матрешки широкий овал с рисунком на растительную тему.
    • Роспись матрешек в стиле «вятская» предполагает ярко-голубые глаза и мягкую застенчивую улыбку. Вятская матрешка считается самой востребованной по всему миру. Привлекательности популярному русскому сувениру добавляет уникальная технология изготовления – изделие инкрустируется натуральной соломкой.
    • Сергиевская матрешка подкупает простотой, наивностью румяного лица и многоцветной нарядной одеждой. Традиционным признаком отличия такой Матрены является платок, завязанный узлом. В руках матрешки обязательно присутствует какой-нибудь предмет, узелок, корзинка или букет цветов.

    Собственная мастерская

    Изготовление популярного и востребованного русского сувенира может быть организовано в домашних условиях. Для обустройства рабочего места нужен небольшой стол. При наличии необходимых материалов роспись матрешек на домуможет стать интересным творческим процессом.

    Чтобы начать работу потребуется набор красок, кисточек, мелкая наждачная бумага и деревянные заготовки, которые продаются в специализированных магазинах. Кроме этого, будет нужна шпаклевка и грунтовка для выравнивания поверхности матрешки.

    Самым важным правилом подготовки материалов является тщательная подгонка линии стыковки верхней и нижней части.

    •Мастер-класс• Роспись по дереву для начинающих! Декор шкатулки.

    При вытачивании матрешки на токарном станке мастера не занимаются подгонкой и оставляют шов соединения без изменений, возлагая, таким образом, процесс доводки заготовок на мастера, который расписывает матрешки.

    Художникам приходится вооружаться напильником и обрабатывать выступающие части вручную. Это делать необходимо, иначе половинки изделия не будут соответствовать друг другу.

    Только когда подгонка завершена, и части матрешки легко вставляются по линии стыковки, можно приступать к росписи.

    После того как заготовка будет отшлифована, ее необходимо покрыть двумя слоями грунтовки. Если готовой смеси под рукой нет, можно приготовить состав самостоятельно, смешав клей ПВА с водой в пропорции примерно 2:1. После того как грунтовка полностью высохнет, начинаем роспись матрешек своими руками.

    Для работы лучше взять акриловые краски, они продаются в ассортименте во всех художественных магазинах, а также в отделах «Товары для рукоделия». Полный набор покупать необязательно, большинство красок останется без применения.

    Лучше приобрести несколько цветов, которые используются в процессе раскрашивания. Это желтый, синий, красный, зеленый и черный цвета. Также понадобится белый и ярко-оранжевый.

    Перечисленные краски являются универсальными и вписываются в общую стилистику знаменитого русского сувенира.

    Роспись матрешек своими руками следует начинать с рисования контуров лица, платка, волос, сарафана, передника и рук. Рисунок наносится тонким чертежным карандашом, неудачные линии легко снимаются ластиком.

    От качества изображения зависит вся дальнейшая работа, поэтому следует отнестись к этому этапу со всей серьезностью, лучше несколько раз перерисовать карандашный рисунок, чем потом получить кривое изображение уже в цветном варианте.

    Обучение

    Особым видом изобразительного искусства являются работы по облагораживанию изделий из дерева, такие как декупаж, интарсия, инверсия и нанесение рисунка в стиле хохломы, а также художественная роспись матрешки. Мастер-классы по этим видам искусства доступны для всех желающих, они организованы повсеместно.

    На специальных курсах и семинарах изучают до мельчайших подробностей такой вид искусства, как роспись матрешки. Мастер-класс и последующие практические занятия дают возможность овладеть интересной и доходной профессией специалиста-оформителя в сфере народных художественных промыслов. Востребованность русских сувениров практически неисчерпаема.

    Матрешки продаются по всему миру, а это означает, что художник, расписывающий изделия из дерева, никогда не останется без работы.

    Мастер–класс

    Сначала нужно приготовить место для работы и материал, необходимый для росписи матрешек. В список входят:

    • стол, застеленный клеенкой;
    • кисти под номерами №4, №3, №1 и одна кисточка «нулевая»;
    • грунтовка;
    • краски акриловые или темперные, палитра, тряпочка, палочки ватные, деревянные шпажки или зубочистки для самых тонких штрихов;
    • скипидар для разбавления красок до нужной консистенции;
    • карандаш простой чертежный, ластик, линейка;
    • шило с большой ручкой для насаживания заготовки;
    • лак марки ПФ 157 или 283.

    Шаблоны и эскизы

    На первом этапе работы наносим рисунок карандашом на переднюю часть заготовки. Если в плане несколько изделий одного типа и размера, то можно создать шаблон матрешки для росписи, по которому легче будет соблюдать пропорции при нанесении рисунка.

    Важно правильно использовать трафарет. Если есть навыки рисования по дереву, то шаблон матрешки для росписи не понадобится, проще наносить контуры по памяти. Такой метод предпочтительнее еще и потому, что в процессе рисования можно что-то добавить от себя.

    Творческий подход в этом плане оправдан.

    Однако в любом случае, чтобы под рукой был образец, необходимо создать эскиз росписи матрешки. Это должен быть рисунок на бумаге, отражающий общие контуры изделия, а также стилистику будущей работы.

    Далее необходимо перенести рисунок на заготовку путем простого копирования. При этом следует учесть, что изображение должно быть симметричным, для этого нужно провести ровную линию по вертикали от самой макушки будущей матрешки до низа.

    Контур лица наносится в виде круга, нижняя часть которого приходится на место перехода широкой нижней части заготовки в более узкую – голову. При этом по бокам от круга должно остаться место для платка, а вверху – для волос.

    Далее намечаются контуры платка, который может быть завязан узлом на шее Матрены или свободно спадать, закрывая спину и часть сарафана спереди. После этого можно нарисовать руки, опущенные книзу, или согнуть их в локтях, если в руках будет какой-то предмет: самовар, каравай, букет цветов или корзинка с грибами и ягодами.

    На следующем этапе рисуем в цвете все контурные детали, сарафан расписываем красной краской, которая будет служить фоном для узоров. Платок тоже предварительно закрашиваем однотонным цветом и ждем полного высыхания фоновых красок.

    Видеоурок «Роспись по дереву» для начинающих.

    Для того чтобы заполнить свободное пространство впереди, рисуем в руках Матрены самовар или что-либо другое. Предмет должен органично вписаться в общую картину. Пышные рукава белой сорочки выгодно сочетаются с красным сарафаном, который пришло время украсить цветочными орнаментами или какой-то особой отделкой, все зависит от фантазии художника.

    Итак, сарафан полностью расписан, переходим к платку. Русские платки, в том числе знаменитые Павлово-Посадские, как правило, очень красочные. Цветы или узоры на них сочные и яркие. Этой традиции и нужно придерживаться при росписи.

    Лучше всего использовать насыщенные золотистые тона, это можно сделать при помощи золотой гелевой ручки. Хорошо смотрится комбинация черного цвета с интенсивным красным. Все свободное пространство на сарафане необходимо заполнить цветами и зелеными растениями, так как любое пустое место выглядит как неоконченная работа.

    Самый ответственный этап в росписи матрешки – это ее глаза, носик и губы. Лицо нужно нарисовать так, чтобы оно было выразительным и в то же время безмятежным. А главное – матрешка должна улыбаться!

    Глаза у Матрены всегда круглые. Для того чтобы их нарисовать, достаточно в нужном месте нанести две точки, расположенные симметрично относительно друг друга.

    Вокруг точек рисуем кружки, затем в окружности вписываем меньшие кружки, которые будут зрачками. После этого рисуем веки – изогнутые линии, которые плавно огибают глаза. Выше рисуем брови, их форма может быть произвольной.

    Теперь на каждый зрачок наносим белый штрих, он будет бликом от дневного света.

    Носик Матрены необязательно должен выглядеть, как настоящий человеческий нос. Достаточно обозначить его символически двумя точками в нужном месте.

    Контур губ – это наиболее ответственный штрих на лице Матрены. Но нарисовать его несложно, нужно просто аккуратно провести линию в виде дуги концами вверх. Сразу появилась улыбка!

    Затем нарисуем нижнюю губу в форме апельсиновой дольки, а затем верхнюю в виде двух миниатюрных полуокружностей.

    Раскраска лица

    Прежде чем раскрашивать лицевые контуры, необходимо приготовить бледно-розовый колер. Это можно сделать, смешав красную краску с относительно большим количеством воды. Сначала необходимо испробовать полученный раствор на листе бумаги, затем нанести румянец на щеки Матрены с помощью ватной палочки.

    После нанесения румянца раскрашиваются глаза, губы и волосы, расчесанные на пробор. Фон лица не должен оставаться чисто белым. Для того чтобы получить краску телесного цвета, необходимо смешать белила с охрой. Оттенок можно подобрать экспериментальным путем.

    Далее нужно сделать Матрене оживляющий макияж – это тщательная прорисовка мельчайших деталей. На этом моменте матрешка оживает.

    Последний этап

    После того как вся работа завершена, нужно дождаться полного высыхания матрешки и покрыть изделие лаком в три слоя, просушивая каждый из них.

    И вот, наша замечательная деревянная матрешка полностью готова! Роспись матрешек, фото которых обязательно нужно оставлять на память, отныне станет для вас лучшим времяпровождением.

    Поэтапная роспись матрёшки: инструкция для начинающих

    Есть много способов приятно провести время с пользой для души, и один из самых увлекательных – это занятия росписью. Такое хобби не требует больших денежных затрат и специального помещения, а освоить технику рисования под силу каждому. Расписывать матрёшек можно как для своего удовольствия, так и на продажу.

    Если в семье есть маленький ребёнок, ему тоже можно привить любовь к рисованию. Оптимальный вариант – заглянуть в хороший интернет магазин игрушек и купить детский набор для творчества. Так малышу не придётся скучать в то время, пока мама осваивает новое хобби.
    С чего начать?

    Первоначальный этап – покупка необходимых материалов. Чтобы приобрести матрёшку-заготовку, придётся посетить не один магазин: куколки различаются по форме, размеру и цене, и чтобы занятие было в удовольствие, стоит выбирать такую, которая устраивает по всем параметрам. Количество изделий в наборе может быть от 2-3 до 60.

    Кроме заготовки, понадобится следующее:

    • кисти из беличьего и колонкового ворса;
    • акварельные краски;
    • белая гуашь с перламутровым блеском;
    • лак ПФ;
    • клей ПВА;
    • темпера;
    • тряпочки для вытирания краски;
    • специальные штыри для росписи (продаются в магазинах товаров для художников);
    • вода.

    Порядок работы

    Сначала поверхность заготовки нужно хорошо отшлифовать и прогрунтовать клеем ПВА, смешанным с водой примерно пополам. Когда грунтовка высохнет, на поверхность матрёшек простым карандашом наносится рисунок. Если линии с первого раза не получились росными, их можно стереть ластиком. Готовый карандашный рисунок раскрашивают красками разных цветов.

    В качестве образца можно использовать фото готовой расписанной матрёшки. Их существует несколько видов: загорская, семёновская, тверская, вятская, полхов-майданская. Во всех случаях отличаются и узоры, и форма платка, и фасон одежды, поэтому предварительно стоит выбрать ту матрёшку, которая больше нравится.

    Мастер-класс «Петриковская роспись. Ирисы»

    Работать с акварелью нужно быстро, стараясь правильно нанести рисунок с первого раза, иначе будут оставаться разводы. Сначала все области закрашивают однотонным слоем, затем переходят к выведению полутонов.

    Как рисовать складки и блики?

    Места складок затемняют плоской беличьей кистью, которую окунают в краску одним краем. Светлые места выделяют при помощи белил. Если на одежде матрёшки есть участки чёрного цвета, их можно украсить позолотой.

    Детали лица и рук рисуют в последнюю очередь и обязательно по сырому дереву. Когда весь рисунок готов, дожидаются, пока он полностью высохнет и покрывают матрёшку лаком.

    В среднем нужно 5 слоёв, если нанести меньше – игрушка не будет красиво блестеть.

    После нанесения каждого слоя (кроме последнего) нужно ждать, пока он высохнет, и при необходимости счищать наждачной бумагой задравшиеся волокна древесины.

    Оцените статью
    Магия рукоделия: подборка лучших видео-мастерклассов
    Добавить комментарий