Мастер-класс Роспись по трикотажу в трафаретной технике. Часть 1 инструменты и материалы

Магия рукоделия

Роспись по трикотажу в трафаретной технике. Часть 1: инструменты и материалы

Роспись по трикотажу: разновидности трафаретной техники

Роспись по трафарету — это один из наиболее привлекательных и приятных методов декорирования трикотажных изделий. Эта роспись также является самым простым и экономичным способом отделки изделий. Этот вид творчества адаптируется к любому стилю и не требует особых художественных навыков, для того чтобы получить оригинальные и впечатляющие результаты. Существуют различные разновидности трафаретной росписи, которые можно применить для декорирования трикотажных изделий, для того чтобы выразить свои необычные идеи и создать свой неповторимый стиль.

Мы будем рассматривать следующие техники:

  1. Роспись простого трафаретного рисунка на светлом и темном фоне.
  2. Прямой и обратный (роспись по краю) трафарет.
  3. Трафаретная роспись с элементами наложения.
  4. Роспись по трафарету в сочетании с техникой монотип.
  5. Теоремная роспись (роспись без мостиков).
  6. Пейзаж в трафаретной технике.

В этой статье мы рассмотрим первую технику: роспись простого трафаретного рисунка на светлом и темном фоне.

Суть трафаретной техники заключается в нанесении краски сквозь отверстия, вырезанные в листе плотной бумаги или пластика, приложенного к декорируемой поверхности. Для росписи трикотажа лучше всего использовать полимерные пленки, которые не разрушаются от воздействия краски и легко очищаются от нее. Полиэфирные пленки полупрозрачные, а полиацетатные прозрачные. Они бывают разной толщины, выбирать следует среднюю толщину, так как из них легче вырезать трафарет. Они также не рвутся при мытье. Они также удобны тем, что прозрачны, и их можно правильно расположить в соответствии с уже нанесенным рисунком и гибкость пленки позволяет, разместить трафарет в неудобных местах. Прежде чем приступать к росписи, надо подготовить эскиз рисунка, рисунок можно нарисовать самому, а можно использовать готовый рисунок и по нему разработать трафарет. Рассмотрим на примере как самим переработать готовый рисунок в трафарет:

Обрисовываем рисунок таким образом, чтобы между элементами рисунка были просветы на рисунке они помечены цифрой 1.

Отметим на эскизе пунктирной линией места, где будем отрабатывать эффект объема. После этого переносим рисунок на пленку и вырезаем трафарет.

Материалы и инструменты

Инструменты для нанесения краски:

Кисти разной величины с белой жесткой щетиной, подрезанной на одну длину.

1 — трафаретная кисть №8 подходит для набивки рисунка по трафарету большой площади.

2 — кисть также №8 диаметр меньше, круглая с острыми концами, подрезана на одну длину, щетина жесткая.

Эти кисти для росписи на трикотаже из шерстяных и п/ш пряжей грубоваты.

Больше подходят кисти:

3 — плоская кисть №8 щетина-коза, мягкая;

4 — кисть №8 круглая с острыми концами, подрезана на одну длину для трафаретной росписи, щетина-коза;

5 — кисть круглая №9, щетина-бизон, мягкая подрезана на одну длину;

6,7 — кисти №10 с черной щетиной с ровным краем, щетина плотная, мягкая, хорошо подходит для набивки рисунка на трикотаже;

8 — кисть №6 круглая с острыми концами, подрезана на одну длину;

9 — кисть с жесткой белой щетиной №3 подходит для смешивания красок в емкостях до однородной консистенции.

Кисти для декорирования росписи:

1 — кисть плоская №5, волос синтетика, подходит для подправки мелких деталей росписи;

2 — кисть плоская №0, волос синтетика;

3 — кисть №5 плоская, со скошенным краем, волос синтетика;

4,5 — кисти №3, плоские со скошенным краем;

6 — кисть №1, кисть плоская со скошенным краем.

1,2,3,4,5 — кисти №№0,00,2,4,5, с волосом синтетика;

6 — кисть №000 кисть круглая с волосом синтетика.

Веерная кисть №8 волос синтетика, край ровный на одну длину, при покупке такой кисти следует обращать внимание на плотность ворса в кисти, он должен быть плотным:

Качество кисти зависит от свойств щетины, мягкости и плотности, трафаретные кисти должны быть подрезаны на одну длину, это нужно, чтобы краска не подтекала под трафарет.

Другие кисти и инструменты:

1 — кисти круглые волос — белка также подходят для росписи, кончики следует подрезать на одну длину;

2 — кисть с жесткой щетиной для перемешивания краски;

3 — кисточки из поролона изготовленные самостоятельно из подручных материалов;

4 — пипетки для забора краски из баночек;

5 — нож для вырезания трафарета;

6 — ножницы с круглыми кончиками также для вырезания трафарета.

Для росписи на трикотаже использовать следует краски для тканей. Они отличаются от декоративных акриловых красок большей прозрачностью и тем, что сохраняется гибкость после окрашивания.

1 — краски по текстилю имеющие свойство укрывности;

2 — краски акриловые прозрачные, эти краски подходят идеально для росписи изделий из светлой пряжи, так как они не дают пленки на изделии.

Для изделий из темной пряжи лучше применять краски:

Краски производства Франции:

1 — краски для темных цветов пряжи, они имеют большую плотность пленки;

2 — для светлых оттенков пряжи, они также укрывные и дают пленку на изделиях, при использовании их следует разводить водой или специальным средством, а для того чтобы краска не текла, в нее надо добавлять загустку.

1 — загуститель Антирастекатель (пригоден для загущения краски и приготовления грунтовки);

Точечная роспись. Бесплатный мастер класс- 2 часа!!! 29.11.2016г. в 19 ч по моск. вр.

2 — средство для разбавления акриловых красок и для замедления их высыхания;

3 — акриловый гель загуститель.

1 —объемные контуры;

Готовим краски:

Шаг 1:

Разводим загуститель до состояния жидкой сметаны.

Шаг 2:

Берем пипеткой краску, капаем небольшое количество в углубление емкости.

Шаг 3:

В пустое углубление капаем разведенный загуститель, затем добавляем в него краску по несколько капель и тщательно перемешивает до однородной консистенции.

Подготавливаем таким же образом. Нужное количество краски и всех оттенков, что потребуется для росписи.

Подготовительный этап закончен. Продолжение во 2-й части . Так как статья большая я ее поделила на 3 части Во 2-й части непосредственно роспись будет, в 3 части декорирование росписи.

Батик. Практическое руководство по росписи ткани

Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик.

История батика

Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э.
Среди других находок, относящихся к глубокой старине, – японские ширмы периода Нара (646 — 794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н. э. его вполне могли производить и в Индии). НО то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710 – 794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 – 907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к периоду Нара (646 –794). В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно.
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.

Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры.
В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, используя и трафареты, и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.
Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят крупные центры производства батика на острове. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи.
Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких красках – розовой, желтой и синей, которыми искусно изображены птицы и цветы, четко прослеживается влияние Китая.
Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о.Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы. Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом Раффлсом.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты, в свою очередь, налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевило и позволяло получать очень сложные узоры. Для тканей с раппортным узором штампы подгоняли друг другу.
Поле резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство. Зачастую замысловатые и стилизованные изделия в технике батика сильно повлияли на стиль модерн и таких художников, как мадам Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни Макинтош.

Материалы и инструменты

Ткань – из натурального шелка (крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет), но можно использовать и хлопчатобумажные ткани (батист, штапель, тонкий поплин, маркизет). Ткань можно купить метражом и в виде готовых платков, галстуков или шарфов.
Краски – выбор красок для росписи по шелку достаточно велик. Одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они и по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром, причем каждая из них имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. И все же бесспорное предпочтение знатоки отдают высококачественным краскам французской фирмы «Lefrans & Bourgeois», закрепляемым путем запаривания. Можно использовать анилиновые красители как отечественного, так и импортного производства. Высококачественные краски итальянской фирмы «Maimeri» и «Maimeri idea» закрепляются утюгом. Краска для росписи ткани marabu фирмы «Дигл Дизайн» (silk, textill).На сегодняшний день на рынке имеется множество подобных красителей. Из отечественных красителей удобен в применении набор для росписи тканей «Батик», «Ученик» фирмы «Гамма». Он конечно уступает импортным красителям, но для начинающих это замечательный вариант.
Контурный состав – Для каждой краски подходит определенный контурный состав, обычно фирма производящая текстильные краски производит и контурный состав, подходящий для нее. Как правило, резервирующий состав имеет прозрачный цвет, для того чтобы сделать состав определенного цвета добавляют золотой, серебряный или цветной контур.
Деревянная рама – можно купить в магазине или сделать на заказ в багетной мастерской. Существуют специальный профессиональные рамы для батика с гайками, что обеспечивает возможность подогнать ее под любой размер.
Палитра и пипетки – облегчают забор краски из флаконов и их смешивание. Палитра должна быть с углублениями и обязательно белого цвета.
Стеклянные трубочки или пластмассовый флакон с пипеткой на конце – служат для проведения тонких линий в технике холодного батика. Стеклянные трубочки можно встретить в специализированном магазине или в наборе для работы с батиком. Можно использовать стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские капельницы с тонкими загнутыми под 135 градусов кончиками. Пластмассовый флакон на конце имеет металлический колпачок-насадку с полой иглой или узким отверстием. Чантинг – металлический инструмент для нанесения контуров.
Клейкая лента – нужна для оклеивания верхней стороны рамы перед началом работы, благодаря этому дерево не сможет впитать в себя краску и не запачкает вашу следующую работу.
Фен – ускоряет процесс высыхания красок. А так же помогает создать замечательные живописные эффекты в технике свободной росписи.
Кнопки – (канцелярские) для натягивания ткани. Лучше использовать трехзубчатые кнопки или булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы. Можно использовать стиплер.
Кисти – (беличьи или колонковые) Если вы решили вплотную заняться батиком, вам понадобятся профессиональные кисти:

  1. Широкая беличья кисть;
  2. Веерная кисть;
  3. Беличья кисть «Petit Gris pur» международный номер 11;
  4. Кисть из волоса красной куницы Экстра – международный номер 5;
  5. Кисть из полиамидов – международный номер 4;

Калька и алюминиевая фольга – Калька используется для заворачивания раскрашенного изделия при закреплении красок над паром. Фольга же кладется сверху в скороварку при закреплении красок. Она препятствует попаданию конденсирующейся влаги на вашу работу.

Спирт – для более быстрого высыхания поверхности ткани после окрашивания в разведенные водой краски можно добавить капельку спирта.

Соль – ею посыпают расписанные и еще влажные участки. Обладая свойством втягивать влагу, соль связывает и растворяет в воде красящие вещества – пигменты. В результате возникают оригинальные узоры. Пробуйте работать с солью разного помола. Существует также специальная соль для получения оригинальных разводов, ее можно встретить в специализированных магазинах.

Дистиллированная вода – необходима для разбавления и осветления красок. Не пользуйтесь для этих целей водой из-под крана – даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.

Соломинка для коктейля – простым способом можно достичь удивительного эффекта: подуть через соломинку на каплю краски, нанесенную на шелк.

Утюг – понадобится для закрепления красящего слоя или удаления воска с изделия в технике горячего батика.

Карандаш – лучше очень мягкий, используется для перенесения мотива на ткань. Или портновская ручка, которая смывается водой.

Мастер класс. Гильоширование. Выжигание по ткани. Часть 1. Работа с прибором по гильошированию.

Нитки – пригодятся для работы в узелковой технике.

Воск – универсальный воск для батика продается в магазине. Существуют специальные рецепты изготовления воска.

Лоток для окрашивания ткани – можно использовать глубокий поднос, как пластиковым, так и металлический. Подойдет любая ванночка, так как ткань при окрашивании должна быть полностью расправлена.

Тигель с термостатическим контролем позволит нагреть воск до определенной температуры и поддерживать ее на одном уровне. Но можно с успехом растапливать воск на водяной бане. Лучше всего использовать маленькую одноконфорочную плитку или газовую горелку.

Техника батика

Все множество существующих техник батика можно разделить на две основные группы.
Горячий батик – техника с применением расплавленного воска в качестве резервирующего состава.
Холодный батик – техника, где применен в качестве разделяющего и рисующего состава.

Техника горячего батика

Метод горячего батика отличается от метода холодного тем, что в качестве резервирующего вещества используется воск (парафин, стеарин или их смесь). Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят нате места ткани, которые должны остаться белыми, (восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым). Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высыхания ткани воском закрывают те участки, которые должны остаться светлоокрашенными, а остальное пространство закрашивается более в темные тона. Цикл: резервирование – крашение – сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски.
Для горячего батика потребуется растопленный воск, в качестве воска может служить белая хозяйственная свеча. Есть специальные рецепты воска для горячего батика:

Воск для чантинга:

6 частей сосновой смолы;
4 части парафина;
1 часть пчелиного воска;
0, 25 части даммаровой смолы;
0, 25 части жира.
Воск для покрытия больших площадей:
2 части пчелиного воска;
1 часть сосновой смолы;
0,5 части даммаровой смолы;
0,5 части парафина;
0,1 части жира.

Воск для кракле:

5 частей парафина;
5 частей сосновой смолы;
1 часть даммаровой смолы;
0,2 части жира.

Горячим воском можно не только отделить цвет от цвета, но и оставить неокрашенными большие пятна, т.к. на застывший воск краска не ложится.

Этапы работы в технике горячего батика:

1 этап: перевести рисунок на ткань.
2 этап: те места в рисунке, которые необходимо оставить неокрашенными, кистью покрыть горячим расплавленным воском.
3 этап: после высыхания расписать ткань согласно рисунку светлыми тонами.
4 этап: подождать пока роспись высохнет и покрыть воском более темные цветовые пятна и так до самых темных мест в рисунке.
5 этап: удалить воск с рисунка с помощью утюга и газет, поместив между ними ткани. После снятия воска ткань приобретает первоначальные пластичные свойства.
6 этап: дополнительная фактура получается в результате повторного покрытия воском всей поверхности.
7 этап: повторно снимаем воск с готового рисунка с помощью утюга и газет.

Роспись фарфора 5: Как нарисовать цветок, набор краски на кисть,роспись в мазковой технике,(часть 1)

К горячему батику также относится техника «Кракле». Заключается она в следующем, ткань расписанная красочным слоем или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. Ждем до полного высыхания. Горячим утюгом с множеством газет или бумаги снимаем воск с поверхности ткани. На стыке поверхности цветных и белых пятен образуются причудливая фактура.

Трафаретная роспись. Это очень просто

Техника «Штамп»

Этапы работы в технике «Штамп»:
1 этап: создайте композицию рисунка из несложных форм, лучше геометрических.
2 этап: вырежьте резаком или ножом штамп из губки. Для большего удобства приклейте к губке кусок пластика или не сложную рукоять.
3 этап: нагрейте воск и штампом из губки или паралона нанесите воск на ткань. Затем можно окрасить ткань и продолжить экспериментировать. Если вы придумаете разнообразные штампы из разного материала, то эффект может быть самый неожиданный.

Техника холодного батика

Техника холодного батика более разнообразна:

Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой.

Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, сольветозы, желатина, анальгина и др.). Для набора «батик – хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге. Еще один метод свободной росписи представлен ниже.

Этапы работы в технике свободной росписи:

1 этап: ткань натянутая на раму равномерно смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой.
2 этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани в соответствии с рисунком (растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному).
3 этап: нанесение изображения по чуть влажной ткани темным цветом крупными мазками.
4 этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мелкими мазками.
5 этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые дули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников и т.п.

Узелковая техника. Неожиданные эффекты и все время разные возникают при работе в этой технике.

Этапы работы в узелковой технике:

1 этап: свободная роспись по фону.
2 этап: высушенная ткань снимается с рамы и с помощью камешков или других аналогичных вещей, нитками согласно рисунку, завязывается несколько узлов на ткани.
3 этап: весь кусок ткани скручивают с двух сторон очень туго и складывают в два-три слоя, туго обвязывая нитками еще раз (плотность перекручивания и завязывания существенно влияет на будущий рисунок).
4 этап: перевязанную ткань опускают в емкость с краской.
5 этап: осторожно вынимаем ткань из раствора, даем стечь, развязываем нити и высушиваем.

Техника «Гутта»

Эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, гарантирует успех даже начинающим.

Этапы работы в технике «Гутта»:

1 этап: выстиранный шелк, просушенный, и хорошо отутюженный натяните на раму. Предварительно раму оклейте малярным скотчем.
2 этап: затем перенесите рисунок с эскиза мягким не острым карандашом.
3 этап: следующее, что вы должны сделать, это с помощью резерва провести линию окончания рисунка по всему периметру ткани, линия должна быть обязательно замкнутая, тогда краска не выйдет за ее пределы.
4 этап: обведите карандашный рисунок резервирующим составом, здесь тоже очень важно помнить, что все линии должны быть замкнутыми.
5 этап: после полного высыхания резерва роспись рисунка с помощью разбавленных до нужного тона анилиновых красителей.

Солевая техника

Или техника травления с использованием соли. Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин, платков, одежды в этой технике буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соль.

Этапы работы в солевой технике:

1 этап: на влажную расписанную в свободной технике ткань посыпается соль.
2 этап: важно не перестараться, соль посыпается там, где цветовое пятно необходимо обогатить интересной фактурой.
3 этап: после полного высыхания красок аккуратно удалите кристаллы соли.

Техника монотипии по ткани

Техника богатая на эффекты, но трудность в том, что невозможно предугадать, что в итоге получится. Невозможно повторить понравившийся эпизод.

Этапы работы в технике монотипии на ткани:

1 этап: нанесение краски на сухую поверхность ткани поролоновой губкой в произвольном порядке.
2 этап: когда ткань НЕМНОГО подсохнет, снять ее с рамы и заложить на ней несколько больших и малых складок в различных направлениях и прогладить утюгом, так повторить несколько раз до получения нужного эффекта.
3 этап: разгладить ткань окончательно. При глажении влажной ткани в складках получаются своеобразные переходы цвета от темного к светлому, образуя интересный фактурный рисунок.
4 этап: сверху тушью дополнительно можно отпечатать любую фактуру, например лист дерева.

Техника трафаретной росписи

Очень похоже на технику «Штамп» в горячем батике.

Этапы работы в технике трафаретной росписи:

1 этап: прописать фон в технике свободной росписи яркими и светлыми тонами.
2 этап: на высохшую поверхность ткани наложить шаблон, вырезанный из бумаги или картона (можно также использовать куски тюля, кружева или других подобных материалов). Отверстия шаблона покрывают краской textill marabu с солью (верхний красочный слой при этом не смешивается с нижним).

Техника росписи в несколько слоев

Этапы работы в данной технике:

1 этап: свободная роспись ткани яркими и светлыми цветами.
2 этап: нанесение контуром рисунка.
3 этап: прописывание отдельных мест темными или контрастными фону цветами для усложнения цветовой палитры.
4 этап: нанесение нового контура для проработки деталей рисунка.

Техника витража

Техника получила свое название от сильного сходства цветового восприятия с витражами. Разница лишь в использованном материале.

Этапы работы в технике витража:

1 этап: нанесение черного, золотого или серебряного контура на белую ткань согласно рисунку.
2 этап: после высушивания контура залить изображение различными цветными пятнами (контур будет отделять цвет от цвета, не давая краскам смешиваться).

Техника смещения

Эту технику можно назвать импрессионизм в шелке.

Этапы работы в технике смещения:

1 этап: погрузите шелковую ткань в чуть теплую воду, затем хорошо отожмите ткань. Шелк можно спокойно выкручивать, так как образующие заломы дают дополнительный интересный эффект.
2 этап: разложите хорошо увлажненную ткань на стеклянную, или на полиэтиленовой пленке.
3 этап: Сдвиньте ткань, так чтобы одни складки ложились на другие. И побрызгайте на них сверху выбранными вами красками из пульверизатора или с помощью аэрографа.
4 этап: перед каждым новым набрызгом меняйте положение складок, смещая ткань. И каждый новый этап должен подсохнуть.
5 этап: нанеся самые темные краски, их нужно совсем чуть-чуть для глубины рисунка, нужно дать шелку окончательно высохнуть.
6 этап: прежде чем закрепить роспись хорошо отутюжьте ткань.

Техника «Термический батик»

Самый простой способ получение узоров на ткани.

Этапы работы в технике термического батика:

1 этап: Предварительно ткань замачивают.
2 этап: Помещают на поверхность устойчивую к влаге и высоким температурам (деревянную или металлическую), складывают мелкими складками и кистью наносят разбавленные растворы красителей.
3 этап: Ткань покрывают калькой, а сверху ставят горячий утюг, аккуратно перемещая его с одного участка ткани на другой до полного высыхания изделия.
4 этап: После ткань разворачивают и проглаживают с изнанки и лица. Без запаривания изделие промывают водой и стирают с мылом.

Дополнительные декоративные эффекты:

С такими декоративными эффектами как «кракле» и «солевая техника» мы с Вами уже познакомились, но существует множество других, не которые Вы можете создать сами. А вот те, что уже существуют: Светлые участки на ткани можно получить с помощью крупинок мочевины (удобрение карбамида); графические элементы можно получить, смешав раствор красителя с клеем КМЦ и тонкой кистью наносить загустевший красильный раствор на сухую ткань. Состав, резервирующий можно сделать не только бесцветным, но и цветным. Для этого небольшое количество масляной краски выдавить на бумагу и оставить на 2 часа, а затем смешать с бесцветным резервом.
Для завершающего этапа очень важно правильно закрепить изделие и постирать его. Сначала промываем холодной водой, затем горячей и стираем вручную с мылом. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают при комнатной температуре в растворе уксуса (2 столовые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Изделия из хлопка, вискозы или льна после ручной стирки следует 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья. Гладить изделия нужно еще влажными, сначала с изнанки, а затем с лица.

Методические рекомендации по проведению занятий в технике батика

  1. Организация работы объединения;
  2. Учебно-материальная база;
  3. Общие методические рекомендации:
  4. Техника безопасности;
  5. Примерный тематический план объединения «Художественная роспись по ткани»;
  6. Поурочные планы-конспекты занятий объединения «Художественная роспись по ткани».

Организация работы объединения

Объединение «Художественная роспись по ткани» может быть создан при различных центрах творчества, школах, клубах, летних лагерях и т.д.
В объединении могут заниматься ребята среднего и старшего школьного возраста, так как младшему школьному возрасту с анилиновыми красителями и горячим воском, а также с резервом, имеющим специфический запах, работать не рекомендуется.
Программа объединения рассчитана на 72 учебных часа в год, по 2 часа на занятие 1 раз в неделю.
Набор обучающихся следует проводить в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по привлечению школьников в объединение, для этого распространяются афиши и объявления с приглашением записаться в объединение и кратким его содержанием.
В помещении, где будет проводиться запись в объединение, нужно оформить витрину или стенд с работами кружковцев. При записи школьников в объединение необходимо провести ознакомительную беседу, при составлении списка кандидатов в объединение указать основные данные: Фамилия, имя, возраст, школа, класс, домашний телефон и адрес. Учащимся, записавшимся в объединение, выдается памятка с указанием названия кружка, расписанием занятий, места и времени проведения первого занятия.
В одну группу рекомендуется включить не более 15 человек. В каждой группе выбирают старосту, который является помощником руководителя, он назначает дежурных, следит за порядком. По окончанию занятия следит за тем, чтобы обучающиеся привели в порядок свои рабочие места.

Учебно-методическая база объединения

Помещение и оборудование. Работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении, имеющем вытяжную вентиляцию. Освещение должно быть размещено с левой стороны и спереди, а падающие тени не создавать помех для работы.
Рабочие столы должны быть достаточно широкими, чтобы на них можно было разместить не только раму с натянутой тканью, но и инструменты, приспособления, краски. Условно рабочий стол делится на три зоны. В центре располагается рама, слева от нее – инструменты и приспособления, справа – баночки с красками и резервирующим составом. На отдельном столе должна стоять электрическая плитка, вентилятор или фен и утюг.
В кабинете должна быть настенная доска, для выполнения графических работ, развешивания плоских наглядных пособий.

Наглядные пособия. Наглядные пособия демонстрируются при объяснении задания или в процессе беседы. К основным видам наглядных пособий, используемых при работе над батиком, относятся:

Таблицы с графическим изображением последовательности выполнения той или иной техники росписи;
Образцы росписи по ткани, выполненные в различных техниках; образцы с различными видами брака;
Различные иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о художественной росписи по ткани, ее истории, о декоративно-прикладном искусстве.
Хорошим наглядным пособием могут служить ранее выполненные работы обучающихся в объединении.

Разрисовала шопер с готовым трафаретом | Роспись ткани и одежды

Материалы, инструменты, приспособления. Лучшими тканями для росписи являются ткани из натурального шелка – крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет, но можно использовать и хлопчатобумажные ткани – батист, штапель, тонкий поплин, маркизет. Для росписи ткань натягивают на раму, пяльцы. Для нанесения на ткань рисунка способом холодного батика применяют стеклянные трубочки различного диаметра. Но для этой цели можно использовать как стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские капельницы с тонкими загнутыми под 135 градусов кончиками. Инструменты для работы в технике горячего батика очень разнообразны. Это – воронки, кисти, штампы, каталки, трубочки и т.д.
В росписи тканей способом батика могут использоваться анилиновые красители как отечественного, так и импортного производства, как сухие, так и разведенные. Одни красители закрепляются на пару, водной бане, другие просто достаточно прогладить горячим утюгом.
Резервирующий состав можно использовать готовый, а можно приготовить самим. В программе предусмотрено изготовление резервирующего состава. В технике холодного батика для его изготовления потребуется: парафин, резиновый клей, бензин, канифоль. Для горячего: парафин, пчелиный воск, технический вазелин.
Кисти могут понадобиться разного размера, как беличьи, так и жесткие щетинные. Кроме всего перечисленного, в наличии должен быть утюг – для выпаривания воска из ткани; резиновые перчатки – краски интенсивные и при попадании на кожу плохо смываются; кнопки – для закрепления ткани на раме; газеты – для выпаривания воска при горячей технике.

Общие методические рекомендации

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (10-20 минут) и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение эскизов, приготовление необходимых материалов для росписи (резервирующий состав, изготовление самой рамы, сама роспись).
Необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретической знаний, полученных учащимися. Так при прохождении каждой новой техники росписи, вначале нужно познакомить детей с историей происхождения данной техники, затем научить обучающихся правильно и последовательно натянуть ткань на раму, перенести изображение с эскиза на ткань и проинструктировать обучающихся последовательности самой росписи. Только после этого можно приступать к работе над изделием.
При объяснении нового материала или задании, в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением на доске графических работ. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде.
Выполнение задания в группе обучающихся обычно проходят неравномерно: одни на середине работы, другие только начинают, поэтому индивидуальная работа очень важна. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому с критикой в отношении работы или обучающего нужно быть предельно аккуратно. Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, лучше, если по индивидуальному эскизу или это должна быть хорошо выполненная копия образца.
Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Так просмотр можно устроить как временную выставку. Коллективные просмотры приучат объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Примерный тематический план объединения «Художественная роспись по ткани» (на 1 год)

№ п/п Наименование темы Количество часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Техника безопасности. 2 2
Понятие композиции. Знакомство с форэскизами.. 4 2 2
Краткие сведения по цветоведению. 4 2 2
Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные. 8 2 6
2 Холодный батик. История возникновения. 2 2
Создание эскиза для изделия в технике холодного батика. 4 4
Работа над изделием в технике холодного батика с применением бесцветного резерва в композиции «Сказочные цветы». 8 2 6
Работа над изделием в технике холодного батика с применением цветного резерва в композиции «космические фантазии». 8 2 6
3 Горячий батик. История возникновения. 2 2
Создание эскиза для изделия в технике горячего батика. 4 4
Работа над изделием в технике горячего батика в композиции «Морские сюжеты». 8 2 6
Работа над изделием в технике горячего батика в композиции «Полевой букет». 8 2 6
4 Изучение дополнительных декоративных эффектов. Кракле. Солевая техника. Штамп. Монотипия. 8 2 6
5 Итоговое занятие. Выставка. 2 2

Поурочные планы-конспекты занятий объединения «Художественная роспись по ткани»

Тема занятия: Изготовление и нанесение резервирующего состава в технике холодного батика (продолжение работы).

Цель: изучить особенности техники холодного батика, освоить способ нанесения резервирующего состава на ткань.

Задачи:

  • Развивать у учащихся интерес к данному виду творчества, способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.
  • Воспитывать терпение, аккуратность, старание.
  • Познакомить с возможностями резервирующего состава и изучение различных дополнительных эффектов в технике холодного батика.

Оборудование и материалы. Шелковая и х/б ткань, пяльцы, беличьи кисти, стеклянные трубочки, образцы работ, соль крупного помола, мочевина, анилиновые красители, сода, дистиллированная вода.

План занятия:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Объяснение нового материала. (15-20 мин.)
  3. Практическая работа. Нанесение резерва на ткань. (30 мин.)
  4. Физ минутка. (5 мин.)
  5. Показ руководителя дополнительных декоративных эффектов. (15 мин.)
  6. Завершение занятия. Самостоятельное использование декоративных эффектов на своих работах. (15 мин.)
  7. Подведение итогов, анализ работ. (7 мин.)

Ход занятия.

1.– Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы продолжаем с вами изучать роспись по ткани. Давайте повторим и вспомним, о чем узнали на прошлом занятии. Перед вами не большой кроссворд, который поможет нам в этом. (Приложение 6).
– с последним словом под номером 3 по-вертикале вы еще не знакомы, давайте оставим его до конца сегодняшнего занятия, а когда познакомимся с данным понятием, запишем его в кроссворд.
2. – На прошлом занятии мы с вами сделали эскиз для техники холодного батика, давайте приступим к следующему этапу нашей работы и натянем ткань на раму. Посмотрите на плакат «Натягивание ткани на раму» он поможет вам правильно это сделать, но прежде чем мы начнем натягивать ткань, давайте внимательно изучим еще один плакат «Техника безопасности». (Приложение 5) (Комментарии и ответы на возникшие вопросы).
– Следующее что мы должны сделать после того как натянули ткань, это перевести эскиз на ткань. Посмотрите, как это буду делать я. Ткань на раме переворачиваем таким образом, чтобы ткань плотно прилегала к эскизу, так мы четко видим весь эскиз в натуральную величину и нам удобно переводить его с помощью простого мягкого карандаша на поверхность ткани.
– Рисунок переведен и находится на ткани, теперь мы можем с помощью стеклянной трубочки наносить резервирующий состав по линии карандаша так, чтобы линия не прерывалась. Очень важно чтобы резерв ложился на ткань не прерывно, иначе краска выбежит за пределы рисунка.
3. – Посмотрите, как правильно набирать резерв в стеклянную трубочку, лучше всего это делать с помощью резиновой груши. Помним о содержании плаката «Техника безопасности» еще один очень важный момент, чтобы резерв не выбегал из трубочки, когда вы не ведете ей по линии карандаша, держите трубочку носиком вверх.
– Важно помнить не только о том, что контур рисунка должен быть замкнутым, но и о том, что если долго держать трубочку на одном месте не двигаясь по линии, то образуется лужица. Работать трубочкой нужно быстро. Чтобы линия получалось равномерной.
– После того как вы обвели весь рисунок посмотрите его на просвет, так можно увидеть где образовались разрывы или слишком тонкие линии. А лучше всего, перевернуть работу на обратную сторону и проработать рисунок резервом с левой стороны. После того как вы убедились в целостности контура, нужно дать резерву высохнуть. А мы тем временем отдохнем. Давайте выйдем в коридор, проведем физминутку, а кабинет тем временем проветрится.
4. Физминутка.
5. Чтобы ваша работа получилась интересной и необычной я хочу познакомить вас с дополнительными декоративными эффектами. Для декоративных эффектов используют солевую технику, эффект «Кракле», и эффекты получающиеся при нанесении на влажную ткань мочевины. При использовании последней будьте очень аккуратны, мойте руки с мылом, так как мочевина, удобрение, и может быть ядовитым. (Показ).
6. Практическая работа. Обучающиеся работают с анилиновыми красителями непосредственно на своих эскизах, используя только что полученные знания.
7. Подводим итоги проделанной работы. Обсуждение удачных моментов, получившихся декоративных эффектов и допущенных ошибок. Убираем рабочие места.

Тема занятия: Роспись по ткани с применением бесцветного резервирующего состава в работе над композицией «Сказочные цветы» в технике холодного батика (продолжение работы).

Цель занятия: создание композиции «Сказочные цветы» в технике холодного батика.

Задачи:

  • Воспитание интереса к данному виду искусства.
  • Развитие творческих способностей и художественного вкуса.
  • Формирование умений и навыков росписи по ткани.

Оборудование и материалы: анилиновые красители, беличьи кисти, баночка для воды, бумага, карандаш, ластик, образцы работ, стеклянная трубочка, резерв.

План занятий:

  1. Организационный момент (5 мин.)
  2. Объяснение нового материала (15 мин.)
  3. Практическая работа (30 мин.)
  4. Физминутка (7 мин.)
  5. Продолжение практической работы (30 мин.)
  6. Подведение итогов (3 мин.)

Ход занятия

1. – Здравствуйте, ребята! Давайте проверим ваши рабочие места и достанем ваши эскизы.

2. На прошлом занятии мы с вами работали над созданием эскиза для изделия в технике холодного батика. Сегодня вы должны самостоятельно расписать изделие, на основе ранее полученных знаний. Давайте повторим последовательность работы в технике холодного батика.

1 этап: выстиранный шелк, просушенный, и хорошо отутюженный натяните на раму. Предварительно раму оклейте малярным скотчем.
2 этап: затем перенесите рисунок с эскиза мягким не острым карандашом.
3 этап: следующее, что вы должны сделать, это с помощью резерва провести линию окончания рисунка по всему периметру ткани, линия должна быть обязательно замкнутая, тогда краска не выйдет за ее пределы.
4 этап: обведите карандашный рисунок резервирующим составом, здесь тоже очень важно помнить, что все линии должны быть замкнутыми.
5 этап: после полного высыхания резерва роспись рисунка с помощью разбавленных до нужного тона анилиновых красителей.
6 этап: после того как краски высохнут, их нужно закрепить. Это можно сделать с помощью утюга или нанести воск, а затем утюгам отгладить через несколько слоев газет.

При росписи данной композиции мы будем использовать анилиновые красители фирмы «Гамма», готовый набор для росписи ткани «Батик – ученик». Эти красители очень концентрированные, требуют разведения содовым раствором. С помощью пипеток можно забирать необходимое количество краски и разводить ее в ячейках палитры до получения необходимого тона. Теперь приступим к росписи. Каждому начинающему надо знать основное правило: идти от светлых участков к темным, в этом случае любое нечаянно поставленное пятно можно закрасить следующей за ней более темной краской. Кисть окуните в краску примерно до половины и затем свободно, без нажима, провидите по ткани кончиком кисти. Ткань сама «забирает» краску с кисти, так что волшебные цветные разводы возникают без особого труда с вашей стороны. Можно залить зарезервированные участки водой, а затем уже расписать их красками. При таком способе заливки следует помнить, что краски станут менее насыщенными, но зато получится плавный переход от более темного к светлому тону. (Весь рассказ сопровождается показом).

Мягкие цветовые переходы можно создать, проводя по залитому краской участку кистью, смоченной в спирте. После этого в некоторых местах краска потеряет свою насыщенность, в других местах станет более яркой и переходы от одной к другой станут плавными. Можно использовать дополнительные декоративные эффекты. Закончив роспись, надо ее просушить.

3. Практическая деятельность ведется в русле индивидуальной работы конкретно с каждым обучающимся.

4. Физминутка должна разделить практическую работу на две части. Так как работа над росписью требует кропотливости и усидчивости. Для разгрузки позвоночника и глаз выполняются разминка.

5. Практическая работа продолжается после физминутки.

6. По окончанию практической работы подводятся итоги, обучающиеся выставляют свои композиции и коллективно обсуждают, что удалось, а где были допущены ошибки.

Список используемой литературы:

  1. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  2. Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство./ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.
  3. Журнал: «Валентина». Роспись по шелку. – М.: Издательский дом «ОВА-ПРЕСС». № 1; 1995 г.

Трафаретная живопись. Декор шкатулки «Свобода на кончике кисти».

С помощью трафаретов очень легко рисовать, и как-то я уже показывала процесс оформления интерьерного панно с помощью трафаретной росписи. Но можно ли так же легко расписать объёмную вещь, например, шкатулку? Я решила попробовать, ведь роспись через трафареты — это довольно простая техника, а также это отличная идея для декора шкатулки.

Для декора шкатулки в технике трафаретной живописи понадобятся следующие материалы:

• акриловые краски «Акрил-Арт»: Маджента, Жёлто-зелёный, Белила титановые, Охра жёлтая;

• трафареты, которые мы будем использовать для рисования;

Трафаретная живопись. Мастер-класс по декору шкатулки.

1. Для начала грунтую заготовку чёрным акриловым грунтом в два слоя.

Грунт, кроме своей основной задачи (грунтовки), будет выполнять роль фона, поэтому сверху покрываю его одним слоем матового лака.

С помощью трафарета, трафаретной кисти и краски «Акрил-Хобби Де Люкс» Оливковый (цвет шикарный, как будто наполненный солнцем, настоящий, очень рекомендую!) оформляю рамки на крышке и на всех четырёх боковинах. Кисть работает круговыми движениями, втиранием, полусухая. Излишки краски с кисти вытираю об салфетку.

С помощью фонового трафарета и той же краски движениями, напоминающими припудривание, оформляю фон внутри полученных рамок. Закрашивание делаю неравномерным, чтобы создать иллюзию фокусного размытия фона за получаемой решёткой.

Для последующей работы я создаю трафарет для росписи: рисунок трафарета скачан с сети и вырезан из простой канцелярской папки для бумаг. В этом трафарете вырезан и общий букет цветов, и цветы по отдельности, что даёт возможность нарисовать их много и разных. По краю трафарета так же вырезаны маски части цветов, что позволяет оформлять затемнение вокруг получаемых цветков (я это делать не буду). Трафарет можно крутить как хочется и создавать или веточку с одним цветочком, или же огромный букет.

По моей задумке это будет ветка с несколькими цветками, пробирающаяся сквозь решетку-изгородь на свободу. На боковинах шкатулки я таким же трафаретом нарисую молодые бутоны с листьями.

Красками Хаки, Оливковый, Маджента + капелька Чёрного, создаю подмалёвок (нижний слой всего рисунка).

Далее в оформлении лепестков использую только белый цвет, где-то высветляя сильнее, где-то не очень.

Красками Охра жёлтая, Лесная зелень и Жёлто-зелёная оформляю листву и сердцевину цветка. Работаю в основном трафаретной кистью, но кое-где на помощь приходят и другие кисти.

После того, как ветки будут прорисованы, чёрной краской кое-где прорисую решётку, чтобы визуально часть веток убрать за неё.

Краской «Деколор» Старая бронза, тоже трафаретной кистью через трафарет, оформляю надпись.

Креплю замочек и, несмотря на то, что данная фурнитура под бронзу, его тоже припудриваю красой Старая бронза, чтобы сделать единым оттенок надписи и фурнитуры.

Опять беру трафарет с надписью и, точно совместив трафарет с уже полученной надписью, выкладываю его повторно рельефной пастой цвета графит.

После высыхания, опять совмещаю рельеф с трафаретом и покрываю весь рельеф краской деколор старая бронза. Первый красочный слой мне нужен был, так как в рисунке трафарета надписи есть очень тонкие линии букв, через которые рельефная паста категорично не хотела ложиться, а без этих линий буквы были бы не целыми… надежды же на то, что выложенный после рельеф не помешает прорисовке тонких линий, было слишком мало, чтобы рисковать.

С помощью губки припудриваю ребра и кромки всей шкатулки.

Вот и всё, три взмаха кисти, капельки красок и сама не заметила, как шкатулка оказалась готова Просто, быстро, легко! Как я и люблю 🙂

Мастер-класс: рисунок на футболке

Сейчас очень много крупных и не очень мастерских, занимающихся нанесением принтов на одежду, аксессуары, производящих различную сувенирную продукцию. Стоимость услуг в таких мастерских невысока, доступна, да и скорость изготовления радует.

Мастер же, вбивая краску в ткань,соблюдая точность линий задуманного рисунка и заполняя равномерно цветом все детали, затрачивает массу своего времени и вкладывает душу (иначе просто ничего не выйдет). Время изготовления и стоимость услуг существенно выше печати на станках.

Тут каждый выбирает сам!

А теперь идея подарка (мастер-класс):

Берем однотонную футболку (цвет и состав ткани — это ваши личные предпочтения).

Берем копировальную бумагу и ручку с цветной пастой, чтоб было видно какая часть рисунка уже обведена.

И лист, на котором распечатан нужный нам рисунок .

Обводим с хорошим нажимом на ручку, иначе рисунок просто не ляжет на ткань.

Убираем лист бумаги с рисунком и копировальную бумагу.

Прорисовываем ручкой участки рисунка, где получился не четкий оттиск.

Вооружаемся кистями (синтетика) и контуром по стеклу (на самом деле, он универсальный) серебристого цвета.

Тонкой кистью прорисовываем контуры, далее более широкой кистью заполняем цветом детали рисунка.

Искусство росписи по ткани

Методы и техники росписи по ткани. Инструкции по применению красок, медиумов, контуров.

Искусство красиво раскрашивать ткани человеку известно достаточно давно. Поскольку еще жители Древней Индонезии, использующие в собственном обиходе слово «батик», научились наносить рисунки и узоры на отрезки хлопчатобумажного полотна. Такое искусство не имело жестких рамок или правил, а традиция нанесения краски менялась и дополнялась новыми приемами. К тому же, каждый мастер нередко использует собственные варианты росписи, дополняя традицию «батика» своими новшествами, а также совершенствую методику.

Особенности современного искусства Сегодня украшать за счет художественной росписи можно совершенно любую одежду, в том числе и аксессуары, а именно платки, банданы или сумочки.

Нередко данный прием используется в создании оригинальных предметов интерьера, тем самым делая домашний текстиль более изысканным и оригинальным.

Что необходимо для начала работы?

Подготовка рабочего места Лучше всего найти в доме хорошо освещаемый стол, предусматривающий возможность использования воды. Кроме того, желательно обустроить достаточно большое пространство для работы, чтобы можно было свободно и легко перемещаться возле подрамника, а также наносить рисунки с нужной стороны. Также стоит побеспокоиться о наличии перед глазами всей палитры используемых красок, позволяющие вовремя подбирать оптимальные сочетания цветов для раскрашивания полотна.

Подготовка ткани Современная техника росписи по ткани предусматривает ее предварительную подготовку, для чего необходимо осуществить стирку полотна с целью удаления крахмала. Можно прогладить отрез утюгом, после чего ткань крепится в двух углах. Далее при помощи кнопок, а также небольших натяжных крючков, которые должны находиться друг от друга на расстоянии 5-8 см, необходимо закрепить сначала одну сторону, а потом все остальные. Желательно следить за тем, чтобы кнопки не были расположены друг против друга. Подобный прием позволит избежать образования ложбинок. В самом конце растяжки желательно натянуть ткань настолько, чтобы она напоминала кожу барабана.

Процесс нанесения на ткань резервного контура Нанося роспись по ткани мастер класс предусматривает на данном этапе использование мягкого карандаша, с помощью которого обозначается контур рисунка на предварительно приготовленном шаблоне. Как правило, резервирующий состав позволяет не допустить последующего затекания либо смешения красок. Слегка прикасаясь к ткани концом насадки, необходимо обозначить по карандашному следу резерв. Вести линии необходимо плавно и без остановок, а если речь идет о плотных тканях, данная процедура проводится с двух сторон. После ткань хорошо просушивается и проверяется на целостность, а также надежность нанесенного контура. На этом этапе возможно поправить контур, зафиксировав места пропуска. А далее необходимо промыть насадку водой и хранить резерв в хорошо закрытой тубе.

«Холодный батик» или как наноситься роспись методом резервирования Данный метод предусматривает натягивание ткани на раму, после чего на ее поверхность переводится рисунок и наносится резерв. Далее резервирующая линия хорошо просушивается, а сама ткань смачивается внутри контура водой. Используемые в работе краски необходимо тщательно перемешать и с помощью мягкой кисти закрасить сперва светлые элементы рисунка, а далее его темные части. Желательно наносить краску на ткань, не доводя кисть до края резервирующего контура. После завершения работы, необходимо выждать сутки, и далее прогладить получившуюся роспись с помощью утюга без пара.

Как наносится свободная роспись? По своей сути роспись ткани с помощью кисти напоминает эффект гобелена. Данный этап принято начинать с выбора подходящих красок, оптимальное количество которых должно составлять 4-5. Наносить их лучше всего небольшими мазками, которые будут расположены недалеко друг от друга. Внимательно следите за эффектами, которые могут возникать при растекании красок. Желательно, как можно быстрее выполнить все работы, пока не проникшая в глубь ткани краска не оставила сильно заметной разницы. Для создания эффекта прозрачности можно добавить в краски разбавитель, придающий нежные тона, чем-то схожие с акварельными цветами. После окончания работы, полотно высушивается на протяжении суток, а далее проглаживается горячим утюгом без пара через ткань х/б.

В нашем каталоге представлены краски для росписи ткани как поштучно, так и в наборах. Например, набор Decola – надежный инструмент для росписи по ткани Данный набор предусматривает наличие пяти цветов и 2 контуров, а также разбавителя для красок. Он отлично подойдет для работы новичков и профессионалов.

Особенности трафаретной техники Трафарет представляет собой декоративный мотив, который принято вырезать на бумаге. Он нередко изготавливается из промасленного картона, а также является достаточно водостойким. Такой материал может выдерживать действие растворителя, поэтому его используют несколько раз. Основным преимуществом работы с данным материалом является возможность снижения до минимума вероятности смазывания краски, поскольку он способен впитывать ее по краям прорезей. Данная техника росписи является одной из самых простых и понятных, поскольку все, что потребуется – это надежно закрепить трафарет на поверхности ткани. Далее подготавливаются с помощью палитры краски и берется поролоновый спонжик, с помощью которого наносится краска. После завершения работы ткань на протяжении суток хорошо высушивается, а далее проглаживается утюгом.

Как фиксируются краски с помощью утюга? После того, как изделие будет полностью готово, его принято проглаживать утюгом, который имеет встроенный терморегулятор. Обязательно берется х/б ткань, а сама глажка проходит при температуре, полностью соответствующей используемой х/б ткани. Основные особенности использования красок, предназначенных для росписи по ткани или шелку.

Стандартная техника предусматривает 4 простых этапа:

1. Подготовка ткани. Полотно стирается в мыльной воде, а далее сушится и гладится при необходимости. После делаются наметки будущего рисунка.

2. Нанесение контура (в примере Deco Fabric Guta) . Процесс нанесения краски и контура можно организовать по любой технике. Сам контур Deco Fabric Guta принято использовать для его наведения, тем самым предотвращая вероятность растекания краски на остальные участки рисунка. Вести средство необходимо плавно по линии, выбрав направление против волокон, а также слегка выжимая из аппликатора пропитку. Желательно, чтобы линия получилась одной толщины и не имела разрывов. После ткань высушивается на протяжении часа или более при необходимости. Чтобы закрепить контур, можно прогладить отрез утюгом.

3. Роспись красками. Для нанесения рисунка необходимо набрать краску кистью и нанести на ткань, соблюдая равномерность слоя. Если необходим рисунок с глубоким цветом, процедура повторяется несколько раз, каждый раз предусматривая смачивание кисти перед сменой цвета. Смешивать краски лучше на палитре. Перед началом работы желательно проверить на тестовом куске краски для ткани, поближе познакомившись, таким образом, с их основными особенностями.

4. Фиксирование с помощью нагрева: 1) для фиксации рисунка между ним и утюгом размещается кусок ткани или белой бумаги, температура должна зависеть от типа ткани, а время данного процесса находиться в пределах 3-7 минут. Как фиксируются краски Deco Textil? Если ткань поддается процессу стирки, необходимо фиксацию краски осуществлять за счет использования утюга, указав температуру на отметке «хлопок» и не используя пар. Гладить необходимо с обратной стороны рисунка на протяжении 5 минут, тем самым позволяя приобрести узору нужную текстуру. Если ткань стирать нельзя, краска фиксируется с помощью фена, работающего в течение 5 минут до возникновения объемной текстуры.

Правила ухода: первый раз стирать разукрашенную ткань необходимо только через 48 часов после нанесения красок. Желательно выбрать стиральную машину, задав режим «деликатной стирки», а также выбрав температуру 30 градусов. Если речь идет о хлопке, возможна температура в 60 градусов.

Роспись по шелку

Если речь идет о холодной технологии, то она призвана минимизировать или полностью исключить процесс растекания красок, когда нет возможности использовать контур Deco Fabric Guta либо важно акцентировать внимание на работе с кистью. В этих целях желательно использовать медиум Anti-fusing, позволяющий сделать краску более густой:

1 Метод. Медиум наносится на место рисунка, после чего осуществляется сушка полотна, а далее рисунок разукрашивается неразбавленными красками Deko Silk.

2 Метод. Смешивается одна часть медиума с таким же количеством неразбавленной краски, после чего смесь наносится на ткань. Важно понимать, что Anti-fusing уменьшает растекание красок, но не исключает данный процесс полностью. Также можно использовать медиум в качестве основы для светлых красок, накладываемых на темные участки ткани.

Мастер-класс по надглазурной росписи фарфора от члена СХР Елены Красновой.

Особенности солевой техники с помощью Deko Silk Данный материал позволяет создать текстурный фон при помощи соли и впитывающих красок, до того момента, пока они полностью не высохли. 1. Для этого необходимо выполнить 3 этап первого пункта стандартной техники. 2. Рассыпать на ткани соль до высыхания красок. 3. Подождать пока краски высохнут, после убрать соль. Возможно использование и крупной, и мелкой соли, что позволит получить нужный эффект.

Особенности трафаретной техники Deko Silk Выполняется третий этап стандартной техники, а далее: 1. После просушки фона рисунка с помощью трафарета распыляется краска. 2. Ткань просушивается, и процесс повторяется при необходимости. Особенности технологии акварели на шелке с помощью Deko Silk 1. Выполняется 1 этап. 2. Шелк увлажняется водой. 3. Осуществляется подготовка светлого тона фона за счет использования небольшого количества краски. 4. Как только ткань высохнет, каждая деталь рисунка прорабатывается кистью, а также краской для шелка.

Как создавать декоративные эффекты? Если существует необходимость в получении декоративных эффектов, можно использовать специальную клей-краску Tulip, а также разноцветные маркеры, предназначенные для ткани. Дополнительные возможности предлагает клей Deco Fabric, который позволит надежно зафиксировать мелкие элементы (к примеру, бусинки или камушки), сделав ткань красивой и оригинальной. Термолисты для нанесения разных рисунков — отличный инструмент для создания надежного и удивительно яркого декора на ткани. Дополнительные возможности предоставят уроки декорирования ткани, которые обязательно помогут открыть в Вас творческий потенциал, а также позволят делать каждую вещь неповторимой!

Оцените статью
Магия рукоделия: подборка лучших видео-мастерклассов
Добавить комментарий